Глава 3. виды и формы предпринимательской деятельности
Краткое содержание темы
3.1.1. Определение и сущность предпринимательской деятельности
Предпринимательство – это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятия.
В строгом смысле слова, предпринимательство - это новаторствоихозяйственная предприимчивость, отрицающие самоуспокоенность, застой, самодовольство, расточительство. Предпринимательская деятельность по своей сути всегда связана с определенным риском и материальной ответственностью за возможные удачи и провалы, то есть за результаты тех или иных экономические решений.
Таким образом, основные предпринимательские функции состоят в следующем:
- организация производства и управления;
- принятие на себя риска и ответственности за материальные результаты;
- принятие экономических решений, обеспечивающих рыночную власть.
Основное правило предпринимательской деятельности - это получение прироста первоначально затраченного (авансированного) капитала, что может быть проиллюстрировано с помощью известной модели кругооборота капитала:
Д = Д0 + ∆Д ,
где Д - результат предпринимательской деятельности, выраженный в денежной форме;
Д0 - первоначально авансированный капитал;
∆Д - прибыль, максимизация которой является конечной целью любого предпринимательства.
3.1.2. Классификация видов предпринимательской деятельности
Все виды предпринимательской деятельности (предпринимательства) можно классифицировать по следующим признакам:
- по форме образования капитала;
- по средствам приложения капитала.
По форме образования капитала различают:
- бизнес, основанный на личной собственности на средства производства или аренде;
- совместное предпринимательство или партнерство, основанное на акционерном капитале;
- корпоративное предпринимательство, основанное на акционерном капитале.
По средствам приложения капитала различают:
- производственное предпринимательство, то есть непосредственное производство продукции, работ, услуг, информации, духовных ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям;
- коммерческое предпринимательство, к которому относятся операции по купле-продаже, то есть перепродаже товаров и услуг;
- финансовое предпринимательство, к которому относятся операции купли-продажи такого специфического товара, как деньги, валюта, ценные бумаги, а также само производство (эмиссия) ценных бумаг;
- консультационное предпринимательство - консалтинг, к которому относится комплексное обслуживание клиентов в области информации и принятия управленческих решений, консультирование по экономическим проблемам, проблемам инвестиций, услуги по привлечению иностранного капитала, аудит и другие виды «сервиса для бизнеса».
- инжиниринг, определяемый как совокупность интеллектуальных видов получения наилучших результатов от капиталовложений или иных затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения (научно-исследовательских, проектно-строительных, производственных, сбытовых);
- инвестиционное предпринимательство, предполагающее долгосрочное вложение капитала в различные отрасли народного хозяйства. Инвестиционное предпринимательство бывает финансовым (в форме акций, облигаций и других ценных бумаг) и реальным (создание новых капитальных благ).
- страховое предпринимательство – это особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.
3.1.3. Предпринимательский риск: сущность, виды
Риск – это вероятность возникновения потерь или снижения доходов по сравнению с допустимым вариантом.
Основной предпосылкой возникновения предпринимательского риска является наличие конкуренции и альтернативных вариантов решения тех или иных вопросов развития предприятия, его эффективного функционирования.
Различают глобальный(общегосударственный) и локальный(на уровне предприятия) риски. Они находятся во взаимодействии и взаимовлиянии, оставаясь одновременно автономными.
Долгосрочныериски связаны с перспективами развития предприятия. Сюда относятся необоснованно малые отчисления на производственное развитие, изъяны кадровой политики предприятия, отсутствие деятельности по созданию новой конкурентоспособной продукции и др.
Краткосрочныйили конъюнктурный риск может иметь место при выборе нерациональных форм организации расчетов конъюнктуры рынков, необязательного контрагента и др.
Различают следующие виды предпринимательского риска:
Инфляционный риск – это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут.
Дефляционныйриск – это риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.
Валютныериски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении внешнеэкономических, кредитных и других операций.
Риски ликвидности – это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительской стоимости.
Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок.
Селективные риски - это риски неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.
Риск банкротства представляет собой опасность полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособность его рассчитываться по взятым обязательствам.
3.1.4.Управление рисками и способы их оценки
Управление рисками означает предотвращение появления того или иного вида риска, определение его стоимости, проведение предупредительных мероприятий, позволяющих избежать или уменьшить потери.
Цена риска – это фактические убытки предприятия, затраты по их уменьшению и возмещению.
Основными методами системы управления предпринимательским риском являются анализ, прогноз, планирование и учет.
Оперативный анализ риска позволяет своевременно реагировать на возникшие трудности в осуществлении хозяйственной деятельности и по мере возможности уменьшать стоимость риска.
Среди предупредительных мероприятий важное место занимает страхование- система мероприятий по созданию денежного фонда, из средств которого возмещаются потери. Различают имущественное, личноестрахованиеи страхование ответственностиперед третьимлицом.
Для количественной оценки предпринимательского риска могут использоваться двегруппы методов.
Первая построена на априорных (предварительных) выводах, базирующихся на теоретических положениях и требованиях к результатам определенных решений на основе логических рассуждений.
Вторая группа методов оценки предпринимательского риска основана на эмпирическихвыводах, когда при определении ожидаемого риска используют моделирование и экстраполяцию на базе прошлых опыта, явлений и факторов.
Экспертныеметоды направлены на выявление и формулирование обобщенного мнения экспертов о количественной оценке предпринимательского риска с целью принятия эффективных решений.
Статистические методы анализа и прогнозирования используются в тех случаях, когда необходимая информация может быть получена на основе обработки и анализа конкретных данных о состоянии изучаемых явлений за некоторый период времени.
Расчетно-аналитическийметод базируется на математических приемах. С помощью математического аппарата оценивается вероятность получаемого результата и рассчитывается коэффициент риска.
Для учета риска в теории статистических решений применяют показатель риска, характеризующий оптимальность и выгодность выбираемого решения в конкретной обстановке с учетом степени ее неопределенности. Риск рассчитывается как разность между ожидаемым результатом действий при наличии точных данных обстановки и результатом, который может быть достигнут, если эти данные не определены.
Практическая часть
Контрольные вопросы
1.Что такое «предпринимательство»?
2.В чем заключается основа предпринимательской деятельности?
3.Классификация видов предпринимательской деятельности
4.В чем заключается понятие предпринимательского риска?
5.Какие виды предпринимательского риска Вы знаете?
6.Какие методы управления предпринимательским риском Вы знаете?
Задачи
Задача 1. Какие права имеет собственник в отношении принадлежащего ему имущества:
1) право владения;
2) право владения и пользования;
3) право владения, пользования и распоряжения?
Задача 2.Определите цену, объем производства и прибыль, получаемую фирмой за неделю, если переменные издержки изменяются пропорционально объему производства и составляют 16 руб. на единицу продукции, постоянные издержки равны 25000 руб. в неделю, при этом спрос на продукцию фирмы зависит от цены, как показано в табл.
Цена, руб. | ||||||||
Сбыт в неделю, шт. |
Задача 3. Чистый вес станка – 350 кг., величина фактических отходов при обработке заготовки – 92 кг. В результате совершенствования технологии изготовления деталей станка отходы планируется сократить на 10%. Определите коэффициент использования металла и долю отходов до и после изменения технологии.
Задача 4.Ответьте, кто является собственником, владельцем, пользователем земли и результатов труда на земле в четырех приведенных ниже ситуациях?
Ситуация 1. Вы на своей земле своей лопатой копаете канаву.
Ситуация 2. Вы нанимаете работника для рытья канавы, который за свой труд присваивает себе доход в виде зарплаты, а Вы присваиваете себе результаты его труда (канаву).
Ситуация 3. Вы отдаете участок в аренду на 10 лет. Арендатор по своему усмотрению использует Вашу землю 10 лет. Вы присваиваете доход в виде арендной платы, а арендатор присваивает себе результаты своего труда.
Ситуация 4. Все, как в ситуации 3, но арендатор не трудится на земле сам, а нанимает работника, который присваивает себе доход в виде зарплаты. Арендатор присваивает себе результаты труда работника. Вы присваиваете доход в виде платы за аренду Вашей земли.
Задача 5.Рассчитать оптимальный объем производства продукции и цену реализации единицы продукции при следующих исходных данных (табл.):
Це-на, руб. | Объем реали-зации, тыс. шт. | Валов. выручка тыс руб. | Валов. издержки тыс. руб. | Предельный доход | Предельные издержки | Предельная при- быль, руб. | ||
Расчет | Вели-чина руб | Расчет | Величина, руб | |||||
Задача 6.Какие организации признаются коммерческими:
1)любые организации, имеющие самостоятельный баланс или смету;
2) любые организации, получающие прибыль, независимо от целей своей деятельности;
3) организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли?
Задача 7.Определить оптимальный объем производства и реализации товара, при котором достигается максимальная прибыль.
Объем реали-зации, тыс. шт. | Цена, руб. | Валовая выруч- ка, тыс. руб. | Валовые издерж ки, тыс. руб. | Прибыль, тыс. руб. |
- | ||||
Задача 8.Определите оптимальный объем продукции, выгодный для производства и реализации (табл).
Цена, руб. | Объем реализации тыс.шт. | Валовая выручка, тыс.руб. | Валовые издерж ки, тыс. руб. | Прибыль, тыс. руб. |
Задача 9.Цехом выпущено: изделий А – 1000, изделий Б – 2500, изделий В – 1800 шт. Чистый вес серого чугуна в единице изделия А – 30, Б – 45, В – 28 кг. Сортового железа – соответственно 25 , 34 и 48 кг. Листового железа – 35, 28 и 14 кг. соответственно. Определите коэффициент использования каждого вида металла, если валовой расход чугуна 210000 кг, сортового железа – 218500 кг. и листового железа – 150000 кг.
Задача 10.В конвертор загрузили 300 т. сырья, получили 270 т. стальных слитков, которые направлены в прокатный передел, где получено из них 220 т. проката. Определите выход годного в сталеплавильном производстве и расходный коэффициент в прокатном производстве.
Задача 11. В металлургическом производстве возможны два варианта технологии производства металлопродукции. Определите эффективность использования металла по вариантам в условиях полной регенерации образующихся в процессе производства металлоотходов.
Варианты | А | Б |
Выход годной продукции | 0,6 | 0,7 |
Выход отходов | 0,3 | 0,1 |
Безвозвратные потери металла | 0,1 | 0,2 |
Итого | 1,00 | 1,00 |
Тесты
1.Предпринимательство – это:
а) производственная деятельность предприятия;
б) коммерческая деятельность предприятия;
в) деятельность предприятия на рынке ценных бумаг;
г) сбытовая деятельность предприятия;
д) деятельность предприятия по поддержанию производственных фондов.
2.Основное правило предпринимательства – это:
а) получение прибыли любой ценой;
б) получение прироста первоначального капитала;
в) получение дохода от сбыта товаров;
г) удовлетворение общественных потребностей в определенных товарах.
3.Производственное предпринимательство – это:
а) операции с ценными бумагами на рынке ценных бумаг;
б) перепродажа купленного товара;
в) обеспечение страхования организациям и частным лицам в процессе их коммерческой деятельности;
г) непосредственное производство продукции, работ, услуг, информации, духовных ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям;
д) комплексное обслуживание клиентов в области информации и принятия управленческих решений, консультирование по экономическим проблемам, проблемам инвестиций, услуги по привлечению иностранного капитала, аудит и другие виды «сервиса для бизнеса».
4.Коммерческое предпринимательство – это:
а) операции по купле-продаже, то есть перепродаже товаров и услуг;
б) производство продукции, работ, услуг, информации, духовных ценностей;
в) обеспечение страхования организациям и частным лицам в процессе их коммерческой деятельности;
г) удовлетворение общественных потребностей в определенных товарах.
5.Какие виды предпринимательского риска относятся к производственному предпринимательству:
а) инфляционный риск;
б) дефляционный риск;
в) долгосрочный риск;
г) риск банкротства.
6.Финансовое предпринимательство – это:
а) операции купли-продажи такого специфического товара, как деньги, валюта, ценные бумаги, а также само производство (эмиссия) ценных бумаг;
б) операции по купле-продаже, то есть перепродаже товаров и услуг;
в) производство продукции, работ, услуг, информации, духовных ценностей;
г) удовлетворение общественных потребностей в определенных товарах.
7. Консультационное предпринимательство – консалтинг, это:
а) комплексное обслуживание заказчика в области информации и принятия управленческих решений, а также другие виды «сервиса для бизнеса»;
б) операции по купле-продаже, то есть перепродаже товаров и услуг;
в) обеспечение страхования организациям и частным лицам в процессе их коммерческой деятельности;
г) деятельность предприятия по поддержанию производственных фондов.
8.Инжиниринг – это:
а) совокупность интеллектуальных видов получения наилучших результатов от капиталовложений или иных затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения (научно-исследовательских, проектно-строительных, производственных, сбытовых);
б) производство продукции, работ, услуг, информации, духовных ценностей;
в) получение прироста первоначального капитала;
г) удовлетворение общественных потребностей в определенных товарах.
9.Инвестиционное предпринимательство – это:
а) особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в получении страхового взноса страхователем в обмен на ряд определенных услуг по страхованию заказчика;
б) долгосрочное вложение капитала в различные отрасли народного хозяйства;
в) финансовое предпринимательство (в форме акций, облигаций и других ценных бумаг);
г) реальное предпринимательство (создание новых капитальных благ).
10.По каким основаниям может совершиться ликвидация юридического лица:
а) по решению учредителей;
б) по решению государственной налоговой инспекции;
в) в силу имеющихся нарушений при регистрации;
г) в связи с несостоятельностью (банкротством);
д) по решению суда.