Выбор темы и защита курсовой работы
Тематика курсовой работы разрабатывается и утверждается кафедрой бухгалтерского учета. Студент может сформулировать тему сам, согласовав ее с руководителем. В этом случае при выборе темы курсовой работы следует учитывать ее научную и практическую значимость, личный интерес студента и его опыт работы по бухгалтерскому управленческому учету, а также возможность использования данного исследования в дальнейшем при написании дипломной работы.
Сроки выполнения и защита работы устанавливаются кафедрой и является обязательными для студентов. Курсовую работу студент представляет руководителю в установленные сроки. Руководитель рецензирует работу и определяет допущена ли она к защите. Если студент не допущен к защите, то курсовая работа должна быть доработана согласно замечаниям руководителя.
Защита является одним из составных элементов выполнения курсовой работы и ее результаты влияют на итоговую оценку. При условии хорошей защиты рекомендуемая оценка может быть повышена, а при неудовлетворительной защите - снижена.
Выступление по материалу курсовой работы должно занимать 10-15 минут, соответствовать содержанию курсовой работы и достаточно полно раскрывать выбранную тему.
Критериями оценки защиты являются:
Полнота раскрытия темы;
Логичность изложения (правильное сочетание основных и вспомогательных вопросов, их взаимосвязь);
Правильность используемой лексики (точное употребление понятий и терминов, отсутствие бытовых выражений и т. п.);
Отсутствие ненужных подробностей, повторов;
Умение четко формулировать выводы
Студентам рекомендуется предварительно подготовиться к защите составив план или текст выступления.
ЗАДАЧИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ УЧЕТУ
Выбор варианта задачи зависит от порядкового номера студента в списке группы:
З | |||||||||||||||||||||
№ |
Задача 1
ЗАО «Индустрия Строительства Связи» занимается сооружением объектов связи. Организационная структура этой организации представлена двумя производственными подразделениями (строительно-монтажное управление и линейно-кабельный отдел) и тремя непроизводственными подразделениями (договорный отдел, отдел подготовки производства и управление механизации).
Центр ответственности | Затраты, руб. |
Договорный отдел (ДО) | 35 000 |
Отдел подготовки производства (ОПП) | 54 000 |
Управление механизации (УМ) | 98 000 |
Строительно-монтажное управление (СМУ) | 135 000 |
Линейно-кабельный отдел (ЛКО) | 178 000 |
Итого | 500 000 |
Требуется:
Распределить затраты непроизводственных подразделений между производственными секторами:
1) методом прямого распределения,
2) методом пошагового распределения,
3) методом взаимного распределения затрат (двусторонним).
При распределении затрат прямым методом за базу распределения принять выручку производственных подразделений, считая, что доля СМУ в общей выручке организации составляет 40 %, а ЛКО – 60 %.
При распределении затрат пошаговым методом исходить из следующего. Услуги договорного отдела потребляются как производственными подразделениями (СМУ и ЛКО), так и ОПП и УМ; услуги ОПП потребляются производственными подразделениями и УМ, а услуги УМ – производственными подразделениями. В процессе распределения использовать следующую информацию:
- численность работающих в договорном отделе и отделе подготовки производства – по 10 чел., а в управлении механизации – 20 чел., в строительно-монтажном управлении – 30 чел. и в линейно-кабельном отделе – 40 чел.;
- потребности в комплектах разрешительной документации на производство работ, подготавливаемых ОПП: УМ – 10 комплектов, СМУ – 40 комплектов, ЛКО - 50 комплектов;
- количество выходов машин: для СМУ – 20, для ЛКО – 30.
При распределении затрат двусторонним методом договорной отдел и отдел подготовки производства объединить в одно подразделение – отдел документированного обеспечения.
Задача 2.
ЗАО «Кнопка» занимается пошивом юбок, брюк и пиджаков, используя два вида тканей – вельвет и джинсовая ткань. Учетной политикой предприятия для оценки потребленных материалов предусмотрен метод ФИФО. Руководству предприятия необходимо разработать генеральный бюджет на 2008 год.
Баланс организации на 01.01.08 представлен в таблице 1.
Таблица 1
Баланс АО «Кнопка» на 01.01.08г., тыс. руб.
Актив | Сумма | Пассив | Сумма |
Основные средства | Уставный капитал | ||
Готовая продукция | Кредиторская задолженность | ||
Запасы материалов | Расчеты с бюджетом | ||
Дебиторы | |||
Касса, расчетный счет | |||
Итого | Итого |
Руководство предприятия определило его план развития на 2007г. следующим образом (табл. 2-9).
Таблица 2
Прогноз реализации на 2008г.
Показатели | Вид продукции | ||
юбки | брюки | пиджаки | |
Планируемые продажи, ед. | |||
Цена реализации 1 ед., руб. |
Таблица 3
Планируемый уровень запасов готовой продукции на конец периода
Показатели | Вид продукции | ||
юбки | брюки | пиджаки | |
Планируемые запасы на конец периода, ед. |
Таблица 4
Планируемая величина прямых затрат
Показатели | Сумма |
Стоимость материалов, руб./м | |
Вельвет | |
Джинсовая ткань | |
Зарплата производственных рабочих, руб./час |
Таблица 5
Состав прямых затрат, включаемых в себестоимость единицы продукции
Показатели | Вид продукции | ||
юбки | брюки | пиджаки | |
Вельвет, м. | |||
Джинсовая ткань, м. | |||
Труд производственных рабочих, ч. |
Таблица 6
Планируемые запасы материалов на конец периода
Материалы | Количество, м. |
Вельвет | 12 000 |
Джинсовая ткань | 7 000 |
Таблица 7
Планируемая величина косвенных (накладных) расходов, тыс. руб.
Статьи расходов | Сумма | Постоянные (П) Переменные (Пер) |
Производственные накладные расходы Всего | ||
В том числе | ||
Переменные: | ||
Косвенные затраты труда | Пер | |
Премии рабочим | Пер | |
Электроэнергия | Пер | |
Ремонт | Пер | |
Постоянные: | ||
амортизация | П | |
Налог на имущество | П | |
Зарплата мастеров | П | |
Электроэнергия | П | |
Расходы на конструирование и моделирование всего | ||
В том числе Заработная плата | П | |
Материалы | П | |
Расходы на маркетинг всего | П | |
В том числе Заработная плата | П | |
Реклама | П | |
Командировочные расходы | П | |
Коммерческие расходы всего | ||
В том числе Заработная плата | П | |
Аренда, налоги | П | |
Работа с клиентами – Всего | ||
В том числе Заработная плата | П | |
Командировочные расходы | П | |
Административные расходы- Всего | ||
В том числе | ||
Заработная плата управляющих | П | |
Заработная плата служащих | П | |
Содержание административных помещений | П | |
Разное | П |
Таблица 8
Данные о наличии материалов на складе на начало периода
Показатели | Материалы | |
Вельвет | Джинсовая ткань | |
Запасы на начало периода, м. | 10 000 | 12 000 |
Стоимость запасов, руб. | 100 000 | 180 000 |
Таблица 9
Данные о наличии готовой продукции на складе на начало периода
Показатели | Вид продукции | ||
юбки | брюки | пиджаки | |
Начальные запасы, шт | |||
Начальные запасы, руб | 100 000 | 80 000 | 40 000 |
Данные, необходимые для составления бюджета денежных средств
Условия погашения дебиторской задолженности: поступления денежных средств составляют 12% всего объема реализации текущего месяца; 50% дебиторской задолженности текущего месяца ликвидируется в следующем месяце, а остальные 50% погашаются через месяц. Средства поступают на расчетный счет и в кассу предприятия.
Условия погашения кредиторской задолженности:
-Выплата заработной платы производится один раз в месяц по его окончании и является оплатой труда текущего месяца. Таким образом, задолженности по заработной плате не возникает,
- Оплата кредиторам — половина счетов оплачивается в месяц покупки, оставшаяся — в следующем месяце.
- Накладные расходы оплачиваются в том месяце, в котором они были произведены.
Минимальное сальдо денежных средств на расчетном счете и в кассе предприятия устанавливается руководством и составляет 50 тыс. руб. на конец каждого месяца.
Капитальные вложения: в июле 2008 г. планируется покупка швейного оборудования стоимостью 209 577 тыс. руб.
Требуется:
A. Подготовить оперативный бюджет ЗАО «Кнопка» на 2008 г. Должны быть представлены следующие виды бюджетов:
1. Бюджет продаж.
2. Бюджет производства (в штуках),
3. Бюджет использования прямых материалов,
4. Бюджет трудовых затрат.
5. Бюджет общепроизводственных расходов.
6. Бюджет конечных запасов (материалов и готовой продукции).
7. Бюджет себестоимости реализованной продукции.
8. План прибылей и убытков.
Б. Составить формулы, описывающие поведение всех видов затрат.
B. Подготовить гибкий бюджет ЗАО «Кнопка» при пошиве 3500 юбок, 7000 брюк и 3200 пиджаков.
Задача 3.
Менеджеры организации налаживают новый вид производства — изготовление мебели, а именно:
• кресел;
• полуторных диванов;
• двуспальных диванов.
Известно, что в месяц зарплата основных рабочих составит 20 000 д.е., зарплата административных работников — 10 000 д.е., аренда цехового помещения — 20 000 д.е., амортизационные отчисления на основное оборудование — 1000 д.е., расходы на рекламу — 1000 д.е.
Расход основных материалов равен: на одно кресло — 1000 д.е., полуторный диван — 1800 д.е., двуспальный диван - 2500 д.е. Планируемые цены составят (соответственно): 1500, 2300, 3000 д.е.
Производственные мощности организации позволят ежедневно производить: кресел — 6 шт., или полуторных диванов — 3 шт., или двуспальных диванов — 2 шт.
Мебель будет продаваться двумя комплектами: комплект № 1 - 2 кресла и 1 двуспальный диван и комплект № 2 - 1 кресло, 1 полуторный диван и 1 двуспальный диван.
В январе предполагается реализовать 8 комплектов № 1 и 10 комплектов № 2. Объем производства и объем продаж примерно равны.
Требуется:
1. Определить маржинальный доход и норму маржинального дохода каждого вида изделия в январе, а также размер ожидаемой прибыли.
2. Оценить вклад каждого вида товаров в формирование общей прибыли предприятия, для чего определить рентабельность каждого вида продукции, основываясь на расчетах полной и неполной себестоимости; дать рекомендации руководству по совершенствованию ассортимента реализуемых товаров.
3. Рассчитать точку безубыточности, если продажи будут осуществляться в пропорции 3 : 1 и 5 : 1.
4. Спланировать уровень безубыточной работы организации в случае структурного сдвига — отказа от производства маленьких диванов.
5. Результаты выполненных расчетов проиллюстрировать графически.
Задача 4
Предприятие занимается редакционной и издательской деятельностью: издает периодический журнал, который выходит с периодичностью два раза в месяц. Полиграфические услуги оказывает сторонняя организация согласно агентскому договору. Стоимость услуг зависит от тиража издания.
Учет основных производственных затрат ведется на сч. 20 и периодических — на сч. 25, общехозяйственные затраты собираются на сч. 26 и прямо относятся на реализованную продукцию и оказанные услуги на сч. 90 «Продажи», без распределения на сч. 20 по номерам журнала.
К прямым производственным затратам на издание журнала относятся гонорары и услуги агента по печати журнала, величина которых прямо зависит от тиража издания. Незавершенного производства на конец месяца нет.
Для покрытия части расходов в журнале публикуется реклама, затраты по которой собирается на сч. 44 и учитываются отдельно по каждому номеру журнала.
За месяц затраты составили:
Наименование затрат | Журнал №12 | Журнал №13 |
Тираж (84 полосы), экз. | 33 500 | 35 800 |
Основные производственные затраты, руб. | 249 119 | 312 001 |
В том числе: Гонорары, ЕСН, руб. | ||
Печать (агентские услуги), руб. | ||
Общепроизводственные расходы, руб. | ||
Общехозяйственные расходы, руб. | ||
Выручка, руб. | ||
Количество опубликованной рекламы (выручка), руб. | 10,50 | 12,50 |
Стоимость опубликованной рекламы (выручка), руб. | 1 113 775 | 1 264 194 |
Расходы на поиск рекламодателей, руб. |
Определить минимальную цену продажи, точку безубыточности по каждому тиражу. При этом следует учесть, что количество рекламных полос не может превышать 15% от общего количества полос. Построить график безубыточности.
Задача 5.
Керамический завод по производству кирпича выпускает продукцию четырех видов: К1, К2, К3, К4. Сведения о затратах на производство представлены в таблице. Маркетинговые исследования конъюнктуры рынка дают следующую примерную структуру предполагаемой реализации продукции: К1 — 40%; К2 — 10%; КЗ-20%;К4-30%.
Предприятие ставит перед собой задачу получить в предстоящем месяце 75 000 руб. прибыли.
Показатели деятельности предприятия, руб.
№ п/п | Показатели | Виды продукции | |||||
К1 | К2 | КЗ | К4 | Всего | |||
Структура предполагаемой реализации продукции, % | |||||||
Цена единицы, руб. | |||||||
Прямые (переменные) затраты на единицу продукции по видам — всего | |||||||
№ п/п | Показатели | Виды продукции | |||||
К1 | К2 | КЗ | К4 | Всего | |||
Косвенные (постоянные) затраты на весь объем реализации — всего, тыс, руб. | - | - | - | .... | 180,0 | ||
Операционная прибыль, тыс. руб. | - | - | - | 75,0 | |||
Требуется:
1. Найти, сколько единиц продукции каждого вида необходимо продать, чтобы получить эту прибыль.
2. Рассчитать полную себестоимость каждого изделия. Проанализировать рентабельность отдельных видов продукции.
Возможны ли варианты оптимизации разработанной производственной программы для улучшения финансового положения предприятия?
Задача 6
Закрытое акционерное общество «Альда-сервис» занимается ремонтом и техническим обслуживанием автомототранспортных средств. В структуре общества организованы два отдела: административный и производственный. Состав и количество работающих и занимаемые должности представлены в штатном расписании.
Должность | Количество вакансий | Должностной оклад, руб. |
Администрация Генеральный директор | 48 000 | |
Заместитель директора | 32 000 | |
Главный бухгалтер | 25 000 | |
Бухгалтер | 12 500 | |
Секретарь | 10 000 | |
Инженер по информационным технологиям | 15 000 | |
Экономист | 20 000 | |
Уборщица | ||
Итого по отделу | ||
Производственный отдел Начальник отдела | 30 000 | |
Мастер-приемщик | 20 000 | |
Слесарь по ремонту автомашин | Оплата по сдельным расценкам | |
Жестянщик | ||
Маляр | ||
Эксперт по продаже запчастей | 20 000 | |
Кладовщик | 20 000 | |
Водитель | 20 000 | |
Уборщица | ||
Итого по отделу | ||
Всего по обществу |
На балансе акционерного общества числятся основные средства.
№ п/п | Наименование оборудования | Количество | Первоначальная стоимость, руб. |
Цифровой тестер | 60 000 | ||
Комплект инструментов | 40 000 | ||
Устройство для подкачки шин | 25 000 | ||
4 . | Компрессор | 25 000 | |
Гидропресс | 24 000 | ||
Устройство для замены тормозной жидкости | 15 000 | ||
Покрасочная камера | 40 000 | ||
Комплект демонтажа стекол | 30 000 | ||
Прибор измерения люфтов | 21 000 | ||
Стенд «Сход-развал» | 90 000 | ||
Комплект мебели | 70 000 | ||
Итого на сумму | 440 000 | ||
Автомобиль ГАЗ | 150 000 | ||
Комплект мебели для офиса | |||
Сейф | 15 000 | ||
Кассовый аппарат | 25 000 | ||
Счетчик банкнот | 15 000 | ||
Компьютер в комплекте | 40 000 | ||
Лазерный принтер | 20 000 | ||
Копировальный аппарат | 15 000 | ||
Итого на сумму | 520 000 | ||
Всего на сумму | 960 000 |
Норма амортизационных отчислений на полное восстановление всех основных средств составляет 10% в год согласно единым установленным нормам амортизационных отчислений.
Акционерное общество арендует помещение для автостанции и под офис у научно-исследовательского института, арендная плата по договору в месяц составляет 50 000 руб., (офис — 20 000 руб., производственные помещения — 30 000 руб.), в которую входят — коммунальные платежи за электроэнергию, отопление, горячее и холодное водоснабжение; заключен договор на охрану помещений с ООО ЧОП «Аветр» на сумму 25 000 руб. за каждый месяц (офис — 10 000 руб., производственные помещения — 15 000 руб.); ежемесячно (путем предоплаты) оплачиваются услуги связи (за 4 телефонных аппарата) по договору с ОАО МГТС на сумму 7000 руб., в конце каждого месяца производится доплата по счету-фактуре за фактически использованное время телефонных разговоров.
Акционерное общество ежемесячно получает запасные части оптом со складов согласно договорам с фирмой «Трэк» и с ООО «Интавтогруппа».
Заказы принимает мастер-приемщик на основании «Перечня заявочных и/или предполагаемых работ (услуг)», в котором приводится и перечень необходимых для ремонта запасных частей, открывается заказ-наряд.
В основу расчета заработной платы рабочих производственного отдела (слесарь по ремонту автомашин, жестянщик, маляр) положена сдельная форма оплаты труда. Расчет производится на основании фактической выработки и сдельных расценок (руб.).
Расценка 1 ч работы слесаря по ремонту автомашин | Расценка 1 ч работы жестянщика | Расценка 1 ч работы маляра |
200 | 200 | 150 |
Имеется следующая информация о времени, затраченном рабочими производственного отдела на выполнение заказов, выполненных в начале текущего периода, и предполагаемом начислении заработной платы, а также о сумме запасных частей, заказанных клиентами.
№ заказа | Зап. части, руб. | Слесарь по ремонту а/м, ч | Начислена з/пл., руб. | Жестянщик, ч | Начислена з/пл., руб. | Маляр, ч | Начислена з/пл., руб. | Итого з/пл., руб. |
- | - | |||||||
- | - | |||||||
Всего {пл. фонд оплаты труда) | 240 000 | 64 000 | 45 000 | 349 000 |
В плане акционерного общества на текущий период было заложено — в общем объеме заказов стоимость запасных частей составляет 40%, Общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально основной заработной плате производственных рабочих. Требуется:
1. Составить калькуляцию по заказам 1, 2, 3, если известно, что акционерное общество, помимо затрат на аренду помещений, услуги охраны и связи, запланировало расходы на рекламу и на закупку расходных материалов и канцтоваров — 20 000руб., доплата за услуги связи — 300руб.
2. Рассчитать бюджетную ставку распределения косвенных расходов на следующий месяц, если ожидается увеличение фонда оплаты основных производственных рабочих (в связи с наступлением весенне-летнего сезона) за счет увеличения занятости слесаря по ремонту автомашин и маляра на 10%, жестянщика — на 5% по сравнению с плановым фондом оплаты труда на текущий период; арендная плата увеличится за площадь, арендуемую под офис, — на 10%, за площадь, арендуемую под производственные помещения, — на 15%, запланированы расходы на рекламу и хозяйственные нужды 23 000руб., доплата за услуги связи — 700руб.
3. Составить бухгалтерские проводки для синтетического и аналитического учета затрат за текущий месяц, если известно:
а) фактически начисленная заработная плата основных производственных рабочих составила 230 000руб.;
б) в текущем месяце секретарь закупила расходные материалы на сумму 4500руб., канцтовары на сумму 3500руб., водитель приобрел бензин АИ-92 на сумму 2000 руб. — все было отпущено на общехозяйственные нужды организации;
в) оплачено за рекламные услуги — 13 500руб.;
г) произведена доплата по счету-фактуре за услуги связи на сумму 500 руб.;
д) запасных частей продано по заказам на сумму 235 000руб.
4. Дать рекомендации акционерному обществу по наилучшему распределению косвенных расходов на заказы.
Задача 7
В частной пекарне изготавливают лаваш. Единицей продукции считается лаваш, упакованный в полиэтиленовый пакет (изделие упаковывают в этой же пекарне).
В прошлом месяце было реализовано 20 000 единиц продукции по цене 12,5 руб./шт. Приемлемый диапазон товарооборота от 14 000 до 30 000 единиц лаваша. Постоянные расходы на весь объем реализации составили 88000 руб. Переменные расходы в расчете на единицу продукции — 7 руб.
Перед бухгалтером-аналитиком поставлены следующие задачи:
1. Определить прибыль, которую получило предприятие в прошлом месяце. А также рассчитать показатели маржинального дохода на единицу продукции и на весь объем выпуска.
2. Определить точку безубыточности.
3. Оценить следующую ситуацию. Предприятию предложено подписать контракт на производство в текущем месяце дополнительно 7000 единиц лаваша по цене 10 руб. за штуку. Стоит ли принимать это предложение?
4. Как изменится маржинальный доход и финансовый результат, если предприятие будет выпускать не 20 000 единиц продукции, а 25 000 единиц.
5. Руководство пекарни заключило договор на приобретение сырья по более низким ценам, но по качеству, ничем не уступающему сырью, ранее использованному при производстве. Благодаря приобретению более дешевого сырья стало возможным снизить переменные расходы до уровня 6 руб. за единицу продукции. В связи с этим планируется снижение цены до 12 руб./шт. и увеличение объема выпуска продукции на 25%. Как отразятся эти изменения на финансовых результатах предприятия и на смещении точки безубыточности? Спрогнозировать момент времени, когда наступит состояние равновесия.
Задача 8
Коммерческая фирма занимается туристическим бизнесом. В процессе работы формируются туристические группы для выезда за границу Российской Федерации. В начале месяца было запланировано отправить две группы по 10 и 30 человек в Англию, но фактическое количество составило соответственно 9 и 27 человек. Удельные переменные расходы (на одного туриста), а также цена за одну путевку не зависят от количества человек в группе. Остальные данные приведены в таблице.
Показатели | Группа А | Группа Б | Итого |
Планируемое количество человек в группе | |||
Фактическое количество человек в группе | |||
Цена на одну путевку, руб. | 35 000 | 35 000 | - |
Удельные переменные расходы на одного туриста, руб. | 22 400 | 22 400 | - |
Прямые трудозатраты на одну путевку, руб. | - | ||
Постоянные расходы, руб. | - | 117 900 |
1. Подготовить отчет за месяц с указанием прибыли, пользуясь методом:
а) «директ-костинг»;
б) полной себестоимости.
2. Найти точку безубыточности:
а) математическим методом;
б) графическим методом.
3. Определить с помощью нормы маржинального дохода изменение маржинального дохода при фактическом и планируемом количестве путевок.
Задача 9
Фирма «Авто» специализируется на перевозке пассажиров маршрутными такси. В следующем году фирма планирует расширение своей деятельности в новом муниципальном районе за счет увеличения автопарка на уже существующих маршрутах на две автомашины. По результатам деятельности фирмы в текущем году имеется следующая информация.
Характеристика маршрутов
№ п/п | Показатели | Ед. изм. | №50 | №60 | №70 |
Протяженность маршрута | км | ||||
Количество автомашин, обслуживающих маршрут | шт. | ||||
Среднее количество поездок каждой автомашины за 1 час работы на маршруте | |||||
Среднесуточная загрузка автотранспорта | % | ||||
Количество пассажирских мест в автомашине | |||||
Часы работы маршрута | 6-24 | 8—20 | 6—24 | ||
Тариф поездки | руб. | ||||
Количество водителей, обслуживающих маршрут | чел. | ||||
Количество смен работы водителей | |||||
Длительность смены в часах, включая 1 час на обеденный перерыв | ч |
Принять количество дней в месяце за 30:
при 9-часовой смене водителя — 21 рабочий день и 9 выходных;
при 13-часовой смене водителя — 14 рабочих дней и 16 выходных;
Отпуск водителя — 1 календарный месяц.
Месячный объем перевозок составил: № 50 — 151 200 человек,
№ 60 - 90 720 человек,
№70-- 174 720 человек.
Ежемесячные затраты фирмы в текущем году | ||||
Статьи затрат | №50 | №60 | №70 | Итого |
Переменные затраты — всего, руб., | 918 000 | 490 000 | 1 292 000 | 2 700 000 |
в том числе | ||||
зарплата водителей с учетом начислений | 470 000 | 230 000 | 620 000 | 1 320 000 |
расходы на бензин | 400 000 | 228 000 | 608 000 | 1 236 000 |
расходы на другие материалы | 48 000 | 32 000 | 64 000 | 144 000 |
Постоянные затраты — всего, руб.. | 468 000 | |||
в том числе | ||||
амортизация автотранспорта | 225 000 | |||
аренда авторемонтной мастерской | 30 000 | |||
аренда офиса | 25 000 | |||
зарплата АУП с начислениями | 92 500 | |||
текущий ремонт автотранспорта | 63 000 | |||
зарплата автомехаников | 23 000 | |||
прочие общехозяйственные расходы |
Требуется:
1. Распределить постоянные затраты пропорционально совокупному месячному километражу маршрутов.
2. Подготовить для руководства Отчет о прибылях и убытках за месяц работы организации, используя нижеприведенную таблицу,
3. Рассчитать рентабельность каждого маршрута. На основании этого показателя проанализировать результаты работы фирмы.
4. Дать аргументированные предложения руководству фирмы по выбору маршрута, на котором следует вводить две новые автомашины. Свои предложения подтвердить соответствующими расчетами переменных, постоянных затрат, прибыли, рентабельности.
Отчет о прибылях и убытках
Показатели | №50 | №60 | №70 | Итого |
Выручка | ||||
Переменные затраты | ||||
Маржинальный доход | ||||
Постоянные затраты | ||||
Прибыль (убыток) |
Задача 10
Фирма «Пекарь» производит выпечку сладких булочек. Сбыт продукции характеризовался в прошлом году следующими данными:
Объем продаж 230 000 шт.
Цена 5 руб./шт.
Расходы по изготовлению и сбыту составили, руб,:
зарплата по изготовлению 70 000
материалы 200 000
переменная часть общих затрат 55 000
упаковка и транспортировка 20 000
постоянные расходы 350 000
Требуется:
Оценить меры по улучшению работы организации в текущем году, предлагаемые отделом сбыта.
1. Отдел сбыта считает реальным довести объем продаж до 250 000 шт., если цены будут снижены на 10%.
Рассчитайте, как это скажется на прибыли,
2. Будет ли лучше, если цены повысить на 10% и согласиться на уменьшение количества продаж на 15%?
Обоснуйте свою точку зрения расчетами.
3. Если пойти на увеличение материальных затрат на 11,5%, то насколько нужно увеличить объем продаж, чтобы получить прибыль не меньше, чем в прошлом году?
Определите, какой должна быть минимальная цена продажи.
4. Подготовьте обоснованное заключение для руководства организации по всем рассмотренным предложениям. Проиллюстрируйте его расчетами и графиками.
Задача 11
В фирме работают два цеха, производящие декоративные свечи. Цена за единицу изделия — 10 руб.
По результатам работы цехов имеются следующие сведения о составе затрат.
Сведения о составе затрат на производство
Затраты на производство единицы продукции, руб. | Цех№1 | Цех № 2 |
Прямые затраты на материалы Прямая заработная плата Переменные накладные расходы Постоянные затраты на весь объем выпуска | 2,6 0,75 2,65 347 000 | 2,6 3,0 2,5 158 000 |
В цехе № 1 установлено новое технологическое оборудование, позволяющее существенно снизить прямые затраты на заработную плату единицы продукции и повысить производительность труда в 2 раза по сравнению с цехом № 2.
Требуется:
1. Определить для каждого цеха объем продукции в точке безубыточности. Построить соответствующие графики.
2. Определить для каждого цеха прибыль, которая может быть получена при общем объеме производства 300 000 штук.
3. Рассчитать, при каком объеме производства затраты цеха № 1 и 2 будут одинаковы.
4. Руководство организации планирует в ближайшее время замену оборудования в цехе № 2 на аналогичное оборудование цеха № 1. Как это отразится на финансовых результатах организации при общем объеме производства 300 000 штук? Сравните с расчетами, произведенными в п. 2.
5. Дать аргументированные рекомендации руководству по объему производства после модернизации цеха № 2.
Задача 12
Предприятие осуществляет выпуск сменных блоков для студенческих тетрадей. Перед тем как определить объем продукции, подлежащий производству, отдел продаж проводит маркетинговое исследование спроса на рынке. Смета доходов и расходов предприятия на предстоящий период представлена в таблице.
Смета доходов/расходов предприятия на предстоящий период исходя из производства 17 500 блоков
Показатель | Сумма, руб. |
1. Выручка (17 500 шт. х 20 руб.) | 350 000 |
2. Прямые трудозатраты (6825 ч х 10 руб./ч) | 68 250 |
3. Основные материалы (17 500 шт. х 2,4 руб.) | 42 000 |
4. Переменные общепроизводственные расходы: • вспомогательные материалы • непрямые (косвенные) трудозатраты • коммунальные услуги • прочие | 40 250 10 500 14 000 |
5. Постоянные общепроизводственные расходы: • заработная плата руководства • амортизация • коммунальные услуги •прочие | 49 400 19 000 15 000 10 900 |
6. Всего затрат | 199 900 |
7. Прибыль | 150 100 |
После подведения итогов деятельности предприятия оказалось, что фактические показатели отличаются от плановых.
Отчет об исполнении сметы
Показатель | Сумма, руб, |
1. Выручка (14 000 шт. х 30 руб.) | 420 000 |
2. Прямые трудозатраты (5000 ч х 15 руб./ч) | 75 000 |
3. Основные материалы (14 000 шт. х 3,286 руб.) | 46 000 |
4. Переменные общепроизводственные расходы: * вспомогательные материалы • непрямые (косвенные) трудозатраты • коммунальные услуги • прочие | 11 500 15 250 |
5. Постоянные общепроизводственные расходы; • заработная плата руководства • амортизация * коммунальные услуги * прочие | 49 100 18 500 15 000 11 100 |
6. Всего затрат | 214 200 |
7. Прибыль | 205 800 |
Требуется:
1. Определить отклонения фактически полученных данных от плановых заданий с помощью нулевого, первого, второго и третьего уровней анализа.
2. С использованием гибкого бюджета определить, чем вызваны отклонения фактических показателей от запланированных, и подсчитать их величину.
3. Выявить отклонения и провести их анализ:
по затратам основных материалов;
по прямым трудовым затратам;
по общепроизводственным расходам.
4. Согласовать сметную прибыль с фактической, представив расчеты в табличном виде.
5. Составить схему учетных записей на бухгалтерских счетах.
Задача 13
Предприятие «Янтарь» производит два изделия А и Б. Изделие А изготавливает цех № I, а изделие Б - цех № 2.
Имеются следующие данные, необходимые для бюджетирования:
I. Нормативные расходы на основные материалы и оплату рабочей силы составляют:
Материал X 1,80 руб. за ед. материала
Материал Y 4,00 руб. за ед. материала
Тарифная ставка оплаты труда 3,00 руб. за час работы.
Накладные расходы распределяются пропорционально количеству часов работы производственных рабочих,
2. Нормативные расходы основных материалов и рабочего времени на 1 изделие:
А | Б | |
Материал X, ед. | ||
Материал Y, ед. | ||
Труд производственных рабочих, ч |
3. Баланс за предыдущий год:
Руб.
Актив | Пассив | ||
Основные средства Оборотные средства, В том числе - сырье и материалы - готовая продукция - дебиторы - денежные средства | 301 750 47 300 24 769 72 250 8 500 | Уставный капитал Резервный капитал Кредиторы | 300 000 92 369 62 200 |
Баланс | 454 569 | Баланс | 454 569 |
4. Готовая продукция:
ИзделиеА | Изделие Б | |
Прогнозируемый объем продаж, шт. | 8 500 | 1 600 |
Цена изделия, руб. | ||
Прогнозируемый конечный запас, шт. | ||
Начальный запас, шт. |
5. Основные материалы:
Материал X | Материал У | |
Начальный запас, ед. | 8500 | 8 000 |
Прогнозируемый конечный запас, ед. | 10 200 | 1 700 |
6. Информация по общепроизводственным расходам в бюджетном периоде:
Цех№ 1 | Цех№ 2 | |
Сметная ставка распределения переменной части общепроизводственных расходов (на час труда производственных рабочих), руб.: - вспомогательные материалы - труд вспомогательных рабочих - двигательная энергия - расходы по эксплуатации и обслуживанию оборудования | 0,30 0,30 0,15 0,05 | 0,20 0,30 0,10 0,10 |
Постоянные общепроизводственные расходы | ||
за бюджетный период, руб.: | ||
- амортизация | 25 000 | 20 000 |
- контроль, управление | 25 000 | 10 000 |
- энергия на освещение | 10 000 | |
- ремонт, цеха | 11 400 | 797,5 |
7. Информация по административным и коммерческим расходам в бюджетном периоде:
Коммерческие и административные расходы, руб.: | |
- канцелярские и другие принадлежности | 1 000 |
- зарплата отдела сбыта | 18 500 |
- зарплата администрации | 7 000 |
- комиссионные расходы | 15 000 |
- транспортные расходы отдела сбыта | 5 500 |
- реклама | 20 000 |
- прочие расходы администрации | 2 000 |
Итого | 69 000 |
Требуется разработать операционный бюджет предприятия «Янтарь»:
- бюджет продаж;
- бюджет производства;
- бюджет потребности в основных материалах;
— бюджет закупок основных материалов;
— бюджет прямых трудовых затрат;
- бюджет общепроизводственных расходов;
— бюджет коммерческих и административных расходов;
— прогноз прибылей и убытков.
Задача 14
Предприниматель Ковалева АЛ. начинает финансово-хозяйственную деятельность своего предприятия в декабре 2007 года. В качестве уставного капитала она внесла на расчетный счет 200 000 руб. В течение первых шести месяцев торговли в 2008 году она ожидает получить следующие результаты:
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | |
Продажи товара | 100 000 | 100 000 | 150 000 | 200 000 | 200 000 | 240000 |
Закупки товара | 75000 | 100 000 | 100 000 | 120 000 | 140 000 |
20% продаж планируется произвести с немедленной оплатой, а остальные 80% - с предоставлением двухмесячного товарного кредита покупателям. Поставщики предлагают кредит сроком в один месяц по всем закупкам. Ковалева А.А. наняла помощника с заработной платой 6000 рублей в месяц. Заработная плата предпринимателя составит 10 000 руб. в месяц.
Прочие затраты, связанные с ведением деятельности и составляющие 40 000 руб. в месяц, планируется оплачивать ежемесячно за прошедший месяц.
В декабре 2007 года был приобретен автомобиль стоимостью 100 000 руб., кассовый аппарат, хозяйственный инвентарь и принадлежности длительного пользования стоимостью 80 000 руб.
Ожидается, что запас товара на конец периода (30 июня) будет оцениваться в 24 000 рублей по себестоимости. Амортизация по основным средствам будет начисляться на автомобиль — 20%, на прочие основные средства - 10% в год от первоначальной стоимости.
На основе представленных данных составьте:
- план прибылей и убытков на 6 месяцев;
- бюджет движения денежных средств;
- прогнозный баланс.
Задача 15.
Кооператив «Омега» выпускает верхнюю мужскую, женскую и детскую одежду. Модели ориентированы на сезонный спрос. В кооперативе организованы два отдела: административный и производственный. Состав и количество работающих и занимаемые должности представлены в штатном расписании.
№п/п | Должность | Количество вакансий | Фонд оплаты труда, руб. |
Администрация | |||
Директор | |||
Бухгалтер | |||
Заведующий хозяйством | |||
Делопроизводитель | |||
Итого по отделу | |||
Производственный отдел | |||
Модельер-дизайнер | |||
Закройщик верхней одежды | Оплата по сдельным расценкам | ||
Швея-мотористка | Оплата по сдельным расценкам | ||
Итого по отделу | |||
Всего по кооперативу |
На балансе кооператива числятся:
№ п/п | Наименование основных средств | Количество | Первоначальная стоимость, руб. |
Швейная машина «Singer» с электрическим приводом (производство Германия) | |||
Швейная машина «Veritas» с ножным приводом (производство Германия) | |||
Швейная машина «Подольск» с ножным приводом (производство Россия) | |||
Пятиниточная машина «Подольск» для обработки тканей с ножным приводом (типа «оверлок», производство Россия) | |||
Гладильная установка |
Норма амортизационных отчислений на полное восстановление всех основных средств согласно единым установленным нормам составляет 10% в год. Техническим обслуживанием швейных машин занимается мастер-наладчик, с которым ежемесячно заключается договор подряда (сумма вознаграждения составляет 250 руб.). Кроме того, на балансе предприятия находится компьютер НР Vectra VL 486 DX 2/66, приобретенный для административного отдела (первоначальная стоимость -5000 руб., норма амортизации – 10%).
Кооператив арендует помещение под пошивочный цех (мастерскую) площадью 50 м2 у ателье «Руслан». Мастерская кооператива расположена в полуподвальном помещении, а офис – на первом этаже. Стоимость аренды площадей по договору, включая коммунальные платежи, составляет 432 руб. за метр в год для мастерской и 600 руб. в год для офиса. В стоимость арендной платы включены коммунальные платежи за электроэнергию, отопление, горячее и холодное водоснабжение, а также за уборку и охрану арендуемых помещений. Кроме того, кооператив арендует у «РУС» два телефонных номера с абонентной платой по 90 руб. в месяц за каждый.
Закупка ткани производится оптом с фабрики «Красный ткач» (система поставок – франко-склад поставщика), фурнитура приобретается в системе розничной торговли.
Расчет количества материалов, разработку выкроек и лекал выполняет модельер-дизайнер.
В октябре заведующий хозяйством закупил вспомогательных материалов и канцтоваров на сумму 120 руб., которые были отпущены закройщикам на 40 руб. (мел, линейки-лекала), модельеру-дизайнеру на 30 руб. (бумага), делопроизводителю на 50 руб. (бумага, папки).
В сезоне «Осень-2006» кооператив выпускал продукцию двух видов: куртка детская (спортивная утепленная) и плащ женский (свободного покроя). Объем производства за октябрь составил 80 курток и 120 плащей.
По карте расходов материалов, представляемой производственным отделом (разрабатывается модельером-дизайнером), бухгалтерией за октябрь сформирована следующая информация о затратах основных материалов:
Куртка детская (спортивная утепленная)
№ | Позиции | Ед. изм. | Количество | Цена за ед., руб. |
Ткань плащевая (ш. 1,5 м) | пог. м | 1,50 | 64,80 | |
Ткань подкладочная (ш. 0,9 м) | пог. м | 2,50 | 15,00 | |
Синтепон (ш. 2,0 м) | пог. м | 1,20 | 20,00 | |
Флизелин клеевой (ш. 1,4 м) | пог. м | 0,10 | 30,00 | |
Нитки № 40 | кат. | 1,00 | 4,80 | |
Заклепки металлические | шт. | 8,00 | 5,50 | |
Аппликация «Медвежонок» | шт. | 1,00 | 12,50 | |
Нашивка на левый рукав Baby | шт. | 1,00 | 3,50 |
Плащ женский (свободного покроя)
№ | Позиции | Ед. изм. | Количество | Цена за ед., руб. |
Ткань плащевая (ш. 1,5 м) | пог. м | 3,00 | 124,50 | |
Ткань подкладочная (ш. 0,9 м) | пог. м | 6,00 | 15,00 | |
Флизелин клеевой (ш. 1,4 м) | пог. м | 1,20 | 30,00 | |
Нитки № 40 | кат. | 1,00 | 4,80 | |
Пуговицы | шт. | 12,00 | 8,00 | |
Металлогалантерея для пояса | шт. | 6,00 | 2,50 | |
Пряжка | шт. | 1,00 | 5,50 | |
Нашивка Pretty woman | шт. | 1,00 | 7,20 |
В основу расчета заработной платы рабочих производственного отдела (швея и закройщик) положена сдельная форма оплаты труда. Расчет проводится на основании фактической выработки и сдельных расценок (руб.):
№ п/п | Вид изделия | Расценка на раскрой 1 изделия | Расценка на пошив 1 изделия |
Куртка детская | 18,00 | 25,00 | |
Плащ женский | 29,00 | 46,00 |
Требуется:
1) составить калькуляцию на каждое изделие (при составлении калькуляции общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределить пропорционально основной заработной плате производительных рабочих);
2) рассчитать цену обоих изделий, исходя из планируемого уровня рентабельности детской куртки – 20%, женского плаща – в 30%;
3) составить бухгалтерские проводки для синтетического и аналитического учета затрат на октябрь.
Задача 16.
Предприятие производит два типа двигателей для автомашин, используя в качестве основных материалов сплав №1 и сплав №2. Учетной политикой предусмотрено применение метода ФИФО. Руководство определило план развития предприятия на 2007 год следующим образом:
Показатель | Мотор | |
№1 | №2 | |
Планируемые продажи, шт. | ||
Цена продажи одной единицы, руб. |
Планируемый уровень запасов готовой продукции на конец периода:
для мотора №1 – 550 шт.,
для мотора №2 – 25 шт.
Планируемая стоимость прямых затрат:
сплава №1 – 3,5 руб./кг.;
сплава №2 – 5 руб./кг.;
труда производственных рабочих – 10 руб./час.
Состав прямых затрат, включаемых в себестоимость единицы продукции:
Показатель | Мотор | |
№1 | №2 | |
Сплав №1 | 6 кг | 6 кг |
Сплав №2 | 3 кг | 4 кг |
Труд производственных рабочих | 2 ч | 3ч |
Планируемые запасы материалов на конец периода:
для сплава №1 – 4000 кг.;
для сплава №2 – 1000 кг.
Планируемые накладные расходы: