Глава 3. Роль финансов в социально-экономическом развитии общества

Сущность государственных финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается процесс реализации государственных финансов и результаты их функционирования. Вопрос о количестве и содержании функций государственных финансов,как правило, не рассматривается. Исследователи сосредоточилисвое внимание в основном на функциях финансов вообще, которые, кстати, несмотря на многообразие различных взглядов,носят спорный характер. Некоторые известные финансисты,выделяли свои точки зрения по поводу функций финансов:

1. A.M. Бирман, выделяли три основные функции:обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами,контроль рублем и распределительную функцию.

2. A.M. Александров и Э.А.Вознесенский утверждали, что финансы представляют собой формирование денежных фондов, использование денежных фондов иконтроль за тем и другим.

3. Б.Е. Пеньков придерживается мнения,что финансы выполняют распределительную (перераспределительную), воспроизводственную, стимулирующую и контролирующую функции.

4. И.Т. Балабанов считает, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свое распределительноеназначение.

Такое обилие точек зрения свидетельствует, преждевсего, о сложности проблемы.Вместе с тем никто не отрицает, что финансы — это совокупность денежных отношений, организованных государством, впроцессе которых осуществляется формирование и использованиефондов денежных средств. И на вопрос, что является источникомформирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответбывает, как правило, один: валовой внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовыхинструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством. Отсюда следует, что мнение ряда авторов офункциях и финансах в целом (и применительно к государственным финансам в особенности) не лишено научных оснований.[10]

Представляется, что современный уровень понимания проблемы позволяет на основе обобщения соответствующих экономических взглядов говорить о восьми функциях государственныхфинансов:

1. Распределительной;

2. Перераспределительной;

3. Воспроизводственной;

4. Регулирующей;

5. Стимулирующей;

6. Плановой (или прогнозной);

7. Контролирующей;

8. Социальной.

В процессе реализации распределительной функции государственных финансов происходит первичное распределение полученных унитарными предприятиями денежных доходов. Осуществляется распределение национального дохода среди участников материального производства. Он подразделяется на зарплату рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства, с одной стороны, и доходов предприятий сферы материального производства — с другой. Однако первичные доходы не образуют общественных денежных средств, достаточных для удовлетворения и развития потребностей государства, на которые расходуются государственные финансы. Для этого требуется дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.[11]

Перераспределительная функция государственных финансов связана, в первую очередь, с межотраслевым и территориальным распределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий. Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами экономики, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и хозяйствования, а также социальными группами населения. Речь при этом идет о вторичном распределении той части доходов предприятий, которая поступает в виде налогов и других обязательных платежей в централизованные государственные фонды финансовых ресурсов.

Воспроизводственная функция государственных финансов благодаря фондам финансовых ресурсов регулирует постоянно повторяющийся процесс производства. Для этого необходимо оптимальное формирование фондов денежных средств на различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления. При этом роль государственных финансов в современных условиях заключается в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержание экономического роста, реформирования структуры экономики, развития ключевых отраслей хозяйства, ускорения НТП. Так, расширяя объем государственных инвестиций, государство стимулирует повышение спроса на рабочую силу. Это, в свою очередь, дает импульс росту промышленного производства, занятости, оживлению хозяйственной конъюнктуры. За счет федерального бюджета и бюджетов других уровней поддерживается спрос, происходит финансирование социальных мероприятий, программ и т.п.

Противоречивое воздействие на процесс воспроизводства оказывают военные расходы. Они дают заметный импульс развитию промышленности, новой техники и технологий. В то же время длительная гонка вооружений истощает экономику, приводит к внутрихозяйственным диспропорциям, изменяет структуру производства, порождает другие негативные явления.

Регулирующая функция государственных финансов тесно связана с другими их функциями. Так, через государственные расходы, государственный кредит и другие механизмы государство влияет на процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных процессов применяются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование фондового рынка.

В системе экономического регулирования через государственные финансы важное место могли бы занять государственные заказы за счет средств федерального и региональных бюджетов.

Государственные заказы, повышая спрос на внутреннем рынке, способны стимулировать развитие не только оборонных, но и гражданских отраслей народного хозяйства, стимулировать проведение научных исследований, создание и внедрение новой техники и технологии. Очевидно, что нужно решительно преодолевать сложившуюся порочную практику задержки с оплатой выполненных государственных заказов.

Стимулирующая функция государственных финансов призвана заинтересовывать субъектов рынка в той или иной инновационно-инвестиционной деятельности, сокращении затрат, повышении эффективности их деятельности и экономическом росте на основе лучшего использования всех факторов производства.

Примером применения государственных финансов в качестве стимула может служить реализация ряда федеральных целевых программ, особенно президентских. Другой важной задачей в свете рассматриваемого аспекта могла бы стать поддержка предпринимательства, взаимодействие государства с корпорациями и их альянсами — финансово-промышленными группами (ФПГ). Государственная поддержка предпринимательства призвана включать в себя прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, а также участие государства в соучредительстве при организации новых предприятий. Существенна роль государства в формировании и регулировании рынка труда, при предоставлении выгодных госзаказов.

Плановая (прогнозная) функция государственных финансов реализуется в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Федерации и муниципальных образований, а также с помощью бюджетных и внебюджетных фондов. Правда, в реформенные годы отношение части общества, включая видных государственных деятелей и представителей государственных органов различных уровней, к планированию было, мягко говоря, не самым прогрессивным. Полагаем, что с течением времени, по мере развития рыночной экономики и активизации роли государства в этом процессе, будет происходить осознание этими слоями общества полезности и объективной необходимости повышения значения плановой (прогнозной) функции государственных финансов. Особенно это важно в связи с переходом страны к среднесрочному, а в будущем и долгосрочному финансовому планированию (прогнозированию).[12]

В настоящее время большую роль могла бы играть и регулирующая функция государственных финансов, в ходе реализации которой используется широкий набор инструментов.Ядром системы могло бы стать индикативное планирование.Но для этого следует законодательно определить статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов, а также порядок разработки и ее реализации. Этим целямспособствовало бы принятие Федерального закона «О планировании и долгосрочных национальных программах социально-экономического развития».

Переход страны к новым экономическим отношениям породил большие трудности. Структурные преобразования вызвали в свое время значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и т.п. В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто меняется. Вместе с тем четко вырисовываются как минимум две тенденции.

Первая тенденция. Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде. Если при административно-командной системе более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете, то сейчас - не более 40%. Крупные средства перераспределяются ныне через такие государственные фонды, как Пенсионный, Фонд обязательного медицинского страхования и другие, обладающие автономностью.

Вторая тенденция. Невмешательство государства в экономику сохраняется. Это подтверждается следующими цифрами. В 80-е гг. более 57% бюджета страны расходовалось на народное хозяйство, а в последние годы - не более 12%. Если раньше 78% всех капитальных вложений финансировалось из бюджета, то в последние годы бюджет развития вынесен в отдельный раздел и в основном не обеспечен финансированием. Только в бюджете 2010 г. впервые создан инвестиционный фонд в сумме около 70 млрд. руб. с целью финансирования крупных инфраструктурных проектов на долевой основе совместно с частным бизнесом, об эффективности и значении которого пока говорить преждевременно.

Контрольная функция государственных финансов тесно связана со всеми остальными, особенно с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем над формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только одна функция контроля.

С помощью финансов государство распределяет валовой внутренний продукт не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль над обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Контрольная функция государственных финансов — прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль, контроль через форму стоимости. Поскольку государственные финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как указанная функция – лишь контроль реального денежного оборота.

Государственный финансовый контроль осуществляется на всех стадиях создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода. Контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, расходованием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом контрольной функции государственных финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий. Такой контроль называют государственным (вневедомственным). Его осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления — Федеральное Собрание, его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Кроме Федерального Собрания Российской Федерации органом государственного финансового контроля в стране является Счетная палата Российской Федерации. Имеются также контрольные и финансовые органы исполнительной власти. Отдельные функции государственного финансового контроля возложены на Агентство по налогам и сборам России, Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

Большими полномочиями, в том числе и по контролю в сфере финансов, располагает Главное контрольное управление Президента России. Оно привлекает к проверкам представителей правоохранительных и специальных органов контроля, обобщает практику изменения законодательства России в сфере контрольной деятельности, вносит предложения по его совершенствованию.

Важным органом финансового контроля в современных условиях становится Главное управление Федерального казначейства Минфина России, созданное в декабре 1992 г. как единая централизованная система, включая территориальные органы на местах. Главной задачей казначейства является организация, осуществление и контроль над исполнением республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов. Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетность о финансовых операциях правительства и состоянии бюджетной системы. Для выполнения указанных задач органы казначейства наделяются большими правами. Они могут производить проверки денежных документов на предприятиях любой формы собственности и хозяйствования, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по назначению, приостанавливать операции по счетам, применять к нарушителям штрафные санкции.

Наряду с новыми контрольными органами в России продолжает действовать контрольно-ревизионная служба Минфина России и ведомственный финансовый контроль. К органам государственного финансового контроля относятся также Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и контрольно-ревизионные структуры федеральных органов исполнительной власти, которые контролируют находящиеся в их ведении или непосредственном подчинении организации по основным направлениям деятельности этих институтов.[13]

В изменяющихся условиях становления правового государства, формирование системы финансового контроля не является кратковременным процессом с заранее данными параметрами. Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля - обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики, при котором совершенствование системы финансового контроля не может осуществляться автономно, но лишь как звено в общей системе мер перестройки финансового механизма.

Государственный финансовый контроль — не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования экономики. Посредством государственного финансового контроля выявляются отклонения от утвержденных показателей бюджета и нарушения законности, факты нецелевого и неэффективного использования финансовых ресурсов и государственной собственности. Это позволяет своевременно принять корректирующие меры, привлечь к ответственности виновных лиц, получить компенсацию за причиненный государству ущерб и провести мероприятия по предотвращению нарушений в будущем.

Важный инструмент этой политики - двухуровневая система государственного финансового контроля. Первый уровень - внешний контроль, который возложен на несколько государственных органов и учреждений, в том числе конституционный орган — Счетную палату Российской Федерации. Второй уровень — внутренний контроль, который проводят органы исполнительной власти и другие организации в соответствии с действующим законодательством.

Счетная палата РФ нуждается в придании ей статуса высшего постоянно действующего органа государственного финансового контроля. Ей явно необходимы права разрабатывать и проводить соответствующую политику, координировать деятельность федеральных органов по ее осуществлению. У нее должно быть больше, чем сейчас, реальных прав в борьбе с хищениями, финансовыми злоупотреблениями, коррупцией. В случае выявления нарушений в исполнении бюджетного законодательства у Счетной палаты должно быть право обращаться с исками в суд по защите интересов государства. Ей необходимо предоставить право безакцептного (бесспорного) списания средств со счетов злостных нарушителей бюджетного процесса в пользу федерального бюджета или получателей средств федерального бюджета в объеме допущенных нарушений. Это относится к тем случаям, когда представления и предписания Счетной палаты не выполняются, а предусмотренные ныне законом меры по приостановлению всех видов финансовых, платежных и расчетных операций нарушителей могут оказаться преждевременными.

Социальная функция государственных финансов способствует решению многочисленных социальных проблем. Здесь и регулирование трудовых отношений, и проведение государственной политики в области заработной платы, и регулирование цен на социально значимые товары и услуги, и содействие трудоустройству незанятого населения, и вопросы переподготовки кадров в соответствии с требованиями рынка труда и т.п.

Роль государства в регулировании экономики в полной мере должна проявиться в том, что государство является социальным партнером, стоящим выше интересов отдельных кланов и групп. В качестве социального партнера государство призвано обеспечить согласование общенациональных интересов, коллективных и частных интересов предпринимательских структур, социальных групп. Оно должно разрешать социальные конфликты, сотрудничать с предпринимателями по вопросам выработки экономической стратегии и политики экономических реформ.

Особенности государственных финансов проявляются, прежде всего, в формировании финансов. Как известно, источниками здесь на 80-90% выступают налоговые поступления и на 10-20% - неналоговые доходы, получаемые от использования государственной собственности и соответствующей торговли. Особую специфику составляет создание централизованных фондов, включая такие значимые, как пенсионные фонды, фонд социального страхования, медицинского страхования и др. Свои особенности существуют и в практике использования государственных финансов. Они идут на содержание государственного аппарата, обслуживание потребностей государства, включая социальные расходы, на целевые программы, на погашение государственного долга и др. Важную особенность составляет то, что они применяются при разработке и реализации международных проектов, особенно связанных с решением глобальных мировых проблем. Понятно, что данный перечень специфических свойств государственных финансов далеко не полный. Однако и он дает определенное представление не только об их самой общей характеристике, но и значении для развития общества и его экономики.[14]

Заключение

Данная курсовая работа дает представление о государственных финансах как о развивающейся единой и целостной системе, входящей в совокупную финансовую систему, которая, в свою очередь, является органической составной частью современной экономики страны. При этом основой современной экономики, как и прежде, остается материальное производство, а в финансовой системе принадлежит финансам предприятий (объединений), на базе которых формируются финансы населения и государства.

Разговор о государственных финансах прежде всего следует начинать с истории развития как общей, так и отечественной истории. Сам термин finansia возник в XIII – XV вв. в Италии и обозначал любой денежный платеж. Затем термин получил распространение и за и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. В следствии чего получил во-первых, денежные отношения между двумя субъектами; во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Так же следует рассмотреть все функции финансов и государственных финансов. По общему мнения финансы обладают двумя функциями: распределительная и контрольная. У государственных же финансов выделяют значительно больше: распределительная; перераспределительная; воспроизводственная; регулирующая; стимулирующая; плановая (или прогнозная); контролирующая; социальная.

Так же мы рассмотрели роль государственных финансов в социально-экономическом развитии общества через 8 ихфункций.

Список литературы

1.Данилин В.Ф., Ильин В.В, Петелина Н.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для студентов / Под ред. проф. В.Ф.Данилина. – М.: Маршрут, 2005.

3.Банковское дело: Под ред. Лаврушина О.И. – М.: Финансы и статистика, 2003.

4.Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – 2-е изд. / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

5.Обухов Н.П. Кредитный рынок и денежная политика. // Финансы. 2007.

6.Зви Боди, Роберт Мертон Финансы Finance. — М.: «Вильямс», 2007.

7.Бенуа Мандельброт, Ричард Л. Хадсон (Не)послушные рынки: фрактальная революция в финансах The Misbehavior of Markets. — М.: «Вильямс», 2005.

8.Финансы и кредит: Учеб. пособие/Под ред. проф. А. М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2005.

9.Финансы: Учеб. пособ. / Под ред. проф. А.М. Дробозиной.–М.,2000

10.Финансы: Учеб. пособ. / Под ред. проф. А.М. Ковалевой.–М.,2000

11.Финансы: Учебник / Под ред. В. М. Родионовой.–М.,2000

12.Финансово-кредитный словарь / Под ред. В. Ф. Гарбузова.–М.,1994.

13.www.finansy.ru/ Экономика и финансы: экономическая теория, публикации

14.www.dis.ru/fm/ ИГ "ДИС": Издания: Журнал “Финансовый менеджмент”

15.Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - Изд. 2-е, доп. и перераб. /Пол общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 640 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.)

[1] Данилин В.Ф., Ильин В.В, Петелина Н.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для студентов / Под ред. проф. В.Ф.Данилина. – М.: Маршрут, 2005

[2] Зви Боди, Роберт Мертон Финансы Finance. — М.: «Вильямс», 2007.

[3] Финансы: Учебник / Под ред. В. М. Родионовой.–М.,2000

[4] Финансы и кредит: Учеб. пособие/Под ред. проф. А. М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2005.

[5] Финансово-кредитный словарь / Под ред. В. Ф. Гарбузова.–М.,1994

[6] Финансы: Учебник / Под ред. В. М. Родионовой.–М.,2000

[7] Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – 2-е изд. / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

[8] Обухов Н.П. Кредитный рынок и денежная политика. // Финансы. 2007.

[9] Банковское дело: Под ред. Лаврушина О.И. – М.: Финансы и статистика, 2003.

[10] Финансы: Учеб. пособ. / Под ред. проф. А.М. Ковалевой.–М.,2000

[11] Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - Изд. 2-е, доп. и перераб. /Пол общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 640 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.)

[12] Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - Изд. 2-е, доп. и перераб. /Пол общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 640 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.)

[13] Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – 2-е изд. / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

[14] Финансы: Учеб. пособ. / Под ред. проф. А.М. Дробозиной.–М.,2000

Наши рекомендации