Финансовая политика государства и управление финансами

Финансовая политика

Это:

· Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций;

· Составная часть экономической политики государства.

В финансовой политике конкретизируются:

· Основные направления развития народного хозяйства

· Общий объем финансовых ресурсов.

· Источники финансовых ресурсов.

· Направления использования финансовых ресурсов государства.

· Механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами.

Финансовая политика государства:

o Денежная политика

o Ценовая политика

o Бюджетная политика

o Налоговая политика

o Кредитная

Направление проведения финансовой политики

o Фискальное – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей.

o Регулирующее – это вмешательство государства в процесс регулирования экономических процессов. Регулирование происходит с помощью таких инструментов как налоги, госкредит, нормы и нормативы, таким образом, государства воздействует на размер денежных средств, которым располагает экономический субъект.

Задачи финансовой политики:

o Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.

o Установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов.

o Создание эффективной системы управления финансами.

Типы финансовой политики

o Классическая

o Регулирующая

o Планово-регулирующая

Классическая финансовая политика

o Существовала до 20-х годов ХХ века.

o Основывалась на трудах классиков политэкономики.

o Основное направление политики – невмешательство государство в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма для регулирования хозяйственных процессов.

o Предусматривает ограничение государственных расходов и налогов.

o Обеспечивает условий для формирования и исполнение равновесного бюджета

o Система управления финансами сосредоточивается в едином органе управления – министерстве финансов. (казначейство)

Регулирующая финансовая политика

o В конце 20-х годов ХХ века произошел переход от классической финансовой политики.

o Основывалась на трудах Дж.Кейнса и последователей.

o Основное направление политики – необходимость вмешательства государством в экономику с целью регулирования.

o Предусматривает использование финансового механизма для регулирования экономики, социальных отношений и обеспечения занятости населения.

o Инструментами вмешательства в экономику являются государственные расходы, налоги, государственный кредит.

o Проводится политики дефицитного финансирования.

Неоклассическое направление регулирующей финансовой политики.

o В 70-е годы ХХ века в основу финансовой политики положена неоконсервативная стратегия.

o Предусматривает многоцелевое регулирование экономики и сокращение вмешательства государства в экономику и социальную сферу.

o Государство оставляет право за собой регулировать денежное обращение, валютный курс, социальную политику, процессы, находящиеся в кризисном финансовом состоянии.

Регулирующая финансовая политика

Создание специализированных самостоятельных органов управления финансами:

o Службы, занимающиеся планированием бюджетов;

o Бюджетных расходов;

o Финансированием расходов бюджетов;

o Контролем за поступлением налогов;

o Управлением государственным долгом.

Планово-директивная финансовая политика

o Применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономки.

o Основана на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе финансами.

o Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

o Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов.

o Изъятие средство производилось у государственных предприятий населения и органов местной власти.

o Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве.

o Других управленческих органов в области финансов не существовало.

Управление финансами

· Управление финансами – это система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управление денежными оборотом и финансовыми ресурсами.

· Управление финансами находится в тесной связи с финансовой и бюджетной политикой государства и действующим финансовым механизмом.

В процессе управления финансовыми органами осуществляются следующие функции:

· Финансовое планирование – предусматривает составление среднесрочных и текущих планов образования и использования финансовых ресурсов.

· Оперативное управление финансами – включает комплекс действий по исполнению плановых заданий, связанных с формированием финансовых ресурсов и финансовым обеспечением мероприятий, предусмотренных плановыми документами.

· Финансовый контроль - предусматривает проверку законности, правильности образования денежных средств, их эффективного и целевого использования.

Управление финансами осуществляется представительными и исполнительными органами власти.

· Представительными органами власти являются Государственные, республиканские, краевые, областные, районные думы, депутаты которых рассматривают, утверждают бюджеты, контролируют ход их исполнения.

· Исполнительные органы власти представлены Правительством РФ, территориальными администрациями, подведомственными им функциональными подразделениями, которые организуют составление и исполнение территориальных бюджетов, формируют внебюджетные фонды, ведут финансовую отчетность по пополнению бюджетов, смет бюджетных учреждений и др., а в лице финансовых органов ведут контроль за эффективным использованием бюджетных средств

Общее управление финансовой системой государства осуществляют:

§ Президент РФ и администрация Президента (ими регламентируется деятельность финансовой системы, подписывается Федеральный закон о Федеральном бюджете, имеется право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным собранием и пр.)

§ Федеральное собрание РФ, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Ими устанавливаются налоги, сборы, платежи, утверждается Федеральный бюджет, принимается финансовое законодательство и пр.

§ Правительство РФ формирует Федеральный бюджет, является единым центром управления финансами.

Министерство финансов РФ.

§ Основным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики является Министерство финансов РФ. Этот орган управления имеет следующие полномочия:

§ Вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы.

§ Принимает ряд нормативно-правовых актов, таких как порядок формирования отчетности об исполнении бюджетов, порядок ведения сводной бюджетной росписи; порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации; формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций; форма таможенного приходного ордера и пр.

§ Осуществляет составление проект а федерального бюджета; утверждение и ведение свободной бюджетной росписи федерального бюджета; представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; управление в установленном порядке государственным долгом РФ и пр.

§ В установленном законодательстве РФ порядке размещает заказы и заключает гос.контракты.

§ Обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации гос.политики в установленной сфере деятельности;

§ Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию вложенных на Министерство функций;

§ Взаимодействует в установленной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

§ Осуществляет иные функции.

Министерство финансов РФ осуществляет контроль деятельности находящихс в его ведении:

§ Федеральной налоговой службы;

§ Федеральной службы страхового надзора

§ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

§ Федерального казначейства;

§ Таможенных органов РФ

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор)

Росфиннадзор

Казначейство России

Таможенные органы

Финансовое планирование и финансовые контроль

Методы прогнозных и плановых расчетов и плановых показателей.

Процесс составления финансовых планов заключается в расчете целого ряда показателей. При этом используются разные методы и приемы расчета. Основные из них:

§ Расчетно-аналитический метод;

§ Методы экономико-математического моделирования;

§ Нормативный метод;

§ Балансовый метод;

§ Метод оптимизации плановых решений.

Расчетно-аналитический метод

§ На базе достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывают плановую величину этого показателя.

§ Метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, по результатам анализа их динамики и связей.

§ В основе метода лежит – экспертная оценка.

Основные этапы данного метода можно представить следующим образом:

I этап – Отчетные данные за предыдущие периоды;

II этап – Экспертная оценка динамики отчетных показателей;

III этап –Экспертная оценка перспектив развития;

IV этап – Расчет плановых показателей.

Методы экономико-математического моделирования

§ Используется при прогнозировании финансовых показателей на длительную перспективу.

§ Позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, которые их определяют.

§ Процесс разработки плановых показателей при использовании данных методов можно представить поэтапно:

I этап – Анализ и оценка отчетных данных за предыдущие периоды;

II этап – Выявление факторов, влияющих на динамику этих показателе;

III этап – Построение ЭММ плановых показателей;

IV этап – Прогнозирование показателей на основе ЭММ и разработка вариантов планируемого показателя;

V этап – Анализ и экспертная оценка перспектив изменения планируемых показателей.

VI этап – принятие планового решения.

Нормативный метод

§ Используется при наличии установленных норм и нормативов.

§ Нормативы, применяемые в финансовом планировании, устанавливаются:

§ Органами власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях

§ Ведомствами;

§ Предприятиями;

Балансовый метод

§ Заключается в построении баланса имеющихся в наличии финансовых ресурсов и потребности в них.

§ Применяется при планировании распределения полученных финансовых ресурсов.

§ Балансовая увязка по финансовым ресурсам имеет следующий вид:

Он+П=Р+Ок

Где Он – остаток средств на начало периода;

П – поступления средств в планируемом периоде;

Р – расход средств в планируемом периоде;

Ок – остаток средств на конец периода.

Метод оптимизации плановых решений

§ Состоит в разработке нескольких вариантов плановых расчетов с целью выбора оптимального.

§ Существуют два направления выбора хозяйственных вариантов:

§ Если даны ресурсы, то стремятся получить максимальный результат;

§ Если дан результат, то стремятся минимизировать расход ресурсов.

§ Выбор производится по определенному критерию.

§ Критериями выбора могут быть:

§ Минимум приведенных затрат;

§ Максимум приведенной прибыли;

§ Максимум дохода на вложенный капитал;

§ Минимум продолжительности одного оборота капитала (или максимум скорости оборота)

§ Минимум финансовых потерь (или финансового риска) и др.

Финансовый контроль

Финансовый контроль осуществляется на всех стадиях создания распределения и использования общественного продукта и национального дохода.

Контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельсности.

Объектом контрольной функции является финансовые показатели. Деятельность предприятий, организаций, учреждений.

В зависимости от субъектов, различают финансовый контоль.

1. Общегосударственный

2. Ведомственный

3. Внутрихозяйственный

4. Общественный

5. независимый

По видам субъектов контроля

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

· Общегосударственный

· Ведомственный

· Внутрихозяйственный

· Общественный

· Независимый (аудиторский) финансовый контроль

Наши рекомендации