Состав основных промышленных функций туристского предприятия
Формирование туристского продукта (разработка тура) - организация комплекса услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие, предоставляемые в зависимости от целей путешествия, предназначенные для реализации туристу.
Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама - участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и др.).
Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора. Договор заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей.
1. Зависимость от политических и социальных условий.
2. Специализация (факторность) зон туризма: «солнце - море», «отдых - лечение», «спорт» и т. д.
3. Сезонность.
4. «Эластичность» спроса.
5. Географическая привязанность туристских услуг.
6. Эклектичность, комплексность и их многостадийность.
7. Субъективизм оценки качества потребителями.
Климат, материальная база, инфраструктура, туристские достопримечательности - все это влияет на содержание и состав туристского продукта. Эти специфические особенности туристского продукта взаимосвязаны с его продвижением на рынке услуг и реализацией.
Оценив собственные возможности, турфирме еще раз следует проанализировать спрос, проецируя его на варианты возможностей, -провести его спецификацию. Затем можно приступить к прокладке маршрутов, разработке графика обслуживания. Далее в соответствии с , графиком обслуживания составляются пакет туров и набор дополнительных услуг. Одновременно проводится договорная кампания с поставщиками услуг.
В туристской деятельности постоянно приходится решать задачи поиска мест посещения туристов и маршрутов экскурсионных поездок. При этом в движении постоянно пребывают люди, деньги, товары, документы, информация. После определения возможных мест, которые необходимо посетить, возникает задача выбора оптимального маршрута их посещения, необходимость решения задачи теории графов, пример построения которой представлен на рис. 3.2.
Вариант решения задачи представляет собой кольцевой маршрут, где каждый город или место экскурсии посещается туристами только один раз. Задачи, касающиеся эйлеровых и гамильтоновых цепей и циклов, часто встречаются на практике. Например, в ситуациях, когда стоимость и качество выполнения комплекса коммерческих мероприятий существенно зависит от последовательности, в которой они выполняются. Непосредственно эти задачи относятся к технологическим задачам индустрии гостеприимства и туризма и решаются турфирмами при разработке маршрутов в процессе формирования комплекса туристических услуг (туров).
Рис. 3.2. Пример графа задачи гамильтонова цикла
Технология решения подобных экономических задач с применением математических методов (в частности, с использованием метода ветвей и границ) приводится в учебниках и практикумах по логистике, по прикладным методам в экономике и т. д.
Технологический план формирования тура
Туристский продукт формируется исходя из конъюнктуры туристского рынка или по конкретному заказу туриста (рис. 3.3, 3.4).
Схема формирования тура Т | Наименование услуг | Наличие | Потребность | Необходимое время для подтверждения партнерами выполнения заказа на обслуживание тура | |||||
t, дней | Процедура | ||||||||
П1 | ОС1 | Т ОС1 ОС2 ОСЗ П1 ПЗ | Продажа Заказ Заказ Заказ Заказ Заказ | ||||||
1ед | 2ед | ||||||||
ОС2 | Т | ||||||||
1ед | 1ед | ||||||||
ПЗ | ОСЗ | ||||||||
Зед | Зед | ||||||||
Рис. 3.3. Исходные данные примерной программы тура:
ОС1 - гостиница/ресторан; ОС2 -транспорт; ОСЗ - места экскурсий; П1 - сопровождение группы (турлидер); ПЗ - гиды-переводчики
Рис. 3.4. Алгоритм RP (планирование ресурсов турпродукта)
Готовые пакеты туров обсчитываются и определяются их розничные и оптовые цены, составляются прейскуранты цен на отдельные виды услуг.
Рекламируются туры, как правило, в средствах массовой информации. После их реализации наступает основной этап всей деятельности в туризме - этап реализации функции обслуживания туристов на маршрутах туров.