Формы контроля и отчетности
Кафедра теории и социологии управления
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Рабочая учебная программа дисциплины
Для направлений 080200.62 Менеджмент
Составитель:
Г.Г. Климова, доцент
Екатеринбург
2011
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины – формирование комплекса знаний, базовых умений и навыков в сфере корпоративной социальной ответственности.
Задачи дисциплины:
- усвоение современных теоретических представлений о корпоративной социальной ответственности;
- овладение основами методологии решения проблем корпоративной социальной ответственности;
- приобретение базовых навыков практической работы в сфере корпоративной социальной ответственности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
(основной образовательной программы)
Дисциплина относится к базовой части Профессионального цикла учебного плана.
Изучение дисциплины должно быть увязано с изучением дисциплины: «Теория организации», «Политология», «Профессиональная этика», «Экология».
Требования к входным знаниям:
Знать:
- основные точки зрения, виды, категории, эволюцию, концепции и подходы к системе управления организации;
- роль, значение, цели и задачи социальной ответственности организаций и бизнеса перед государством и потребителями;
- социальные проявления корпоративной ответственности в процессе реализации программ экологии.
Уметь:
- характеризовать (описывать) основные социальные объекты (факты, явления, нормы, процессы) организации;
- выделять и анализировать факторы внешней и внутренней среды организации, существенные их признаки; сложность и противоречивость природы их взаимодействия.
Иметь навыки:
- работы с различными информационными источниками;
- выявления социальных проблем организации;
- аргументации и оппонирования социальных проблем общества.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Знать
базовые ценности культуры КСО (ОК-1);
социальную значимость КСО, обладанием высокой мотивацией к выполнению деятельности в этом направлении (ОК-12);
основные этапы эволюции развития КСО (ПК-1);
современные системы управления качеством в области КСО и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23);
Уметь
кооперироваться с коллегами, работать в коллективе по реализации программ КСО (ОК-7);
находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность по реализации КСО (ОК-8);
использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, такие как «Социальная хартия российского бизнеса», ИСО 2600, Глобальный договор ООН (UN Global Compact), SA8000 (ОК-9);
осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, провдить совещания, деловую переписку, электронные коммуникации при разработке КСО (ОК-19);
разрабатывать процедуры и методы контроля за выполнением плана КСО (ПК-3);
оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки мероприятий КСО, принимать решения по финансированию программ КСО, формированию политики КСО (ПК-11);
учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);
Владеть
методами количественного анализа и моделирования деятельности в рамках КСО (ОК-15);
методами разработки стратегии и тактики компании в области КСО (ПК-19);
базовыми навыками планирования и управления КСО (ПК-20);
методами анализа общемировых тенденций развития КСО, а также возможностями их применения к условиям российского бизнеса (ПК-22);
методиками анализа подходов к регулированию КСО (ПК-24);
методологией оценки влияния КСО на репутацию компании (ПК-27);
базовыми навыками разработки корпоративной социальной отчетности (ПК-30);
базовыми навыками разработки социальной политики, Кодекса этики и Социальной программы (ПК-31);
методами расчета социальных и экологических инвестиционных индексов (ПК-36).
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.
№ | Формы обучения | Лекции (часы) | Практические занятия (часы) | Самостоятельная работа (часы) | Всего часов |
Дневное | |||||
Заочное |
Форма промежуточной аттестации: зачет, 4 семестр.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов | Самостоятельная работа | Всего часов по теме | ||||
Лекции | Практические занятия | ||||||
Текущ. с/р | Промеж. с/р | ||||||
Часы | |||||||
1. 1 | Введение в курс. КСО как явление в бизнесе | ||||||
2. | Сущность корпоративной социальной ответственности и ее роли в решении социальных проблем современной России | ||||||
3. | Основные концепции и подходы к КСО | ||||||
4. | Внешняя и внутренняя среда корпоративной ответственности | ||||||
5. | Механизмы и инструменты реализации КСО | ||||||
6. | Построение системы управления КСО в организации | ||||||
7. | Управление социальными программами компании | ||||||
8. | Социальная отчетность компаний | ||||||
9. | Механизмы взаимодействия с государством на федеральном и местном уровнях | ||||||
10. | Международный опыт КСО | ||||||
Итого по дисциплине: |
Содержание дисциплины
1. Введение в курс. КСО как явление в бизнесе
Понятие корпоративной социальной ответственности (СО) и основные подходы к ее интерпретации. Фазы общественного восприятия социальной ответственности. Зависимость генезис концептуализации КСО от социально-экономической структуры общества. Концепция М. Фридмана. «Пирамида КСО» А. Керрола. Американская, европейская и российская модель КСО.
Кому интересна и выгодна корпоративная социальная ответственность (КСО)? Почему в 2000-е годы актуализировалась тема КСО? КСО: свобода воли или долг. Условия ведения социально ответственного бизнеса в России.
Управление КСО как вид профессиональной управленческой деятельности. КСО как явление в бизнесе. Преимущества социально ответственной политики компании.
2. Сущность корпоративной социальной ответственности и ее роли в решении социальных проблем современной России
Элементы КСО. Социальная ответственность и социальное реагирование. Социальное обязательство. Взаимодействие основных структурных компонентов КСО.
Особенности роли социально ответственной компании. Современные социальные проблемы России и совместные пути их решения. КСО: конфликт интересов.
3. Основные концепции и подходы к КСО
Корпоративная социальная ответственность и корпоративная ответственность. Корпоративная социальная ответственность и корпоративное гражданство. Корпоративная социальная ответственность и корпоративное управление. Социальная политика и инвестиционная привлекательность компании: влияние КСО на отношение инвесторов.
Что понимается под устойчивым развитием компаний. Взаимосвязь концепций КСО и устойчивого развития. Концепция устойчивого развития России и КСО. Современные тенденции и перспективы развития КСО в России.
4. Внешняя и внутренняя среда корпоративной ответственности. Социальные и благотворительные программы
Понятия «внутренняя КСО» и «внешняя КСО». Многоуровневый характер социальной ответственности бизнеса: базовый уровень (своевременная оплата налогов; выплата зарплаты; предоставление новых рабочих мест); второй уровень (обеспечение работников адекватными условиями работы и жизни; повышение их квалификации; профилактическое лечение; строительство жилья; развитие социальной сферы); третий уровень – благотворительная деятельность.
Внутренняя СО (безопасность труда; стабильность зарплаты; дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников; обучение, повышение квалификации сотрудников; оказание помощи работникам в критических ситуациях) и внешняя СО (спонсорство и благотворительность; содействие охране окружающей среды; взаимодействие с местным сообществом; помощь в кризисных ситуациях; ответственность перед потребителями за качество своей продукции).
Зачем компаниям программы социальной ответственности. Формирование корпоративной культуры: ответственность перед сотрудниками. Динамика благотворительной деятельности компаний. Спонсорство и благотворительность: зачем они бизнесу? Как выстроить стратегию благотворительности в компании? Вовлечение клиентов в благотворительность и социальные программы компании. Корпоративное волонтерство: вовлечение сотрудников в благотворительные программы.
Модели финансирования социальных и благотворительных программ. Социальная ответственность и экономическая эффективность. Критерии и показатели эффективности социальных программ: что и как измерять?
5. Мотивы, механизмы и инструменты реализации КСО
Мотивы социальной ответственности: возможность избежать текучести персонала и привлечь лучших специалистов; рост производительности труда в компании; улучшение имиджа компании, рост репутации; реклама товаров, услуг; освещение деятельности в СМИ; стабильность, устойчивость в долгосрочной перспективе; возможность привлечения инвестиций; сохранение социальной стабильности в обществе в целом; налоговые льготы.
Социальные инвестиции. Корпоративный имидж. Корпоративная миссия. КСО в контексте управления репутацией. Корпоративная идентичность. Заинтересованные стороны. Приоритеты социальной политики компании. Социальные инвестиции, социальное партнёрство и корпоративное гражданство бизнеса. Социальные коммуникации бизнеса: от манипуляции к социальному партнёрству.
6. Построение системы управления КСО в организации.
Возможности, преимущества, «оборотная сторона» и риски КСО. Связь КСО со стратегией развития бизнеса. Определение ключевых вопросов КСО компании. Выявление ключевых «заинтересованных сторон» (стейкхолдеров). Система управления КСО и ее основные функции (подсистемы).
Организационная структура системы управления КСО: уровни управления, кем представлены, основные функции. Факторы, влияющие на роль и место КСО в системе управления организацией. Корпоративное управление и КСО. Создание стоимости через устойчивое развитие бизнеса. КСО и управление нефинансовыми рисками.
Социальная ответственность в системе управления репутацией. Социальная ответственность как основа корпоративной коммуникационной политики.
7. Управление социальными программами компании
Направления социальных программ компании. Направления деятельности, виды социальных программ. Административный/социальный бюджет, корпоративный кодекс; миссия социальной ответственности компании; приоритеты социальной политики компании; социальные программы; социальная активность компании.
Типы социальных программ и управление корпоративными социальными программами. Направления социальных программ: добросовестная деловая практика; природоохранная деятельность и ресурсосбережение; развитие местного общества; развитие персонала.
Инструменты реализации социальных программ: благотворительные пожертвования; делегирование сотрудников; денежные гранты; корпоративное спонсорство; корпоративный фонд; социальные инвестиции; социально-значимый маркетинг; спонсорство.
Показатели социальных программ. Формат описания социальных программ. Цикл управления социальными программами. Организация управления программами компаний. Инструменты и механизмы реализации социальных программ. Оценка эффективности корпоративных социальных программ.
8. Социальная отчетность компаний
Что такое корпоративный социальный отчет. Социальный эффект и социальная отчетность. Ключевые аспекты составления социального отчета компании. Актуальные вопросы представления социальной отчетности в России. Формы распространения социальных отчетов компании.
Социальный аудит и гуманитарная экспертиза как многовекторный диалог. Корпоративный социальный отчет; общественный аудит; социальный аудит; стандарты АА 1000 и GR I и др.
9. Механизмы взаимодействия с государством на федеральном и местном уровнях
Государственное регулирование социальной ответственности. Модели социальной ответственности бизнеса: мировой и российский опыт. Взаимодействие государства, бизнеса и общества: как достичь консенсуса и баланса интересов? Модели взаимодействия бизнеса и власти, сложившиеся в российской практике. Технологии социально ответственного партнерства власти и бизнеса.
Частно-государственное партнерство в реализации спорт-проектов, на рынке образовательных услуг, в пенсионном обеспечении работников и др. Сотрудничество с общественными организациями в области социальной ответственности. «Ловушки» партнерства.
10. Международный опыт КСО
Лидеры в области КСО. Анализ систем социального инвестирования в корпорациях: зарубежный опыт. Особенности национального опыта регулирования деятельности компаний в области КСО.
Уровень активности по продвижению КСО в различных странах: сопоставительный анализ. Факторы успеха: примеры лучших практик.
Международные стандарты, внедряемые в РФ для повышения социальной ответственности. Международные стандарты и индексы КСО.
План семинарских и практических занятий
Наименование разделов и тем | Всего часов по семинарскому занятию | Тема практического (семинарского) занятия | Характер деятельности | ||
1. 1 | Введение в курс. КСО как явление в бизнесе | Концепция М. Фридмана. «Пирамида КСО» А. Керрола. Американская, европейская и российская модель КСО | Самостоятельное изучение, анализ, проблемное изложение | ||
2. | Сущность корпоративной социальной ответственности и ее роли в решении социальных проблем современной России | Элементы КСО. Особенности роли социально ответственной компании | Мини-конференция | ||
3. | Основные концепции и подходы к КСО | Взаимосвязь концепций КСО и устойчивого развития | Проблемное изложение в виде мини-конференции | ||
4. | Внешняя и внутренняя среда корпоративной ответственности | Понятия «внутренняя КСО» и «внешняя КСО»: элементы и содержание | Исследовательская работа в малых группах | ||
5. | Механизмы и инструменты реализации КСО | Мотивы социальной ответственности | Мини-конференция | ||
6. | Построение системы управления КСО в организации | Определение ключевых вопросов КСО компании. | Работа в малых группах. | ||
7. | Управление социальными программами компании | Направления социальных программ компании. | Анализ социальной программы российской компании. Работа в группе | ||
8. | Социальная отчетность компаний | Ключевые аспекты составления социального отчета компании. | Анализ социальных отчетов компаний. Работа в группе | ||
9. | Механизмы взаимодействия с государством на федеральном и местном уровнях | Модели взаимодействия бизнеса и власти | Обсуждение в группе | ||
10. | Международный опыт КСО | Факторы успеха: примеры лучших практик. | Мини-конференция |
Для студентов заочной формы обучения проводятся семинарские занятия согласно данной таблицы № 4 – 4 часа, № 8 – 4 часа.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОТЧЕТНОСТИ