Чувство долга против мечты
Консультант, родом из провинции, окончил в Москве престижный ВУЗ и никак не может найти толковую работу. Его приметил Генеральный директор московского представительства международной консалтинговой компании. Он увидел в молодом человеке большой потенциал. Консультант прошел все собеседования, и его взяли на работу в компанию. За несколько лет работы он далеко продвинулся, вошел в круг компетентных и ценных сотрудников. Генеральный директор щедро делился с Консультантом опытом, давал ему полезные советы, стал для талантливого подчиненного наставником.
Однажды Консультант приходит к Генеральному директору и просит отправить его за счет компании на учебу в США. По окончании обучения Консультант обещает отработать в компании пять лет. Незадолго перед отъездом в США он знакомится на выставке с Руководителем команды разработчиков, который по итогам разговора с Консультантом приглашает его в свой проект. Консультант понимает, что тянуть лямку в консалтинговой компании ему уже надоело, но у него есть обязательства перед консалтинговой компанией. Консультант уверен, что новый проект, в который его пригласили – это работа его мечты.
Роли и интересы:
Консультант — не хочет больше тянуть лямку в консалтинговой компании, но понимает, что у него есть обязательства, не знает, что ему предпринять: остаться, но похоронить мечту, или уйти, но поставить под удар компанию, гендиректора и свою репутацию.
Генеральный директор — воспринимает возможный уход не только как удар по его компании, но и как предательство по отношению к себе лично.
Руководитель команды разработчиков — понимает ценность молодого специалиста, хочет, чтобы Консультант работал в его проекте.
Стук колес
Из Красноярска в Москву в купе поезда едут в служебную командировку Юрист, Экономист и Бухгалтер одного предприятия. Едут третьи сутки, съедены куры, лапша и огурцы, кончился хлеб и вареные яйца. В этот день Юрист и Экономист узнают (Бухгалтер случайно проболтался), что Бухгалтер обратно в Красноярск полетит на самолете, а Юрист и Экономист опять поедут на поезде. Юрист и Экономист возмущены.
Сотрудники звонят Директору предприятия по сотовому телефону. Тот поясняет, что денег на самолет достаточно лишь на одного человека, и поскольку Бухгалтер попросил первым, то по праву первого ему был согласован перелет. «Однако, – уточнил Директор, – пока вы все едете в поезде и еще не приехали в Москву, предлагаю вам самим решить, кто полетит. Если до прибытия в Москву вы не придете к единому мнению – обратно поедете все вместе на поезде, но уже не в купе, а в плацкартном вагоне».
Между Юристом, Экономистом и Бухгалтером разгорается полемика. Юрист никогда не летал в командировку самолетами – в отличие от коллег, всегда ездил поездами. Экономист – пожилая женщина, избалованная поощрениями руководства. Бухгалтер – самый уважаемый в коллективе сотрудник с безупречной репутацией.
Роли и интересы:
Директор предприятия — с интересом ждет, до чего договорятся подчиненные. В связи с предстоящим сокращением персонала намерен сделать вывод о том, кого сократить, по результатам проведенных ими переговоров. При прочих равных условиях именно этот кейс сыграет решающую роль в выборе увольняемого сотрудника.
Юрист — хочет полететь обратно самолетом. Считает, что имеет на это право, поскольку в отличие от Бухгалтера и Экономиста, всегда в командировки ездил только поездом. Ссориться ни с кем не хочет.
Экономист — хочет полететь обратно самолетом, привыкла к благодушному отношению к себе, считает, что возраст и авторитет дают на это право.
Бухгалтер — хочет полететь обратно самолетом, считает, что он лучший работник по итогам отраслевых соревнований, возмущен тем фактом, что Директор предприятия отменяет ранее принятое решение.
Подбор персонала
Компания занимается подбором персонала уже пять лет, за которые у нее сложился круг постоянных клиентов. Поскольку круг этот ограничен, то потеря любого из них может иметь существенные последствия для финансового положения компании. Две недели назад Менеджер по персоналу одной из фирм-клиентов подал заявку на подбор Кандидата на позицию маркетинг-менеджера. Консультант компании провел стандартную процедуру подбора, оговоренную в информационном листе компании, и для прохождения собеседования к Менеджеру по персоналу фирмы-клиента были направлены два кандидата.
После проведения собеседования с Кандидатами Менеджер по персоналу перезвонил консультанту компании и сообщил, что ни один из Кандидатов не устраивает ее в полной мере, и что необходимо продолжить поиски. Однако, приехав через две недели в фирму клиента, консультант случайно столкнулся в коридоре с одним из Кандидатов, отправленных раньше на собеседование. В ходе эмоциональной беседы выяснилось, что Кандидат получил прямое предложение по телефону от Президента фирмы-клиента и уже даже вышел на работу. Консультант вернулся в офис и доложил о ситуации Директору компании по подбору персонала.
Роли и интересы:
Директор компании по подбору персонала — получить деньги за выполненную компанией услугу и компенсацию за нанесение морального ущерба, при этом не упустить фирму из круга клиентов.
Менеджер по персоналу — оставить Кандидата на работе в должности маркетинг-менеджера и спасти собственную репутацию.
Кандидат — не потерять только что приобретенное место работы и сохранить хорошие отношения с компанией по подбору персонала – «на всякий случай».
Президент фирмы-клиента — оставить кандидата на работе, ничего не платить компании по подбору персонала.
Четыре менеджера
Четыре менеджера работали в коммерческой фирме со дня ее основания. Все четверо были профессионалами и хорошо выполняли свои обязанности. Когда в фирме было принято решение о создании отдела прямых продаж, один из этих менеджеров был назначен Начальником отдела. Поскольку опыта руководителя у этого менеджера не было, решения он принимал коллегиально, во всем советуясь с тремя Менеджерами – своими друзьями.
Прошло некоторое время. Начальник отдела, обучаясь на различных семинарах и тренингах, стал иначе видеть ситуацию в отделе, научившись воспринимать ее с позиции руководителя.
И вот Начальник отдела разработал и утвердил у Директора фирмы план реорганизации структуры отдела и системы оплаты его сотрудников. Этим планом подразумевается существенное повышение объемов прямых продаж и продвижение фирмы на новый уровень. Однако план предусматривает также ограничение некоторых «свобод» трех Менеджеров. Поэтому они выступили против своего начальника, обратившись к Директору фирмы с коллективной жалобой.
Роли и интересы:
Директор — повысить объем продаж, поддержать Начальника отдела, урегулировать конфликт.
Начальник отдела — утвердить данный план, закрепить свои позиции руководителя и сохранить хорошие отношения с Менеджерами, которых он считает профессионалами и которых не хочет терять.
Менеджер — не допустить ущемления своих прав, но не испортить отношения с директором.
Амбициозный менеджер
Отдел маркетинга компании состоит из директора по маркетингу, подчинённых ему менеджеров по торговым маркам и маркетинговых специалистов (исследования, PR и т. д.), а также ассистентов, подчинённых менеджерам по торговым маркам. Было принято решение ввести позицию заместителя директора по маркетингу, причём взять нового человека, т. к. даже у самого лучшего менеджера по торговым маркам (далее менеджер №1) имелись определённые недостатки: слишком молод, «казаться» сильно превалирует над «быть», случаи не вполне этичного поведения в прошлом.
Однако, менеджер №1 отвечает за 60% бизнеса, дольше всех работает в компании (за исключением директора по маркетингу) и считает себя достойным кандидатом. Когда факт поиска кандидатуры стал ему известен, менеджер предупредил, что подчиняться новому человеку он не хочет, и одновременно нашёл новую работу — у прямого конкурента на аналогичной позиции, но с перспективой.
Менеджер №1 объявил о своём уходе в течение двух недель по КЗОТу, причём это произошло в начале «горячего» сезона продаж. Директору по маркетингу он сказал, что вопрос «остаться» не обсуждается, однако, в разговоре с генеральным директором (стандартный этап для увольняющегося) сказал, что готов остаться на своих условиях, главным из которых является статус (т. е. прямое подчинение директору по маркетингу).
Роли и интересы:
Генеральный директор — не допустить ухода ценного сотрудника к прямому конкуренту в критический период, при этом сохранить лицо и управляемость менеджером №1.
Директор по маркетингу — подобрать достойного кандидата и назначить его на должность заместителя, сохранить менеджера №1 и управляемость над ним.
Менеджер №1 — добиться своего в данной компании (т. к. уходить вообще-то не хочется). В крайнем случае — уйти.