Реализации нового тура с участием посредников
В последнее время в туристской отрасли сложилась инфраструктура, в которой трудно представить себе продвижение и реализацию путевок без участия сети турагентов. Они ближе к потребителю, имеют клиентские базы, могут дать исчерпывающую информацию о направлениях и маршрутах и т.д. Использование турагентов - посредников при продвижении турпродукта – самый эффективный способ привлечения клиентов. Данное сотрудничество выгодно как туроператору, так и турагенту (таблица 1).
Таблица 1
Преимущества использования турагентской сети
ТУРОПЕРАТОРОМ | ТУРАГЕНТОМ |
¾ Увеличение объемов продаж туруслуг; ¾ Проведение информационной, консультационной работы с клиентами; ¾ Сокращение расходов на содержание собственного персонала, аренду помещения, его оснащение и т.д.; ¾ Выход на новые туристские рынки. | ¾ Освобождение от деятельности по планированию и разработке условий тура, их согласованию с поставщиками услуг, получению иностранных виз и др.; ¾ Уменьшение доли ответственности перед клиентом; ¾ Расширение сферы деятельности благодаря сотрудничеству с несколькими туроператорами, специализирующимися на разных по содержанию и качеству турпродуктах; ¾ Обеспечение коммерческой выгоды в результате использования имиджа фирмы-туроператора. |
Наиболее эффективные способы формирования сети турагентов - это участие туроператоров в выставках и организация презентаций, что дает возможность непосредственного общения с потенциальными участниками реализации турпродукта, а также с руководством фирм - турагентов.
Для формирования сети турагентов используется также рассылка предложений о сотрудничестве по факсу/электронной почте. Предложение должно содержать информацию о программе тура, графики заездов, цены на предлагаемые услуги, а также сумму комиссионного вознаграждения.
Взаимоотношения между туроператором и турагентом чаще всего регулируются агентским договором, в котором отражаются все аспекты совместной работы [9].
Агентский договор
Под агентским договором понимается договор о совершении одним лицом (агентом) действий по поручению и за счет другого лица (принципала). Созданный судебной практикой агентский договор в настоящее время является одним из распространенных видов международных сделок.
Агентский договор по своей юридической природе является консенсуальным, возмездным и двусторонним. Он может заключаться на определенный срок или быть бессрочным. Стандартный агентский договор в сфере туризма включает в себя следующие разделы:
· полное наименование, форма собственности, юридические и фактические адреса, банковские реквизиты и контактные телефоны сторон (турагента и туроператора);
· предмет договора, который можно сформулировать разными способами – указать один из видов тура, описать всевозможные виды туров и те виды туризма, которые могут иметь льготное налогообложение или дающие получение каких-либо скидок;
· обязанности сторон – подробно расписывают порядок бронирования и оплаты туров;
· порядок расчетов между сторонами – устанавливаются сумма и порядок выплаты вознаграждения агенту;
· ответственность сторон – в каких случаях и в каких размерах стороны несут ответственность за нарушение условий договора (таблица 2).
· определение контактных и ответственных лиц;
· печати и подписи сторон.
Агентский договор между туроператором и турагентом подписывается в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.
С иностранными посредниками договор заключается на двух языках или может применяться параллельный перевод в тексте контракта [11].
Таблица 2
Условия несоблюдения агентского договора