Финансовая система. Финансовая политика и управление финансами.

  1. Финансовая система РФ, ее звенья.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер фин-х отношений, в которых образуются и используются соответствующие ФДС. Н-р: гос-й бюджет явл-ся централизованным ФДС.

Каждая сфера фин-х отношений представляет собой самостоятельное звено фин-ой системы страны и играет свою особую роль в процессе распределения ВВП.

Финансовая система РФ включает в себя следующие звенья:

I. Финансы предприятий, организаций и учреждений:

1. Финансы предприятий различных организационно-правовых форм, функционирующих на коммерческих началах;

2. Финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность;

3. Финансы общественных объединений(организаций) (политические партии, движения);

II. Страхование:

1. Социальное страхование(фонд соц-го страхования РФ-ФСС РФ);

2. Мед-е страхование(ФОМС, добровольное мед-е страхование);

3. Личное страхование(жизнь, здоровье и трудоспособность граждан);

4. Имущественное страхование;

5. Страхование предпринимательских рисков;

6. Страхование собственности.

III. Общегосударственные финансы:

1. Гос-ый бюджет;

2. Гос-ый кредит(ГКО, ОФЗ);

3. Гос-е внебюджетные фонды.

Финансовый аппарат, его задачи, функции и права.

Финансовую систему можно рассматривать не только, как совокупность различных сфер фин-х отношений, но и как совокупность органов управления финансами. К учреждениям финансовой системы РФ относятся: Мин. Фин РФ,ФНС РФ, главное управление Федерального казначейства, Рострах-надзор, Фин-ый аппарат министерств, ведомств, организаций и предприятий.

Общее управление фин-ой системой осуществляют федеральные, региональные и местные органы власти и управления. Н-р: ГосДума РФ рассматривает и утверждает федер-ый бюджет. Правительство РФ рассматривает составленный Мин. Фином РФ проект этого бюджета. Оперативное управление фин-й системой осуществляет Мин. Фин РФ, финорганы в регионах и на местах.

Права и ф-ции Мин. Фина РФ.

1. Методическое руководство финансовым и бюджетным планированием;

2. Методическое руководство в области финансирования эк-ки , соц-но-культурной сферы и гос-го управления;

3. Издание инструкций по финансовым вопросам;

4. Согласование законодательных и нормативных актов по налогам и сборам с ФНС РФ;

5. Получение от организаций и учреждений федерального уровня, документов и материалов для составления проекта федер-го бюджета.

Задачи Мин. Фина РФ.

1. Обеспечение фин-ми ресурсами организаций и учреждений разных сфер деятельности;

2. Создание государственных финансовых резервов(резервный фонд Президента РФ, а так же Правительство РФ);

3. Составление проекта федерального бюджета, а так же консолидированного бюджета РФ;

4. Контроль за соблюдением финансовой дисциплины организациями и учреждениями (соблюдение налоговой дисциплины, норм и нормативов расходов в бюджетных учреждениях);

5. Организация работы по исполнению фед-го бюджета(по доходам и расходам);

6. Проверка работы организаций и учреждений, финансируемых из фед-го бюджета, а также работы аппарата гос-х внебюджетных фондов.

Задачи ФНС РФ:

1. Разработка проекта законодательных и нормативных актов по налогам и сборам;

2. Контроль за правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов плательщиками и контрагентами

ФНС осуществляет следующие функции:

  1. Контроль за соблюдением налогового законодательства предприятиями, организациями, населением;
  2. Подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства.

Задачи налоговых органов(ФНС РФ и на местах):

ФНС РФ(совместно с Мин.Фином РФ) разрабатывает инструкции, методические рекомендации, инструктивные письма, методические указания, имеющие вневедомственный характер, Налоговый кодекс РФ части 1-2.

Задачи фин-х служб пр-й, организаций:

1. Обеспечение фин-ми ресурсами процесса производства и реализации продукции;

2. Обеспечение сохранности и эффективного использования фин-х ресурсов;

3. Своевременная уплата налогов, а также расчеты с поставщиками и подрядчиками, с банками по ссудам;

4. Участие в составлении финансовой отчетности;

5. Финансовый анализ бухгалтерских отчетов и балансов.

3.Финансовая политика государства, ее принципы и задачи:

Финансовая политика – это составная часть эк-ой и соц-й политики гос-ва.

Финансовая политика –совокупность мероприятий гос-ва в области финансов.

Она определяется закономерностями развития экономики и конкретными историческими условиями в стране. Понятие «финансовая политика» появилось в конце 70-х годов ХХ века. Общество и государство используют финансовые отношения в процессе проведения финансовой политики. В реальной жизни она проводится на основе издаваемых законодательных и нормативных актов.

Финансовая политика – это деятельность гос-ва по выработке концепции развития финансов на данном историческом этапе, принципов и форм организации фин-х отношений.

Финансы явл-ся экономической категорией и относятся к эк-му базису общества, а финансовая политика проводится людьми и относится к политической надстройке общества, она субъективна в отличие от финансов.

Финансовая политика вторична, она предопределяется экономикой . В то же время она имеет определенную самостоятельность, оказывая влияние на развитие эк-ки.

Принципы финансовой политики:

1. Обязательный учет требований эк-х законов (закон стоимости, законы спроса и предложения);

2. Учет исторических условий конкретного этапа развития страны;

3. Опора на предшествующий опыт проведения финансовой политики;

4. Учет мирового опыта в проведении финансовой политики;

5. Комплексный подход к выработке финансовой политики(согласование мероприятий, проводимых одновременно в разных звеньях финансовой системы);

6. Ориентация на выполнение основной задачи данного этапа развития страны.

Финансовая политика на разных этапах развития страны решает разные задачи, но есть и общие задачи:

1. Финансовая политика должна создавать условия для мобилизации финансовых ресурсов;

2. Необходимо разработать рациональную систему распределения и использования фин-х ресурсов;

3. Разработка финансового механизма, соответствующего данному этапу развития страны;

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач фин-я политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия определяет долговременный курс гос-ва в области финансов и предусматривает решение крупномасштабных задач. Финансовая тактика определяет краткосрочные задачи конкретного этапа развития страны (путем своевременной перегруппировки финансовых ресурсов и изменения способов организации финансовых отношений).

При относительной стабильности финансовой стратегии, тактика отличается большей гибкостью, изменчиваостью. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает возможности для постановки и решения тактических задач.

Наши рекомендации