Теоретические аспекты общественного питания и его роль в социально – экономическом развитии общества

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 36 с., 3 рис., 7 табл., 20 источников, 2 прил.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Объект исследования – отрасль общественного питания Беларуси.

Предмет исследования – состояние и закономерности развития отрасли общественного питания.

Цель работы:исследовать состояние и изучить особенности общественного питания в системе социально-экономического развития общества, определить пути развития отрасли общественного питания.

Методы исследования:описания, систематизации, метод сравнительного и факторного анализа, метод технико-экономических расчетов, экономико-статистический расчетно-аналитический.

Исследования и разработки:проведен сравнительный и факторный анализ состояния и развития рынка общественного питания, выявлены пути развития отрасли общественного питания.

Элементы научной новизны:определены и сформулированы основные направления развития отрасли общественного питания.

Область возможного практического применения:лекции, семинарские занятия, диспуты, конкурсы, деловые игры.

Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость:изучение общественного питания в системе социально-экономического развития общества является очень актуальным, так как позволяет найти его основные пути развития.

Автор работы подтверждает, что приведенный в курсовой работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

_______________________

(подпись учащегося)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….
Теоретические аспекты общественного питания и его роль в социально – экономическом развитии общества………………………  
  1.1 Сущность, функции и значение общественного питания в социально-экономическом развитии общества……………….......  
  1.2 Характеристика и классификация предприятий общественного питания в современных условиях………………………………….  
  1.3 Нормативно-правовая база по вопросам организации общественного питания в Республике Беларусь………………….  
Анализ и оценка социально-экономического развития общественного питания Республики Беларусь……………………....................................  
  2.1 Оценка рынка общественного питания Республики Беларусь…..
  2.2 Анализ обеспечения населения местами в общедоступных объектах общественного питания………………………………….  
  2.3 Анализ динамики товарооборота общественного питания и его структуры……………………………………………………………  
  2.4 Анализ производительности труда, прибыли и рентабельности продаж в общественном питании………………………………….  
Пути развития общественного питания в Республике Беларусь….......
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемых источников………………………………………….......
Приложения………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Пища – основа жизни человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. Следовательно, питание человека – это не только его личное, но и общественное дело.

Общественное питание – один из видов экономической деятельности Республики Беларусь, который имеет важное социальное значение: он способствует удовлетворению потребности населения в продуктах питания, повышению производительности труда, экономному использованию производственных ресурсов, сокращению времени на приготовление пищи в домашних условиях, созданию условий для более полного удовлетворения духовных потребностей. Поэтому исследование состояния общественного питания, выполнение социальных стандартов по обслуживанию населения Республики Беларусь, совершенствование работы объектов общественного питания, расширение услуг общественного питания на сегодняшний день являются важнейшими задачами, стоящими перед руководством республики.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что изучение и осмысление изложенного в работе материала, применение его на практике может повысить эффективность деятельности предприятий общественного питания.

Актуальность темы исследования: переход к рыночной экономике сопровождается изменениями в деятельности всех хозяйствующих субъектов потребительского рынка, в том числе в общественном питании, укреплением финансовой самостоятельности предприятий, совершенствованием методов хозяйствования, направленных на повышение их эффективности. Деятельность предприятий общественного питания заключается в решении как экономических, так и социальных задач, направленных на удовлетворение потребности населения в организации внедомашнего питания и досуга. Рыночные преобразования в экономике страны создали условия для развития конкуренции в сфере общественного питания, изменения структуры, характера услуг предлагаемых населению, повышения роли предприятий отрасли в развитии экономики страны и удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Развитие рыночных отношений и усиление конкуренции объективно требует повышенного внимания ученых и практических работников к проблеме оценки эффективности субъектов хозяйствования в общественном питании. Научные исследования в области общественного питания в основном ориентированы на изучение технологии производства продукции и организации обслуживания населения на предприятиях отрасли. Вместе с тем, остается малоизученными вопросы оценки эффективности предприятий общественного питания. Исследование проблем и перспектив развития общественного питания актуально и в плане понимания его роли в социальной и экономической жизни общества и определение основных направлений развития отрасли.

Целью выполнения курсовой работы является закрепление полученных теоретических знаний, сопоставление теории с практикой.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:

− определены теоретические аспекты общественного питания и его роль в социально – экономическом развитии общества;

− изучен рынок общественного питания Республики Беларусь;

− проведен анализ обеспеченности населения местами в общедоступных объектах общественного питания;

− проведен анализ динамики и структуры товарооборота общественного питания;

− проведен анализ производительности труда, прибыли и рентабельности продаж в общественном питании

− выявлены пути развития общественного питания в Республике Беларусь.

В процессе написания курсовой работы были использованы следующие источники: нормативные документы, учебники, учебные пособия, Интернет-ресурсы, работы ведущих авторов в области коммерческой и экономической деятельности современных предприятий общественного питания, так же розничного товарооборота, и различные публикации из периодической экономической печати за последние годы, следующих авторов - О.П. Ефимова, Кравченко Л.И., Боханова М.И., Алексеева М.М., Емельянова Т.В., Кравченко В.П. и др.

Безусловно, невозможно в одной работе досконально рассмотреть все проблемы и особенности отрасли общественного питания. Однако в данной работе сделана попытка рассмотреть все ее аспекты развития. Для проведения исследования были использованы статистические данные Министерства антимонопольного регулирования и торговли, а также Национального статистического комитета Республики Беларусь за 2012 – 2016 годы.

Основным показателем деятельности объектов общественного питания является объем товарооборота. Динамика товарооборота в фактически действовавших ценах за период с 2011 по 2016 годы отражена в таблице 2.

Таблица 2 – Динамика товарооборота общественного питания по Республике Беларусь за период с 2011 по 2016 годы.

Год Объем товарооборота Абсолютное отклонение Темп прироста
в фактически действовавших ценах, млрд. руб. в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году в фактически действовавших ценах, млрд. руб. в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году в фактически действовавших ценах, млрд. руб. в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году
557,3 100,9 - - - -
1032,0 110,4 474,7 9,5 85,2 9,4
1355,1 111,2 323,1 0,8 31,3 0,7
1591,0 101,6 235,9 -9,6 17,4 -8,6
1698,8 94,9 107,8 -6,7 6,8 -6,6
1904,7 99,1 205,9 4,2 12,1 4,4

Так, согласно вышеприведенным данным в динамике товарооборота общественного питания Республики Беларусь за последние пять лет прослеживается положительная тенденция. Наибольший темп роста по товарообороту общественного питания был в 2012 году по сравнению с 2011 годом – 185,2 % или 474,7 млрд. рублей. Это было обусловлено высокими темпами девальвации белорусского рубля. Такой рост объясняется влиянием ценового фактора. Наименьший темп прироста в 2015 году по сравнению с 2014 годом – 6,8 % или 107,8 млрд. рублей. В 2016 году товарооборот общественного питания составил 1904,7 млрд. рублей, что на 205,9 млрд. рублей больше чем 2015 году, или на 12,1 %.

Изучая данные товарооборота в физических объемах можно сделать вывод, что за последние 3 года наблюдается динамика снижения товарооборота в сопоставимых ценах и в 2015 году данный показатель составил 94,9 %, в 2016 году – 99,1 %. Это связано с тем, что общественное питание – самый чуткий к малейшим изменениям реальных доходов населения сектор потребительского рынка.

Анализируя объем товарооборота в разрезе областей, можно сделать вывод о том, что в 2016 году наибольший товарооборот был получен у предприятий общественного питания г. Минска, он составил 833,8 млрд. рублей, что на 15,6 % больше, чем в 2015 году и на 27,9 % больше, чем в 2014 году. Среди областей наибольший товарооборот за последний год получила Минская область – 218,9 млрд. рублей, что на 15,9 % больше 2015 года и на 29,0 % – 2014 года. Причем лидирующую позицию среди областей Минская область держит только последние 2 года – в 2015 году и 2016 году, а с 2012 года по 2014 год наибольший товарооборот получала Гомельская область. Наименьший объем товарооборота с 2012 года по 2016 год был получен в Могилевской области и в 2016 году он составил 135,1 млрд. рублей (таблица 3).

Таблица 3 – Товарооборот общественного питания по областям и г. Минску за 2012 – 2016 год (в фактически действовавших ценах), млрд. рублей.

Наименование Годы Отклонение, +, - Темп роста, %  
 
2016/2015 2016/2014 2016/2015 2016/2014  
Республика Беларусь 1032,0 1355,1 1591,0 1698,8 1904,7 205,9 313,7 112,1 119,7  
Области и г. Минск  
Брестская 116,6 148,5 164,0 166,9 183,7 16,8 19,7 110,1 112,0  
Витебская 109,7 139,1 155,8 157,2 173,8 16,6 18,0 110,6 111,6  
Гомельская 140,4 179,1 195,7 202,4 214,7 12,3 19,0 106,1 109,7  
Гродненская 90,7 116,0 129,6 136,7 144,7 8,0 15,1 105,9 111,7  
г. Минск 373,3 509,7 651,7 721,1 833,8 112,7 182,1 115,6 127,9  
Минская 114,3 150,9 169,7 188,8 218,9 30,1 49,2 115,9 129,0  
Могилевская 87,0 111,7 124,5 125,7 135,1 9,4 10,6 107,5 108,5  
                         

Удельные веса товарооборота по областям в общем объеме товарооборота предприятий общественного питания Республики Беларусь в 2010 и 2016 годах представлены на диаграммах на рисунке 2.

Теоретические аспекты общественного питания и его роль в социально – экономическом развитии общества - student2.ru Теоретические аспекты общественного питания и его роль в социально – экономическом развитии общества - student2.ru

Рисунок 2 – Диаграмы долей товарооборота по областям и г. Минску в общем объеме товарооборота предприятий общественного питания Республики Беларусь за 2012 и 2016 годы.

Как видно из диаграмм, что наибольшая доля в общем товарообороте как в 2012 году (36,2 %), так и 2016 году (43,8 %) принадлежит г. Минску, по областям в 2012 году наибольшую долю составляет Гомельская область (13,6 %), в 2016 – Минская область (11,5 %). Наименьший удельный вес как в 2012 году, так и 2016 году у Могилевской области – 8,4 % и 7,1 % соответственно.

Далее рассматривая структуру товарооборота общественного питания, выделяя частную, государственную и иностранную можно заметить тенденцию уменьшения доли товарооборота государственной и частной форм собственности, а соответственно, и увеличение доли товарооборота иностранной формы (таблица 4).

Таблица 4 – Динамика товарооборота по формам собственности за 2012 – 2016 годы (в % к итогу).

Показатель Отклонение, +, - Темп роста, %
2016/ 2016/ 2016/ 2016/
Товарооборот общественного питания, %
В том числе:
государственная 22,6 21,9 22,4 23,4 23,3 -0,1 0,9 99,6 104,0
частная 71,2 71,6 69,7 67,8 67,4 -0,4 -2,3 99,4 96,7
иностранная 6,2 6,5 7,9 8,8 9,3 0,5 1,4 105,7 117,7

Как видно из таблицы в 2016 году по сравнению с 2015 годом удельный вес товарооборота государственной и частной форм собственности снизился на 0,1 (или 0,4 %) и 0,4 (или 0,6 %) соответственно, в тоже время доля иностранной формы собственности выросла на 5,7 %, по отношению к 2014 году – на 17,7 %.

Изучая структуру товарооборота по субъектам хозяйствования, можно увидеть, что наибольший удельный вес (56,9 %) занимает товарооборот крупных организаций. Однако с 2013 года по 2016 год наблюдается отрицательная динамика, т.е. товарооборот крупных организаций снизился на 5,5 % (62,4 % в 2013 году). Снижение данного показателя произошло и у средних предприятий на 2,4% (13% в 2013 году, 10,6% в 2016 году). В тоже время, по данным официальной статистики, товарооборот малых предприятий, микроорганизаций и индивидуальных предпринимателей увеличивается на 4,8 %, 2,9 % и 0,2 % соответственно (рисунок 3).

Теоретические аспекты общественного питания и его роль в социально – экономическом развитии общества - student2.ru

Рисунок 3 – Структура товарооборота по субъектам хозяйствования.

Также важным показателем является товарооборот общественного питания в расчете на душу населения.

Рассмотрев данные по этому показателю можно увидеть, что товарооборот общественного питания на душу населения с 2012 года имеет положительную динамику. Товарооборот общественного питания на душу населения в 2016 году составил 200,4 тысяч рублей, что на 112,1% больше или на 21,6 тысячу рублей, чем в 2015 году, а в сравнении с 2014 годом рост составил 119,4% или 32,6 тысяч рублей (таблица 5).

Таблица 5 – Динамика товарооборота общественного питания в расчете на душу населения за 2012 – 2016 год (в фактически действовавших ценах).

Показатель Отклонение, +, - Темп роста, %
2016/ 2016/ 2016/ 2016/
Товарооборот общественного питания, млрд. руб. 1032,0 1355,1 1591,0 1698,8 1904,7 205,9 313,7 112,1 119,7
Население, тыс. чел. 9463,8 9468,2 9480,9 9498,4 9504,7 6,3 23,8 100,1 100,3
Товарооборот общественного питания на душу населения, тыс. руб. 109,0 143,1 167,8 178,8 200,4 21,6 32,6 112,1 119,4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1 Общественное питание – отрасль народного хозяйства, которая производит, реализует готовую пищу и обслуживает потребителей. Это обусловлено выполнением трех взаимосвязанных функций: производство кулинарной продукции, реализация кулинарной продукции и покупных товаров, организация потребления. В социально-экономическом развитии современного общества Республики Беларусь отрасль общественного питания позволяет выполнять социально-экономические задачи на рынке предоставления услуг населению, а именно: социальные – удовлетворение физиологических и культурных потребностей общества в организации питания, и экономические – обеспечение условий получение экономических выгод в процессе осуществления своей деятельности.

Общественное питание осуществляет свою деятельность через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, бар, кафетерий, закусочная и т.п.) и классы (люкс, высший, первый).

Управление отраслью общественного питания в Республике Беларусь осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ) (от 08.09.2016 г.). Нормативно – правовая база, регулирующая осуществление деятельности общественного питания, составляет более 90 нормативных актов различной юридической силы.

2. Отрасль общественного питания на 1 декабря 2016 года в Беларуси представлена 12 779 объектами, в которых одновременно могут разместиться 803 тысячи посетителей. Cоциальную направленность имеют 50% предприятий общественного питания республики, которые позволяют обеспечить доступность услуг питания для всех категорий населения.

Основным показателем оценки выполнения отраслью общественного питания социальных функций является обеспеченность населения местами в общедоступной сети. На 01.01.2016 года социальные стандарты как в целом по республике, так и в областях и по г. Минску не выдерживались. При нормативе (утвержденный Правительством республики) по республике – не менее 41,8 мест на 1000 человек, по г. Минску – не менее 51 места на 1000 человек обеспеченность населения местами в общедоступной сети предприятий общественного питания в целом по республике составила 40,5 мест на 1000 человек и 49,7 мест на 1000 человек по г. Минску. Что касается областей, то наиболее высокие показатели сложились в Витебской (38,8 мест), Могилевской (38,7 мест), Брестской (38,3 места) областях.

Объем товарооборота в 2016 году составил 1904,7 млрд. рублей, что на 12,1 % больше, чем в 2015 году. Среди областей наибольший товарооборот в 2016 году наблюдается у г. Минска – это 43,8 %, наименьший товарооборот у Могилевской области – 7,1 %. Товарооборот общественного питания на душу населения в 2016 году составил 200,4 тыс. рублей, что на 12,1 % больше, чем в 2015 году и на 19,4 % больше, чем в 2014 году.

Изучая нагрузку на 1 работника в отрасли общественного питания наблюдаем значительное увеличение производительности труда в Витебской области – на 16,1 % и Брестской области – на 15,7 %, это значительно больше, чем в г. Минске и в целом по республике. Темп роста производительности труда по республике и г. Минску составил 113,8 % и 114,0 % соответственно. Наименьший рост сложился в Гродненской области – 111,3 %.

Размер чистой прибыли увеличивается от года к году практически во всех областях республики и только в Гродненской области произошло значительное снижение – на 86,5 %. В целом по отрасли чистая прибыль возросла на 173 %.

Положительным моментом является увеличение рентабельности продаж общественного питания на 10 % по отношению к 2015 году. Однако в Витебской и Гродненской областях произошло снижение данного показателя на 6,7 % и 24,4 %. Значительный рост показателя произошел в Минской области с 0,2 % в 2015 году до 4,4 % в 2016 году и в Брестской области на 83,3 %, что свидетельствует об эффективной работе сферы общественного питания в данных областях.

3. Развитие сети общественного питания в Республике Беларусь постоянно находится в поле повышенного внимания Правительства республики, Министерства торговли, а также региональных органов управления на местах и которые в настоящее время создают условия, более удобные для работы. Но чтобы сфера общественного питания активнее развивалась, недостаточно только нормативно-правовых решений, в условиях формирования рыночных отношений необходимо еще и совершенствовать деятельность предприятий общественного питания. Основными путями развития отрасли общественного питания в Республике Беларусь являются:

− открытие новых современных объектов общественного питания;

− сделать отрасль доступной и привлекательной для массового потребления, сохранив при этом прибыльность и потенциал роста для отдельного предприятия;

− принимать активные меры по повышению сервиса и качества обслуживания, качества и ассортимента приготовленных блюд, конкурентоспособности продукции, созданию рекламы, формирования имиджа предприятия, квалификации персонала, что является важнейшим условием для процветания и положительного развития объектов общественного питания;

− изучение опыта развития сферы общественного питания за рубежом, что позволит в значительной степени избежать ошибок в указанной сфере в нашем государстве.

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 36 с., 3 рис., 7 табл., 20 источников, 2 прил.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Объект исследования – отрасль общественного питания Беларуси.

Предмет исследования – состояние и закономерности развития отрасли общественного питания.

Цель работы:исследовать состояние и изучить особенности общественного питания в системе социально-экономического развития общества, определить пути развития отрасли общественного питания.

Методы исследования:описания, систематизации, метод сравнительного и факторного анализа, метод технико-экономических расчетов, экономико-статистический расчетно-аналитический.

Исследования и разработки:проведен сравнительный и факторный анализ состояния и развития рынка общественного питания, выявлены пути развития отрасли общественного питания.

Элементы научной новизны:определены и сформулированы основные направления развития отрасли общественного питания.

Область возможного практического применения:лекции, семинарские занятия, диспуты, конкурсы, деловые игры.

Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость:изучение общественного питания в системе социально-экономического развития общества является очень актуальным, так как позволяет найти его основные пути развития.

Автор работы подтверждает, что приведенный в курсовой работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

_______________________

(подпись учащегося)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….
Теоретические аспекты общественного питания и его роль в социально – экономическом развитии общества………………………  
  1.1 Сущность, функции и значение общественного питания в социально-экономическом развитии общества……………….......  
  1.2 Характеристика и классификация предприятий общественного питания в современных условиях………………………………….  
  1.3 Нормативно-правовая база по вопросам организации общественного питания в Республике Беларусь………………….  
Анализ и оценка социально-экономического развития общественного питания Республики Беларусь……………………....................................  
  2.1 Оценка рынка общественного питания Республики Беларусь…..
  2.2 Анализ обеспечения населения местами в общедоступных объектах общественного питания………………………………….  
  2.3 Анализ динамики товарооборота общественного питания и его структуры……………………………………………………………  
  2.4 Анализ производительности труда, прибыли и рентабельности продаж в общественном питании………………………………….  
Пути развития общественного питания в Республике Беларусь….......
Заключение……………………………………………………………………….
Список используемых источников………………………………………….......
Приложения………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Пища – основа жизни человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. Следовательно, питание человека – это не только его личное, но и общественное дело.

Общественное питание – один из видов экономической деятельности Республики Беларусь, который имеет важное социальное значение: он способствует удовлетворению потребности населения в продуктах питания, повышению производительности труда, экономному использованию производственных ресурсов, сокращению времени на приготовление пищи в домашних условиях, созданию условий для более полного удовлетворения духовных потребностей. Поэтому исследование состояния общественного питания, выполнение социальных стандартов по обслуживанию населения Республики Беларусь, совершенствование работы объектов общественного питания, расширение услуг общественного питания на сегодняшний день являются важнейшими задачами, стоящими перед руководством республики.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что изучение и осмысление изложенного в работе материала, применение его на практике может повысить эффективность деятельности предприятий общественного питания.

Актуальность темы исследования: переход к рыночной экономике сопровождается изменениями в деятельности всех хозяйствующих субъектов потребительского рынка, в том числе в общественном питании, укреплением финансовой самостоятельности предприятий, совершенствованием методов хозяйствования, направленных на повышение их эффективности. Деятельность предприятий общественного питания заключается в решении как экономических, так и социальных задач, направленных на удовлетворение потребности населения в организации внедомашнего питания и досуга. Рыночные преобразования в экономике страны создали условия для развития конкуренции в сфере общественного питания, изменения структуры, характера услуг предлагаемых населению, повышения роли предприятий отрасли в развитии экономики страны и удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Развитие рыночных отношений и усиление конкуренции объективно требует повышенного внимания ученых и практических работников к проблеме оценки эффективности субъектов хозяйствования в общественном питании. Научные исследования в области общественного питания в основном ориентированы на изучение технологии производства продукции и организации обслуживания населения на предприятиях отрасли. Вместе с тем, остается малоизученными вопросы оценки эффективности предприятий общественного питания. Исследование проблем и перспектив развития общественного питания актуально и в плане понимания его роли в социальной и экономической жизни общества и определение основных направлений развития отрасли.

Целью выполнения курсовой работы является закрепление полученных теоретических знаний, сопоставление теории с практикой.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:

− определены теоретические аспекты общественного питания и его роль в социально – экономическом развитии общества;

− изучен рынок общественного питания Республики Беларусь;

− проведен анализ обеспеченности населения местами в общедоступных объектах общественного питания;

− проведен анализ динамики и структуры товарооборота общественного питания;

− проведен анализ производительности труда, прибыли и рентабельности продаж в общественном питании

− выявлены пути развития общественного питания в Республике Беларусь.

В процессе написания курсовой работы были использованы следующие источники: нормативные документы, учебники, учебные пособия, Интернет-ресурсы, работы ведущих авторов в области коммерческой и экономической деятельности современных предприятий общественного питания, так же розничного товарооборота, и различные публикации из периодической экономической печати за последние годы, следующих авторов - О.П. Ефимова, Кравченко Л.И., Боханова М.И., Алексеева М.М., Емельянова Т.В., Кравченко В.П. и др.

Безусловно, невозможно в одной работе досконально рассмотреть все проблемы и особенности отрасли общественного питания. Однако в данной работе сделана попытка рассмотреть все ее аспекты развития. Для проведения исследования были использованы статистические данные Министерства антимонопольного регулирования и торговли, а также Национального статистического комитета Республики Беларусь за 2012 – 2016 годы.

Теоретические аспекты общественного питания и его роль в социально – экономическом развитии общества

Наши рекомендации