Роль финансов в социально–экономическом развитии общества

Отечественный финансовый сектор за годы своего становления достиг определенного уровня развития. На конец 2014 года в России действовали 459 страховых компаний, 1002 банка, 72 небанковские кредитные организации, 127 негосударственных пенсионных фондов, 404 управляющие компании [4, С.55].

В целом финансовая система России развивается достаточно динамично. Вместе с тем, следует отметить, что ее уровень не соответствует растущим потребностям национальной экономики и существенно отстает от среднеевропейских параметров. Несмотря на достаточно высокую динамику своего формирования, финансовая система России пока не стала эффективным механизмом реализации инвестиционных программ государства, субъектов предпринимательской деятельности и домашних хозяйств.

Анализ государственных финансов следует начать с главной составляющей, с исполнения Федерального бюджета.

Прежде чем отразить распределение доходов консолидированного бюджета РФ по видам поступлений, в таблице 1 проанализируем распределение общего объёма доходной части бюджета [6, С.54].

Таблица 1 – Поступления по уровням бюджета

Вид бюджета 2012 г. 2013 г. 2014 г. Отклонение 2014 г. от 2012 г.
абсолютное, млрд. руб. относительное, %
Консолидированный бюджет РФ, млрд. руб., в том числе: 23435,10 24082,39 26371,06 2935,96 112,53
в федеральный бюджет РФ 12855,14 13019,95 14496,83 1641,69 112,77
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 8064,52 8164,67 8905,46 840,94 110,43

Из представленной таблицы видно, что большая часть доходов консолидированного бюджета РФ направляется в федеральный бюджет РФ. За анализируемый период наблюдается положительная динамика поступлений денежных средств в консолидированный бюджет РФ, а как следствие, в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Так, в 2012 г. в бюджет государства поступило 23435,10 млрд. рублей, что на 2935,96 млрд. рублей или на 12,53 % меньше, чем в 2014 г. Из них в федеральный бюджет в 2012 г. направилось 12855,14 млрд. рублей, за два года объём денежных средств увеличился на 12,77 %. Из общего размера доходов консолидированного бюджета РФ, в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило 8064,52 млрд. рублей, данное поступление меньше аналогичного за 2014 г. на 840,94 млрд. рублей (на 10,43 %).

В 2013 г. в консолидированный бюджет РФ поступило 24082,39 млрд. рублей. Денежные средства распределились между бюджетами следующим образом: в федеральный бюджет направилось 13019,95 млрд. рублей, в консолидированный бюджет субъектов РФ – 8164,67 млрд. рублей.

Более подробный анализ распределения дохода бюджета возможен при детальном рассмотрении структуры и динамики доходов консолидированного бюджета РФ в зависимости от вида поступлений, наполняющих доходную часть бюджета (таблица 2).

Таблица 2 – Структура и динамика доходов консолидированного бюджета РФ (млрд. рублей)

Вид поступления 2012 г. 2013 г. 2014 г.
в фед. бюджет РФ в консолид. бюджеты субъектов РФ в фед. бюджет РФ в консолид. бюджеты субъектов РФ в фед. бюджет РФ в консолид. бюджеты субъектов РФ
Неналоговые поступления всего, в т.ч.: 5788,89 2050,15 5651,1 2057,9 6201,5 2258,75
доходы от ВЭД 4962,7 5011,0 5463,4
доходы от использования имущества, находящегося в гос. и мун. собственности 543,3 227,9 348,0 302,1 445,6 396,4
доходы от оказания платных услуг государства 131,5 32,0 134,7 40,8 138,6 44,3
доходы от продажи мат. и немат. активов 120,4 165,9 106,3 138,4 117,4 147,2
безвозмездные поступления 30,99 1624,35 51,1 1576,6 36,50 1670,85
Налоговые поступления всего, в т.ч.: 7065,11 6166,78 7621,89 6429,45 7729,21 6834,89
НДФЛ 2260,3 2497,8 2688,7
налог на прибыль 375,8 1979,6 352,2 1719,5 411,3 1961,5
НДПИ 2420,5 38,9 2535,3 40,5 2858,0 46,2
НДС 1886,14 0,31 2181,42 6,85 1868,21 0,29
имущественные налоги 785,3 900,5 955,1
акцизы 341,9 441,8 461,0 491,4 520,8 478,1
остальные налоги 2040,77 660,57 2091,97 772,90 2070,90 705,00
Доходы, всего: 12854,0 8216,93 13272,99 8487,35 13930,71 9093,64

Консолидированный бюджет субъектов РФ наполнялся за счёт такого вида неналоговых платежей, как безвозмездные поступления. В 2012 г. за счёт безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ направилось 1624,35 млрд. рублей, в 2013 г. – 1576,6 млрд. рублей, в 2014 г. – 1670,85 млрд. рублей.

Что касается налоговых поступлений, то не все их них направляются как в федеральный бюджет, так и в консолидированные бюджеты субъектов РФ. Так налог на доходы физических лиц и имущественные налоги направляются только в консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Основным источником пополнения доходной части федерального бюджета РФ происходит за счёт НДС и НДПИ. В 2012 г. за счёт НДС в федеральный бюджет поступило 1886,14 млрд. рублей, в 2013 г. – 2181,42 млрд. рублей, в 2014 г. – 1868,21 млрд. рублей. Поступления НДПИ также играют немаловажную роль в формировании федерального бюджета. В 2012 г. за счёт данного налога бюджет пополнился на 2420,5 млрд. рублей, в 2013 г. на 2535,3 млрд. рублей, в 2014 г. на 2858,0 млрд. рублей.

Консолидированные бюджеты субъектов РФ пополнялись в основном за счёт НДФЛ, при этом в 2012 г. поступило 2260,3 млрд. рублей, в 2013 г. – 2497,8 млрд. рублей, в 2014 г. – 2688,7 млрд. рублей. Основная часть налога на прибыль направляется в консолидированный бюджет субъектов РФ. В 2012 г. за счёт налога на прибыль бюджет пополнился на 1979,6 млрд. рублей, в 2013г. – 1719,5 млрд. рублей, а в 2014 г. – 1961,5 млрд. рублей.

Таким образом, можно отметить, что планирование консолидированного бюджета РФ – это очень сложная и рискованная работа, в силу того, что денежные средства, которыми располагает государство в данный момент, могут существенно отличаться от плановой суммы, а как следствие – возникновение профицита или дефицита бюджета. Вследствие этого, изучение доходов является одной из наиболее важных направлений работы Министерства финансов РФ.

Для анализа расходов консолидированного бюджета рассмотрим данные в таблице 3.

Таблица 3 – Структура и динамика расходов консолидированного бюджета РФ (млрд. рублей)

Виды расходов 2012 г. 2013 г. 2014 г.
в фед. бюджет РФ в консолид. бюджеты субъектов РФ в фед. бюджет РФ в консолид. бюджеты субъектов РФ в фед. бюджет РФ в консолид. бюджеты субъектов РФ
По всем разделам и подразделам 12894,99 8343,18 13342,90 8806,67 14830,60 9353,29
Общегосударственные расходы 809,85 508,25 850,71 546,09 934,74 585,01
Национальная оборона 1812,39 4,01 2103,58 4,38 2479,07 4,10
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1842,98 94,59 2061,60 106,57 2086,17 107,85
Национальная экономика 1968,50 1608,53 1849,30 1730,38 3062,91 1779,28
Жилищно–коммунальное хозяйство 228,84 881,26 177,51 901,87 119,61 906,33
Охрана окружающей среды 22,49 21,78 24,26 24,75 46,37 25,67
Образование 603,84 2046,97 672,28 2333,74 638,26 2474,30
Социальная политика 3859,73 1273,76 3833,13 1312,49 3452,37 1473,27

Анализ динамики расходов консолидированного бюджета Российской Федерации позволит определить тенденцию изменения расходов бюджета Российской Федерации в целом и по каждому виду расходных статей за период 2012–2014 гг. Таким образом, можно будет проследить, увеличивается или снижается величина расходов федерального бюджета Российской Федерации в целом и по каждому виду расходных статей, какие виды расходов увеличиваются или снижаются наиболее быстрыми темпами.

По данным таблицы 3, видно, что величина расходов консолидированного бюджета Российской Федерации в течение всего исследуемого периода возрастает. При этом наибольшее значение величины расходов наблюдается в 2014 году – 14 830,60 млрд. руб., что на 1487,7 млрд.руб. больше чем в 2013 г. Динамику плановых показателей можно охарактеризовать как положительную, так как на протяжении трех лет отмечается увеличение расходов средств федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ, что связано с развитием страны в целом.

Далее, следующим наиважнейшим компонентом государственных финансов являются внебюджетные фонды. Одна из основных задач функционирования социальных фондов заключается в оптимизации процесса образования их доходной части, что и может быть достигнуто в результате эффективного управления имеющимися в распоряжении фондов денежными средствами [12, c.55].

Основные показатели, которые характеризуют деятельность ПФ РФ в 2013–2014 гг. можно представить в виде таблицы (таблица 4).

Таблица 4 – Основные показатели, характеризующие деятельность ПФ РФ в 2013–2014 гг., млрд. рублей

Показатель 2013 г. 2014 г. Отклонение 2014–2013 гг. Темп роста
Доходы 5 255,60 655,60 114,3
Расходы 4 922,10 722,10 117,2
Доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР 361,2 418,1 56,90 115,8
Объем поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 2 815,30 915,30 148,2
Поступления дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках Программы государственного софинансирования пенсий 3,6 4,1 0,50 113,9
Расходы на выплату пенсий 4 081,20 381,20 110,3
Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан 293,6 311,9 18,30 106,2
Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала 97,1 171,3 74,20 176,4

Бюджет Пенсионного фонда РФ в 2013 году по доходам превысил 4600 млрд. рублей, что составляет 10,4% ВВП страны. Что касается 2014 года, то бюджет превысил 5255 млрд. рублей, что соответствует 9,9 % ВВП.

Основное направление расходования Фонда – расходы на выплату пенсий и пособий. Проанализируем изменение структуры выплаты пенсий и пособий за 2014 г. по отношению к 2013 г. Этот показатель в 2014 г. по сравнению с 2013 г. уменьшился на 5,2%. Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан в 2014 г. возросли на 18,3 млрд. руб., данные расходы составляет 6,33% от общего объема расходов, в 2013 г. данный показатель 7%. Растущее место в расходах ПФР занимает предоставление материнского капитала. По сравнению с 2013 г. в 2014 г. данные выплаты увеличились на 74,2 млрд. руб., что составляет 3,48%.

Основное место в доходах занимают поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые в 2013 г. составили 1900 млрд. руб., а в 2014 – 2815,3 млрд. руб. В структуре доходов это составило 41,3% и 53,6% соответственно. Абсолютный прирост составил 915,3 млрд. руб.

Что касается доходов по накопительной составляющей бюджета ПФР, то в 2014 г. они возросли по сравнению с предыдущим годом на 56,9 млрд. руб., что составило 7,95% всех доходов.

Далее проанализируем состояние хозяйствующих субъектов Российской Федерации.

Динамика количества малых предприятий (за период с 2011 по 2014 гг. не стабильна. В 2012 году наблюдается существенный прирост количества малых предприятий – 113%.

В 2014 году наблюдается снижение количества малых предприятий на 5,3%. Это может быть связано с изменениями федерального законодательства в социальной и налоговой сфере.

Таблица 4 – Динамика количества малых предприятий 2012–2014 гг.

Количество хозяйствующих субъектов, шт 2012г. 2013г. 2014г. Отклонение 2014 г к 2012г
Малые предприятия
Микропредприятия
Всего

Количество микропредприятий в 2013 году увеличилось на 53% в сравнении с 2012 годом, а в 2014 наблюдается незначительный прирост, который составляет 0,4%. Снижение темпов роста количества микропредприятий мы также можем связать с изменениями федерального законодательства.

В заключении можно отметить следующее, внебюджетные фонды осуществляют свою финансовую деятельность на основе бюджета, утверждаемого для каждого фонда. Денежные средства государственных внебюджетных фондов предназначены исключительно для целевого расходования на мероприятия, определенные законодательством Федерации или ее субъекта. Материальное содержание расходов внебюджетных фондов определяется бюджетом внебюджетного фонда.

Касаемо хозяйствующих субъектов можно отметить следующее, с 2012 года объем выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг малых предприятий стабильно увеличивался и к 2013 году вырос в 2 раза. Однако в 2014 году наблюдается снижение на 9,4%. Подводя итоги, позитивными тенденциями в развитии малого предпринимательства можно назвать следующие:

– положительная динамика инвестиций в основной капитал малого бизнеса – оптимальная отраслевая структура;

– положительная динамика среднемесячной заработной платы на малых и микропредприятиях.

Заключение

Подводя итог, можно отметить следующее:

Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

На разных этапах развития страны состав финансовой системы изменялся. После революции 1917 года финансовая система страны была радикально реформирована. В течение 1921 – 1924 годов реформировалась бюджетная система страны. Было отменено объединение общегосударственного и местных бюджетов, введены волостные бюджеты, предоставлены бюджетные права сельским советам, расширены бюджетные права союзных республик. Главной задачей финансовой системы в послевоенные годы стало восстановление разрушенного войной хозяйства. В 1947 г. была проведена денежная реформа и конверсия государственных займов, введены единые розничные цены на товары. К концу 70–х г.г. ХХ века финансовая система состояла из двух крупных звеньев: общегосударственных финансов и финансов предприятий отраслей народного хозяйства.

Можно отметить, что в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы. Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.

Финансовая система проявляется в их функциях: функция планирования, функция организации, функция стимулирования и контрольная функция.

Согласно проведенному анализу были выявлены основные проблемы внебюджетных фондов, хозяйствующих субъектов, страхового рынка и денежно кредитной политики.

Анализ деятельности социальных внебюджетных фондов позволяет говорить о том, что в настоящее время в России существует необходимость в разработке новых, адекватных современным социально–экономическим условиям, механизмов и форм работы. Новые направления реформирования системы пенсионного, социального и медицинского страхования должны предусматривать соответствующее правовое, финансово–экономическое, методологическое, научно–информационное и кадровое обеспечение, разработку и внедрение инновационных технологий.

Для реализации потенциала предпринимательских необходимо обеспечить механизмы, при которых поддержка малого предпринимательства становится инструментом, обеспечивающим решение наиболее важных в текущей и стратегической перспективе проблем.

Развитию страхового рынка России, в настоящее время способствуют следующие факторы:

1. Интеграция в мировом экономическом сообществе;

2. Снятие «железного занавеса» между Россией и европейскими странами;

3.Увеличение количества поездок за границу, которые сопровождаются приобретением страховых полисов;

4. Развитие рыночных отношений в России, которые сопровождаются высокой деловой, финансовой и другими рисками.

Список использованной литературы

1. Бланк И.А. Управление формированием капитала. – М.: Омега–Л, 2011. – 512 с.

2. Боронина Э.С. Оценка основных средств в соответствии с концепциями поддержания капитала компании // Бухгалтерский учет. – 2014. – № 17. – С. 62 – 66.

3. Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятия. – М.: Эксмо, 2011. – 652 с.

4. Горелова А.В. Методические подходы к вопросам повышения эффективности капитальных вложений // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2010. – № 8. – С. 4 – 9.

5. Дементьева А.Г. Рыночная стоимость и информационная прозрачность бизнеса // Маркетинг. – 2015. – № 1. – С. 102 – 108.

6. Джамалдинова М.Д. Целевые установки эффективности управления капиталом организации // Вопросы региональной экономики. – 2010. – № 2. – С. 60–70.

7. Карасева И.М. Финансовый менеджмент. – М.: Омега–Л, 2014. – 335 с.

8. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Проспект, 2010. – 1024 с.

9. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. – М.: Инфра–М, 2012. – 522 с.

10. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Финансы предприятий. – М.: Альфа–Пресс, 2013. – 640 с.

11. Пласкова Н.С. Экономический анализ. – М.: Эксмо, 2011. – 704 с.

12. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятий. – СПб.: Питер, 2010. – 208 с.

13. Ревуцкий Л.Д. Понятия и показатели ценности и стоимости предприятий // Вестник машиностроения. – 2014. – № 5. – С. 81 – 87.

14. Сорокин М.А. Бухгалтерский управленческий учет инвестиций в форме капитальных вложений // Проблемы учета и финансов. – 2011. – № 2. – С. 18 – 21.

15. Тихомиров Е.Ф. Финансовый менеджмент. Управление финансами предприятия. – М.: Академия, 2013. – 384 с.

16. Чиркина М.В., Иода Е.В. Совершенствование управления процессом привлечения капитала на предприятии посредством имитационной модели // Социально–экономические явления и процессы. – 2015. – № 2. – С. 116 – 119.

17. Шкода Р.В. Принципы формирования динамики модели структуры совокупного капитала предприятия // Экономические науки. – 2015. – № 4. – С. 240 – 243.

18. Шуляк П.Н. Финансы предприятий. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 620 с.

19. Яшин С.Н., Кошелев Е.В. Метод оценки эффективности инвестирования предприятий на основе оценки риска перелива капитала в отраслях экономики // Финансы и кредит. – 2013. – № 28. – С. 7 – 11.

Наши рекомендации