Становление валютного контроля в России
В России в XVIII в. значительно возрос вес иностранного капитала. Для прекращения вывоза капитала за границу в 1724 г. был издан указ, впервые вводивший в России валютные ограничения. По этому указу иностранный купец мог покинуть Россию, только заплатив десятую часть своего капитала. В начале XX в. в связи с начавшейся Первой мировой войной и востребованностью ресурсов для ведения боевых действий Государственный банк Российской империи принял меры к ограничению спекулятивных операций с иностранной валютой. Были установлены правила: а) свободную продажу валюты допускать по предъявлении фактур, удостоверяющих, что требования на валюту вытекают из потребностей импорта; б) при отсутствии фактур продажу валюты ограничивать суммою 50 000 германских марок в одни руки; в) взимать определенный процент при продажах Госбанком валюты.
В марте 1918 г. в советской России было принято постановление Наркомфина о порядке вывоза денег и ценностей за границу. Вывоз денег разрешен в сумме не более 500 руб. и драгоценных вещей весом не более 16 золотников на одно лицо. В период военного коммунизма хранение инвалюты было запрещено и ее могли конфисковать. Экспортеры обязаны были держать валюту за границей на счетах торгпредств; те, в свою очередь, должны были держать принадлежавшую им валюту на текущих счетах у заграничных корреспондентов Наркомфина.
В начальный период нэпа в СССР (1922—1926 гг.) валютные ограничения стали значительно слабее, что было закреплено в Законе СССР «О валютных операциях» (февраль 1923 г.). Частные лица получили право свободно покупать и продавать иностранную валюту на бирже или в помещении банков без специального разрешения переводить за границу своим родственникам или знакомым до 100 золотых рублей в месяц по официальному курсу и брать с собой при поездках за границу инвалюту на 200 руб. Обязательная продажа инвалюты предприятиями не предусматривалась. Если они хотели ее продать, то должны были в первую очередь предложить инвалюту Госбанку, и только при его отказе — продать на бирже. В 1926 г. в СССР были введены новые правила регулирования валютных операций. Советские учреждения и предприятия были обязаны всю валютную выручку сдавать в Госбанк. Расходование инвалюты осуществлялось только в соответствии с утвержденным месячным валютным планом.
В СССР вплоть до 1991 г. валютные операции проводились только через один банк — Банк внешнеэкономической деятельности (Внеш-I экономбанк). Он имел корреспондентские отношения с 1835 банками в 131 стране и 17 отделений в СССР (в Москве, Ленинграде и столицах Союзных Республик). В этом банке открывались счета так называемым спецэкспортерам и специмпортерам — организациям, имевшим право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, покупать и хранить на своих счетах валюту. Таких предприятий было по одному на отрасль. Для открытия счета необходимо было получить специальное разрешение. Физическим лицам, жителям СССР, иностранная валюта продавалась только в случаях туристических поездок. Надо отметить, что валюта продавалась в строго ограниченном количестве, да и сами туристические поездки за рубеж были редкостью. Во Внешторгбанке счета открывать могли только особые лица, постоянно работавшие за границей и получавшие зарплату в иностранной валюте. Иные валютные операции, минуя банк, были запрещены и жестоко карались государством. В то время за незаконные операции частных лиц с иностранной валютой или ее хранение Уголовным кодексом предусматривалась высшая мера наказания.
Процесс перехода советского, а затем российского государства к рыночным отношениям в экономике обусловил необходимость интеграции страны в мировое экономическое хозяйство и, следовательно, послужил катализатором резкого усиления и развития внешнеторговых связей. Начиная с 1986 г. практически все субъекты хозяйственной деятельности получили право прямого выхода на внешние рынки и распоряжения иностранной валютой. Число участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) постоянно возрастало с развитием совместного предпринимательства при участии иностранного капитала. Активно возникали разнообразные формы ведения ВЭД. Параллельно проводилась широкомасштабная банковская реформа, в ходе которой [ появилось большое количество независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов : клиентов, проведения международных расчетов, совершения операций > покупки-продажи иностранных валют. Банки самостоятельно начали проводить аукционные торги иностранной валютой. При этом практически отсутствовала (за исключением ряда отдельных постановлений I Совета Министров СССР и ведомственных инструкций, актов, внут-I ренних инструкций бывших государственных банков) законодательная 1 и нормативная база, регламентирующая правила работы с иностранной I валютой, и в первую очередь определения органа государственного I управления, отвечающего за создание регулирующего механизма.
Все это послужило основанием принятия в 1991 г. Закона СССР I «О валютном регулировании и валютном контроле» (с 1992 г. — За-I кон РФ). Основным органом валютного регулирования был определен I Государственный банк, что соответствовало практике большинства
Раздел VI. Международные финансы
Глава 24. Валютные ограничения и контроль
стран мира, был также введен институт агентов валютного контроля. Банковская и биржевая деятельность с иностранной валютой стала лицензироваться. Начиная с 1991 г. получили лицензии на организацию биржевых операций с иностранной валютой восемь валютных бирж1.
Согласно совместному Заявлению Правительства РФ и Центрального банка РФ с 1 июня 1996 г. Российская Федерация приняла на себя обязательства по ст. 8 Устава МВФ. Решение о присоединении России к этой статье сделало российский рубль международно конвертируемым по всем текущим операциям, а значит, в дальнейшем меры государственного валютного регулирования могли применяться только к операциям, связанным с движением капитала.
К текущим валютным операциям относятся: 1) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; 2) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; 3) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; 4) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.
К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся: 1) прямые и портфельные инвестиции; 2) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; 3) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности); 4) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней; 5) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
Текущие валютные операции резидентам разрешено было осуществлять без ограничений. Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществлялись резидентами в порядке, устанавливаемом Банком России. Изначально Банком России был установлен наиболее жесткий режим проведения валютных операций, связанных с движени-
1 Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская валютная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа в Екатеринбурге, Сибирская межбанковская валютная биржа в Новосибирске, Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа в Улан-Уде, Ростовская межбанковская валютная биржа, Самарская валютная межбанковская биржа, Нижегородская валютно-фондо-вая биржа.
ем капитала. За рядом исключений на каждую операцию резиденту необходимо было иметь разрешение Банка России.
В 1997 г. был поэтапно введен запрет на расчеты в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги) на территории РФ. Это отвечало задачам укрепления национальной денежной единицы. Допуск иностранной валюты в обслуживание расчетов на внутреннем рынке товаров и услуг был приемлем только в условиях слабой развитости данного рынка. Во второй половине 90-х гг. Банк России значительно либерализовал порядок проведения внешних расчетов и усовершенствовал процедуры выдачи разрешений на отдельные валютные операции, связанные с движением капитала. На свободный режим переведен целый блок валютных операций частных лиц и фирм, не связанных с коммерческой деятельностью, например добровольные пожертвования, оплата членских взносов в международных организациях, участие в международных культурных и спортивных мероприятиях, подписка на иностранные периодические издания, оплата обучения и лечения за рубежом, расчеты по договорам страхования, оплата аренды движимого имущества. Свободный порядок проведения расчетов был распространен также на операции, предполагающие получение коммерческих кредитов, а также стимулирующие экспорт и импорт.
Меры по регулированию валютного рынка в Российской Федерации, осуществленные в 1990-е гг., были направлены в первую очередь на ограничения «бегства» капитала из страны. В 1991 г. Министерство внешнеэкономических связей впервые обратило внимание на значительный вывоз различных форм общественного богатства и капиталов из России. В настоящее время существуют различные методы оценки их утечки за 1991—2001 гг. При ежегодных масштабах вывоза валюты в 20—25 млрд долл., их совокупный объем мог составить до 350—400 млрд долл.
Специфика вывоза капитала из России проявилась в длительности этого процесса, его лавинообразности и масштабности. Лавинообраз-ность «бегства» капитала из России проявлялась в том, что вывезенный из страны капитал вскоре возвращался на родину «поменявшим гражданство», для того чтобы на следующем этапе быть вывезенным в еще большем объеме. Возвращение вывезенного капитала проявлялось не в долгосрочных прямых инвестициях, а в краткосрочных портфельных вложениях в высокоприбыльные и малорисковые (например, государственные и муниципальные) ценные бумаги. Прямые же инвестиции, осуществляемые «возвращенным капиталом», имели цель получение контроля над бывшим государственным предприятием с целью его перепрофилирования или перепродажи путем банкротства. Основной механизм вывоза капитала состоял в занижении экспортных цен, а также в использовании фиктивных контрактов на импорт услуг с фирмой, зарегистрированной в офшоре — безналоговой и беспошлинной террито-
800 Раздел VI. Международные финансы
Глава 24. Валютные ограничения и контроль
рии. В огромных объемах капитал нелегально вывозился через фирмы-однодневки.
Институциональные изменения в российской экономике, произошедшие за 1990-е гг., курс правительства на дальнейшую либерализацию, ограничение масштабов вывоза капитала и стремление России вступить в ВТО привели к необходимости принятия нового законодательного акта, Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с новым Законом резидентам было разрешено открывать счета в иностранных банках. Предусматривалось три инструмента валютного регулирования: резервирование, специальный счет и обязательная продажа.
Резервирование — это требование о депонировании рублевого эквивалента проводимой валютной операции на счете в Центральном банке РФ. Законом предусматривалась возможность установления требований о резервировании по различным операциям на разные суммы — вплоть до 100% суммы на срок до 2 лет. Реально были установлены требования о резервировании по операциям, предусматривающим авансовые платежи или поставки товара со значительными отсрочками поставки или оплаты. Специальный счет — это требование о проведении некоторых валютных операций не через текущий валютный, а через специальный счет. Это требование устанавливается для целей учета и контроля проводимых операций. Банком России было уставлено требование о проведении через спецсчет операций по покупке/продаже нерезидентами ценных бумаг и получении/предоставлении кредитов нерезидентам. Обязательная продажа — это требование об обязательной репатриации (возврате) валютной выручки и продажи ее части на внутреннем валютном рынке. Законом предусматривалось, что размер обязательной продажи устанавливается Банком России, но не более 30% от суммы валютной выручки. Реально обязательная продажа была установлена в размере 10%.
Этот порядок валютного регулирования просуществовал до 2007 г., когда была принята новая ныне действующая редакция Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Отменены практически все ограничения на проведение валютных операций между резидентами и нерезидентами. Законом предусмотрена возможность об установлении требований по обязательной продаже, но ее размер в настоящее время составляет 0%.