Формы контроля и отчетности

Кафедра теории и социологии управления

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Рабочая учебная программа дисциплины

Для направлений 080200.62 Менеджмент

Составитель:

Г.Г. Климова, доцент

Екатеринбург

2011

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины – формирование комплекса знаний, базовых умений и навыков в сфере корпоративной социальной ответственности.

Задачи дисциплины:

- усвоение современных теоретических представлений о корпоративной социальной ответственности;

- овладение основами методологии решения проблем корпоративной социальной ответственности;

- приобретение базовых навыков практической работы в сфере корпоративной социальной ответственности.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

(основной образовательной программы)

Дисциплина относится к базовой части Профессионального цикла учебного плана.

Изучение дисциплины должно быть увязано с изучением дисциплины: «Теория организации», «Политология», «Профессиональная этика», «Экология».

Требования к входным знаниям:

Знать:

- основные точки зрения, виды, категории, эволюцию, концепции и подходы к системе управления организации;

- роль, значение, цели и задачи социальной ответственности организаций и бизнеса перед государством и потребителями;

- социальные проявления корпоративной ответственности в процессе реализации программ экологии.

Уметь:

- характеризовать (описывать) основные социальные объекты (факты, явления, нормы, процессы) организации;

- выделять и анализировать факторы внешней и внутренней среды организации, существенные их признаки; сложность и противоречивость природы их взаимодействия.

Иметь навыки:

- работы с различными информационными источниками;

- выявления социальных проблем организации;

- аргументации и оппонирования социальных проблем общества.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Знать

­ базовые ценности культуры КСО (ОК-1);

­ социальную значимость КСО, обладанием высокой мотивацией к выполнению деятельности в этом направлении (ОК-12);

­ основные этапы эволюции развития КСО (ПК-1);

­ современные системы управления качеством в области КСО и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23);

Уметь

­ кооперироваться с коллегами, работать в коллективе по реализации программ КСО (ОК-7);

­ находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность по реализации КСО (ОК-8);

­ использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, такие как «Социальная хартия российского бизнеса», ИСО 2600, Глобальный договор ООН (UN Global Compact), SA8000 (ОК-9);

­ осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, провдить совещания, деловую переписку, электронные коммуникации при разработке КСО (ОК-19);

­ разрабатывать процедуры и методы контроля за выполнением плана КСО (ПК-3);

­ оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

­ использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки мероприятий КСО, принимать решения по финансированию программ КСО, формированию политики КСО (ПК-11);

­ учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);

Владеть

­ методами количественного анализа и моделирования деятельности в рамках КСО (ОК-15);

­ методами разработки стратегии и тактики компании в области КСО (ПК-19);

­ базовыми навыками планирования и управления КСО (ПК-20);

­ методами анализа общемировых тенденций развития КСО, а также возможностями их применения к условиям российского бизнеса (ПК-22);

­ методиками анализа подходов к регулированию КСО (ПК-24);

­ методологией оценки влияния КСО на репутацию компании (ПК-27);

­ базовыми навыками разработки корпоративной социальной отчетности (ПК-30);

­ базовыми навыками разработки социальной политики, Кодекса этики и Социальной программы (ПК-31);

­ методами расчета социальных и экологических инвестиционных индексов (ПК-36).

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.

Формы обучения Лекции (часы) Практические занятия (часы) Самостоятельная работа (часы) Всего часов
Дневное
Заочное

Форма промежуточной аттестации: зачет, 4 семестр.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план

Наименование разделов и тем Количество часов Самостоятельная работа Всего часов по теме  
Лекции Прак­тиче­ские за­нятия  
Текущ. с/р Промеж. с/р  
  Часы  
1. 1   Введение в курс. КСО как явление в бизнесе      
2.     Сущность корпоративной социальной ответственности и ее роли в решении социальных проблем современной России    
3. Основные концепции и подходы к КСО    
4.   Внешняя и внутренняя среда корпоративной ответственности    
5. Механизмы и инструменты реализации КСО    
6.   Построение системы управления КСО в организации    
7. Управление социальными программами компании    
8.   Социальная отчетность компаний    
9. Механизмы взаимодействия с государством на федеральном и местном уровнях    
10. Международный опыт КСО    
  Итого по дисциплине:  

Содержание дисциплины

1. Введение в курс. КСО как явление в бизнесе

Понятие корпоративной социальной ответственности (СО) и основные подходы к ее интерпретации. Фазы общественного восприятия социальной ответственности. Зависимость генезис концептуализации КСО от социально-экономической структуры общества. Концепция М. Фридмана. «Пирамида КСО» А. Керрола. Американская, европейская и российская модель КСО.

Кому интересна и выгодна корпоративная социальная ответственность (КСО)? Почему в 2000-е годы актуализировалась тема КСО? КСО: свобода воли или долг. Условия ведения социально ответственного бизнеса в России.

Управление КСО как вид профессиональной управленческой деятельности. КСО как явление в бизнесе. Преимущества социально ответственной политики компании.

2. Сущность корпоративной социальной ответственности и ее роли в решении социальных проблем современной России

Элементы КСО. Социальная ответственность и социальное реагирование. Социальное обязательство. Взаимодействие основных структурных компонентов КСО.

Особенности роли социально ответственной компании. Современные социальные проблемы России и совместные пути их решения. КСО: конфликт интересов.

3. Основные концепции и подходы к КСО

Корпоративная социальная ответственность и корпоративная ответственность. Корпоративная социальная ответственность и корпоративное гражданство. Корпоративная социальная ответственность и корпоративное управление. Социальная политика и инвестиционная привлекательность компании: влияние КСО на отношение инвесторов.

Что понимается под устойчивым развитием компаний. Взаимосвязь концепций КСО и устойчивого развития. Концепция устойчивого развития России и КСО. Современные тенденции и перспективы развития КСО в России.

4. Внешняя и внутренняя среда корпоративной ответственности. Социальные и благотворительные программы

Понятия «внутренняя КСО» и «внешняя КСО». Многоуровневый характер социальной ответственности бизнеса: базовый уровень (своевременная оплата налогов; выплата зарплаты; предоставление новых рабочих мест); второй уровень (обеспечение работников адекватными условиями работы и жизни; повышение их квалификации; профилактическое лечение; строительство жилья; развитие социальной сферы); третий уровень – благотворительная деятельность.

Внутренняя СО (безопасность труда; стабильность зарплаты; дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников; обучение, повышение квалификации сотрудников; оказание помощи работникам в критических ситуациях) и внешняя СО (спонсорство и благотворительность; содействие охране окружающей среды; взаимодействие с местным сообществом; помощь в кризисных ситуациях; ответственность перед потребителями за качество своей продукции).

Зачем компаниям программы социальной ответственности. Формирование корпоративной культуры: ответственность перед сотрудниками. Динамика благотворительной деятельности компаний. Спонсорство и благотворительность: зачем они бизнесу? Как выстроить стратегию благотворительности в компании? Вовлечение клиентов в благотворительность и социальные программы компании. Корпоративное волонтерство: вовлечение сотрудников в благотворительные программы.

Модели финансирования социальных и благотворительных программ. Социальная ответственность и экономическая эффективность. Критерии и показатели эффективности социальных программ: что и как измерять?

5. Мотивы, механизмы и инструменты реализации КСО

Мотивы социальной ответственности: возможность избежать текучести персонала и привлечь лучших специалистов; рост производительности труда в компании; улучшение имиджа компании, рост репутации; реклама товаров, услуг; освещение деятельности в СМИ; стабильность, устойчивость в долгосрочной перспективе; возможность привлечения инвестиций; сохранение социальной стабильности в обществе в целом; налоговые льготы.

Социальные инвестиции. Корпоративный имидж. Корпоративная миссия. КСО в контексте управления репутацией. Корпоративная идентичность. Заинтересованные стороны. Приоритеты социальной политики компании. Социальные инвестиции, социальное партнёрство и корпоративное гражданство бизнеса. Социальные коммуникации бизнеса: от манипуляции к социальному партнёрству.

6. Построение системы управления КСО в организации.

Возможности, преимущества, «оборотная сторона» и риски КСО. Связь КСО со стратегией развития бизнеса. Определение ключевых вопросов КСО компании. Выявление ключевых «заинтересованных сторон» (стейкхолдеров). Система управления КСО и ее основные функции (подсистемы).

Организационная структура системы управления КСО: уровни управления, кем представлены, основные функции. Факторы, влияющие на роль и место КСО в системе управления организацией. Корпоративное управление и КСО. Создание стоимости через устойчивое развитие бизнеса. КСО и управление нефинансовыми рисками.

Социальная ответственность в системе управления репутацией. Социальная ответственность как основа корпоративной коммуникационной политики.

7. Управление социальными программами компании

Направления социальных программ компании. Направления деятельности, виды социальных программ. Административный/социальный бюджет, корпоративный кодекс; миссия социальной ответственности компании; приоритеты социальной политики компании; социальные программы; социальная активность компании.

Типы социальных программ и управление корпоративными социальными программами. Направления социальных программ: добросовестная деловая практика; природоохранная деятельность и ресурсосбережение; развитие местного общества; развитие персонала.

Инструменты реализации социальных программ: благотворительные пожертвования; делегирование сотрудников; денежные гранты; корпоративное спонсорство; корпоративный фонд; социальные инвестиции; социально-значимый маркетинг; спонсорство.

Показатели социальных программ. Формат описания социальных программ. Цикл управления социальными программами. Организация управления программами компаний. Инструменты и механизмы реализации социальных программ. Оценка эффективности корпоративных социальных программ.

8. Социальная отчетность компаний

Что такое корпоративный социальный отчет. Социальный эффект и социальная отчетность. Ключевые аспекты составления социального отчета компании. Актуальные вопросы представления социальной отчетности в России. Формы распространения социальных отчетов компании.

Социальный аудит и гуманитарная экспертиза как многовекторный диалог. Корпоративный социальный отчет; общественный аудит; социальный аудит; стандарты АА 1000 и GR I и др.

9. Механизмы взаимодействия с государством на федеральном и местном уровнях

Государственное регулирование социальной ответственности. Модели социальной ответственности бизнеса: мировой и российский опыт. Взаимодействие государства, бизнеса и общества: как достичь консенсуса и баланса интересов? Модели взаимодействия бизнеса и власти, сложившиеся в российской практике. Технологии социально ответственного партнерства власти и бизнеса.

Частно-государственное партнерство в реализации спорт-проектов, на рынке образовательных услуг, в пенсионном обеспечении работников и др. Сотрудничество с общественными организациями в области социальной ответственности. «Ловушки» партнерства.

10. Международный опыт КСО

Лидеры в области КСО. Анализ систем социального инвестирования в корпорациях: зарубежный опыт. Особенности национального опыта регулирования деятельности компаний в области КСО.

Уровень активности по продвижению КСО в различных странах: сопоставительный анализ. Факторы успеха: примеры лучших практик.

Международные стандарты, внедряемые в РФ для повышения социальной ответственности. Международные стандарты и индексы КСО.

План семинарских и практических занятий

Наименование разделов и тем Всего часов по семинарскому занятию Тема практического (семинарского) занятия   Характер деятельности  
 
 
1. 1   Введение в курс. КСО как явление в бизнесе Концепция М. Фридмана. «Пирамида КСО» А. Керрола. Американская, европейская и российская модель КСО Самостоятельное изучение, анализ, проблемное изложение  
2.     Сущность корпоративной социальной ответственности и ее роли в решении социальных проблем современной России Элементы КСО. Особенности роли социально ответственной компании Мини-конференция  
3. Основные концепции и подходы к КСО Взаимосвязь концепций КСО и устойчивого развития Проблемное изложение в виде мини-конференции  
4.   Внешняя и внутренняя среда корпоративной ответственности Понятия «внутренняя КСО» и «внешняя КСО»: элементы и содержание Исследовательская работа в малых группах  
5. Механизмы и инструменты реализации КСО Мотивы социальной ответственности Мини-конференция  
6.   Построение системы управления КСО в организации Определение ключевых вопросов КСО компании. Работа в малых группах.  
7. Управление социальными программами компании Направления социальных программ компании. Анализ социальной программы российской компании. Работа в группе  
8.   Социальная отчетность компаний Ключевые аспекты составления социального отчета компании. Анализ социальных отчетов компаний. Работа в группе  
9. Механизмы взаимодействия с государством на федеральном и местном уровнях Модели взаимодействия бизнеса и власти Обсуждение в группе  
10. Международный опыт КСО Факторы успеха: примеры лучших практик. Мини-конференция  

Для студентов заочной формы обучения проводятся семинарские занятия согласно данной таблицы № 4 – 4 часа, № 8 – 4 часа.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОТЧЕТНОСТИ

Наши рекомендации