Финансовая политика и управление финансами

Сущность финансов

Как историческая категория финансы появились при расслоении общества на классы. Сущность финансов, закономерность их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных взаимоотношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Децентрализованные финансы – денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Деньги – это всеобщий эквивалент, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, средство контроля за образованием и использованием фонда денежных средств.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

- предприятиями в процессе приобретения ТМЦ, реализации товаров и услуг;

- предприятиями и вышестоящими организациями при создании и распределении фондов денежных средств;

- государством и предприятием и гражданами при уплате налогов;

- предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесение платежей и получении ресурсов;

- между звеньями бюджетной системы;

- между органами страхования и предприятиями и населением при уплате взносов или наступлении страхового случая;

- внутри предприятия, опосредующие кругооборот фондов.

Главным источником денежных доходов служит НД – это ВВП минус потребленные в процессе производства орудия и средства производства. Финансы же играют главную роль в распределении НД. В условиях экономического роста, увеличения ВВП, НД финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью, они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества граждан страны.

По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие собой финансовые ресурсы.

Не следует отождествлять понятия финансы и финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы - совокупность денежных средств, а финансы отражают отношения возникающие в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Функции финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях.

1. Распределительная функция. Проявляется при распределении НД, когда происходит создание основных или первичных доходов. Основные доходы формируются при распределении НД среди участников материального производства – это з/п рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства, и доходы предприятий в сфере материального производства. Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение НД, в результате которого образуются вторичные или производные доходы – это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования НД.

Таким образом, перераспределение НД происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

2. Контрольная функция. Контрольная функция финансов нацелена на повышениеэкономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств. Основная задача - проверка правильности соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения обязательств перед бюджетной системой.

3. Регулирующая функция. Связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства.

4. Стабилизационная функция. Заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Прежде всего, связана с вопросами стабильности финансового законодательства.

Финансовая политика и управление финансами

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который представляет собой совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм характерен для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. Государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников.

Регулирующий финансовый механизм характерен для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство разрабатывает общий порядок использования финансовых ресурсов, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Финансовый механизм является неотъемлемым элементом финансовой политики.

Финансовая политика - это определение целей и задач, на решение которых направлен процесс формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Для оценки финансовой политики данного правительства и для выработки рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристику перспективных и более близких задач, определение сроков и методов их решения. Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить три ее разновидности:

- классическая. Суть ее сводилась к невмешательству государства в экономику, отведению главной роли в регулировании хозяйственной жизни рыночным механизмам. Государство финансировало только военные, управленческие и расходы по обслуживанию государственного долга. Доходы бюджета формировались только за счет косвенных налогов. Бюджет должен был быть бездефицитным.

- регулирующая. Допускалось вмешательство государства с целью регулирования циклического развития производственного процесса. Рост государственных расходов на создание новых рабочих мест способствовал повышению занятости и снижению безработицы Þ рост предпринимательской деятельности Þ формирование дополнительного спроса Þ увеличение НД. Основным источником роста доходов стал подоходный налог. Допускалась возможность бюджетного дефицита. С развитием МЭО роль государства уже не ограничивалась расходами и доходами, а также включала вмешательство в регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка капиталов и ценных бумаг.

- финансовая централизация. Предусматривала монополию государства в организации финансовых отношений. Характерна для соц. государств. Была достаточно эффективна, так как позволила в кратчайшие сроки создать мощный экономический потенциал, однако отставание в развитии потребительского рынка в дальнейшем привело к ее неэффективности.

Финансовая политика – многоплановое понятие, в ее составе выделяют бюджетную политику, денежно-кредитную, международную, которая в свою очередь определяется таможенной и валютной политикой.

Управление финансами находиться в ведении высших законодательных органов власти – парламентов: в США – Конгресс, Великобритания – Парламент, ФРГ – Бундестаг, Франция – Национальное собрания, Россия – Федеральное Собрание (две палаты ГосДума и Совет Федерации. Все основные финансовые законы утверждаются двумя палатами и подписываются главой государства.

Непосредственное управление финансами находиться в ведении – Министерства финансов и его органы на местах, Минфин обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики, оно составляет проект бюджета, организует его исполнение.

Управление финансами имеет также ряд своих особенностей и дополнительных органов в каждой стране. В Росси это: Главное управление федерального Казначейства (кассовое исполнение бюджета), Министерство по налогам и сборам и налоговые инспекции (контроль за исчислением, полнотой и своевременностью платежей в бюджет), Федеральная служба налоговой полиции (выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскная деятельность) и Государственный таможенный комитет (правильность исчисления и уплаты таможенных пошлин).

Заключительной стадией управления финансами является финансовый контроль.

Финансовый контроль - строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов.

В экономически развитых странах финансовый контроль разделяется на две взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль – комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий и конкретных органов управления, базирующаяся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Государственный контроль распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с формированием и использованием государственных ресурсов.

Негосударственный финансовый контроль направлен на проверку эффективности и использования денежных ресурсов (собственных, привлеченных, финансовых результатов, эффективности капвложений и т.п.), подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Государственный и негосударственный финансовый контроль существенно различаются своими целями. Главная цель государственного контроля – максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать издержки управления, а негосударственного – напротив, минимизировать свои отчисления государству и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. В то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.

Система финансового контроля в развитых странах однотипна и включает следующие элементы:

- ведомство главного ревизора-аудита (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств;

- налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству или министерству финансов, контролирует поступление в казну налоговых доходов;

- контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

- негосударственные службы контроля, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых операций;

- службы внутреннего контроля, основная задача которых – снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли.

При проведении финансового контроля все звенья должны придерживаться основных принципов, которые изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (международная организация высших контрольных органов, состоит 178 стран, ЕВРОСАИ – Европейская, членство Россия унаследовала от СССР):

· независимость – это финансовая самостоятельность контрольного органа, более длительный по сравнению с парламентским срок полномочия руководителя;

· объективность и неподкупность – неукоснительное соблюдение законодательства;

· компетентность – высокий профессиональный уровень работы контролеров;

· гласность – связь с общественностью и средствами массовой информации;

· презумпция невиновности проверяемых лиц и т.д.

Формы контроляпринято классифицировать по следующим критериям:

- регламент осуществления: обязательный – осуществляется на основе закона; инициативный – внутренний контроль, не вытекает из финансового законодательства;

- время проведения: предварительный – до совершения финансовых операций с целью предотвратить финансовые нарушения; текущий (оперативный) - в момент совершения денежных сделок, финансовых операций т.д.; последующий – анализ финансовой и бухгалтерской отчетности для оценки результатов;

- субъекты контроля: президентский, контроль законодательных и исполнительных органов власти, бюджетно-кредитных органов, внутрифирменных, аудиторский;

- объекты контроля: бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Различают следующие методы контроля:

- проверки - преследуют цель контроля качества управления финансовыми ресурсами на всех стадиях их планирования и использования, оценки эффективности и целесообразности проведения финансовых операций;

- обследования – в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для его финансового состояния и возможных перспектив развития;

- надзор – производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов;

- анализ финансового состояния - предполагает детальное изучение периодической или годовой отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности;

- наблюдение – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента;

- ревизия – наиболее всеобъемлющий метод финансового контроля, предполагает контроль законности и правильности проведения финансовых операций и достоверности финансовой информации.

Порядок и последовательность проведения контроля определяется стандартами бухгалтерского учета.

Результативность финансового контроля зависит также от санкций, применяемых санкций в отношении финансовых нарушений. В мировой практике сложились две модели: англосаксонская – деятельность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о контроле (ревизии); французская – контрольные органы имеют право определять степень виновности лиц в финансовых нарушениях и требовать возмещения финансового ущерба.

К негосударственным видам финансового контроля относятся:

- внутрифирменный – осуществляется экономическими службами самого предприятия за финансовой деятельностью предприятия;

- контроль со стороны коммерческих банков – соблюдение предприятием установленного порядка расчетно-кассовых и валютных операций, платежеспособность, ликвидность клиента;

- аудиторский контроль – установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, проверка платежно-расчетной документации, налоговой декларации и пр.

Финансовой контроль в РФ осуществляется следующими звеньями:

- Счетная палата – деятельность регламентируется федеральным законом (11.01.95), подотчетна Федеральному Собранию, основная задача – контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств, контролю подлежат все юридические лица. Основные методы контроля - проверки и ревизии, при обнаружении факторов грубых финансовых нарушений имеет право давать предписания, обязательные для исполнения, при их невыполнении по согласовании с Госдумой может быть принято решение о приостановке платежей по счетам юр. лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке;

- Комитет Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам и соответствующие подкомитеты – проводят экспертно-аналитические работы по всем финансовым вопросам;

- Президент РФ – осуществляет контроль в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения министра финансов РФ, представления кандидатуры председателя ЦБ РФ;

- Главное контрольное управление Президента РФ - подчиняется Президенту, но взаимодействует с органами исполнительной власти, осуществляет контроль за деятельностью органов контроля исполнительных органов власти, вправе направлять предписания об устранении нарушений, но не имеет права применять санкций;

- Правительство РФ – контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, политику в области финансов, денег и кредита. При Правительстве действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд функций;

- Министерство финансов РФ – контролирует составление бюджета, поступление и расходование бюджетных средств, валютный контроль, руководит организацией бухучета в стране, аттестовывает и лицензирует аудиторскую деятельность, вправе требовать устранения нарушений и приостановления платежей. В рамках Минфина действуют Департамент государственного финансового контроля (контроль за поступлением и расходованием средств бюджета, проверки финансовой деятельности по заданию правоохранительных органов) и Федеральное казначейство (управляет процессом исполнения госбюджета, имеет права накладывать взыскания на предприятия всех видов собственности);

- Министерство по налогам и сборам, налоговая инспекция, органы налоговой полиции - контроль за исполнением и соблюдением налогового законодательства;

- Департамент страхового надзора Минфина РФ – контроль в сфере страхования;

- ЦБ РФ и Департамент банковского надзора – контроль за деятельность коммерческих банков.

Финансовая система

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

В развитых странах государственная финансовая система включает в себя следующие звенья:

1) государственная бюджетная система;

2) государственный кредит и кредиты местных органов власти, и кредиты членов федерации (если есть);

3) специальные внебюджетные фонды;

4) финансы государственных корпораций.

Финансовая система РФ максимально приближена к финансовой системе развитых стран и содержит:

1) государственную бюджетную систему;

2) государственный кредит;

3) внебюджетные специальные фонды;

4) фонды имущественного и личного страхования;

5) финансы предприятий различных форм собственности.

Наши рекомендации