Характеристика деятельности субъектов финансового контроля
Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием, организации полностью или частично финансируемые из бюджета, организации и предприниматели в части уплаты налогов в бюджет.
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.
1. Государственный финансовый контроль - совокупность действий и операций органов гос-ой власти, а также специально созданными органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права для обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.
С учетом определенных признаков классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды:
По отношению к ветвям государственной власти:
- контроль, осуществляемый законодательными органами государственной власти, как непосредственно, так и через специально созданные ими органы независимого контроля;
- контроль, осуществляемый Президентом;
- контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.
а) Парламентский контроль включает:
- рассмотрение и утверждение бюджета, отчета о его выполнении;
- контрольную деятельность постоянных комиссий и комиссий по расследованию финансовых нарушений и др
В РФ парламентский контроль, в том числе в финансовой сфере, осуществляют палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Гос.Дума, которые образуют комитеты и комиссии. Органами независимого государственного финансового контроля в РФ является Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ.
б) Президентский контроль в РФ, как контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ по вопросам государственных финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом РФ в соответствии с законодательством.
По отношению к уровню государственной власти выделяют: федеральные органы государственного финансового контроля и региональные органы государственного финансового контроля.
К федеральным органам относятся: в РФ — Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его федеральные службы и др.
К региональным органам можно отнести контрольно-счетные органы субъектов РФ, контрольные органы администрации субъектов РФ.
2. Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.
Аудиторский контроль - деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты.
Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей:
- работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю;
- этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически;
- отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования.
К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями.