Маржинальный анализ прибыли
Маржинальный (маргинальный) анализ – метод изучения взаимосвязи и соотношения расходов, объема реализации и прибыли предприятия, в основе которого лежит распределение расходов на постоянные и переменные и определение точки безубыточности, которая определяет критический объем реализации.
Допущения, используемый в маржинальном анализе:
1. Объем производства соответствует объему продаж;
2. Постоянные расходы неизменны при любом объеме производства;
3. Переменные расходы изменяются пропорционально объему производства;
4. Цена единицы продукции и стоимость единицы продукции не изменяются на протяжении периода исследования;
5. При исследовании нескольких видов продукции соотношение между объемами их производства должно оставаться неизменным.
В основу методики маржинального анализа положено деления всех расходов предприятия на две группы:
переменные (а) – изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
постоянные (В) - не изменяются в диапазоне деловой активности предприятия;
При этом маржинальный доход предприятия определяют как разницу между выручкой и переменными издержками.
Дм = ОР – ΣQi*ai
а маржинальный доход на единицу продукции рассчитывают как разницу между ценой единицы продукции и переменными затратами на ее производство.
Дмі= Ці - аі
Таким образом, маржинальный доход включает в себя постоянные затраты.
Точка безубыточности – это уровень объема продаж при котором выручка от реализации продукции (чистый доход) совпадает с расходами, а прибыль равна нулю.
Точка безубыточности может быть выражена в натуральном или стоимостном выражении.
Для определения точки безубыточности можно использовать графический и аналитический способы.
При графическом способе определения точки безубыточности по оси Х откладывается объем реализации продукции, а по оси У – расходы и доходы предприятия.
|
При аналитическом способе точка безубыточности определяется в натуральных единицах:
В – постоянные расходы
а – переменные расходы на единицу продукции.
Ц – цена единицы продукции
Для определения стоимостного выражения точки безубыточности в стоимостном выражении используют формулу:
Если предприятие работает прибыльно, то разница между фактическим объемом продаж и точкой безубыточности определяет зону безопасности.
Пример.
Имеются следующие данные о работе предприятия за месяц.
Производственная мощность предприятия - 1000 изделий в год.
Цена единицы изделия – 20 грн.
Количество проданной продукции – 800 ед
переменные расходы на единицу изделия - 12 грн
постоянные расходы – 4000 грн.
Определить маржинальный доход, точку безубыточности и зону безопасности работы предприятия.
ТЕМА 9: АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
План.
1. Понятие финансового анализа.
2. Анализ формирования и использования финансовых ресурсов.
3. Анализ финансовой устойчивости предприятия
4. Анализ ликвидности и платежеспособности.
5. Анализ кредитоспособности и вероятности банкротства.