Современная финансовая политика МО
Мун финансы (МФ) – это сов-ть социально-экономических решений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов д/ решения задач местного значения.
Финансовые ресурсы МСУ: - бюджетные средства; - внебюджетные средства; - полученные кредитные ресурсы; - валютные средства; - средства органов ТОС.
Стадии упр-ия МФ: 1) финансовое планирование; 2) бюджетный процесс; 3) оценка результатов.
Сущность финансовой политики МО можно определить как целенаправленную научно обоснованную деятельность местных органов власти по созданию на основе эффективного использования социально-экономического потенциала территории фин. базы, достаточной д/ решения проблем соц-го и эк-го развития МСУ, рациональному использованию собственных и привлеченных фин. рес-в в интересах его населения.
Финансовая политика МСУ является ядром соц-экономической политики последнего и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планировании финансовой политики МО следует исходить из необходимости обеспечения финансовой и соц-й стабильности.
Стратегия создания и эффективного использования фин. базы МСУ определяется:
1.формированием прогнозно-аналитических документов, в которых обосновываются цели, задачи, приоритеты развития местного сообщества, формируются требования к величине фин. базы, достаточной д/ решения соц-эк. проблем МО.
2.к задачам стратег-го хар-ра, решаемым в рамках разработки местной ФП, следует отнести выбор и обоснование наи> предпочтительных с позиций местного сообщества путей укрепления финансовой базы его самоупр-ия. В связи с этим важной проблемой, постоянно находящейся в сфере интересов ОМСУ, являются взаимоотношения м/у бюджетом МО и бюджетом субъекта Федерации, федеральным бюджетом.
3.серьезный недостаток механизма оказания финансовой помощи заключается в том, что он не учитывает накопленный территорией потенциал и эффективность его использования.
Основные задачи формирования научно обоснованной финансовой политики МСУ:
- выявление и обоснование приоритетных с позиций местного сообщества проблем д/ первоочередного финансирования их решения;
- разработку целей и обоснование направлений укрепления финансовой основы МСУ;
- формирование комплекса мер по обеспечению финансовой базы, достаточной д/ решения проблем социально-экономического развития МСУ;
- выбор и обоснование системы финансовых регуляторов, определение д/ каждого из них сферы действия, механизма использования в практике МСУ;
-организацию системы контроля движения ресурсов, составляющих финансовую базу МСУ.
Средства финансовой помощи местным бюджетам:
- Фонд мун развития, создается в целях предоставления местным бюджетам субсидий д/ долевого финансирования инвестиционных программ в составе расходов бюджета субъекта РФ;
- Фонд софинансирования социальных расходов, создается в целях предоставления бюджетам МО субсидий д/ долевого финансирования приоритетных социально-значимых расходов бюджетов МО.
Принципиально по-новому следует выстроить систему отношений ОГВ региона и МСУ, внедрить в эти отношения следующие основные принципы, действие которых рассматривается как органическая составная часть государственной ФП:
взаимная отв-ть; органическое сочетание единой д/ всех МО методологии и подхода с учетом их индивидуальных особенностей; постепенное выравнивание доходов МО; максимально возможное сокращение встречных финансовых потоков; компенсация местным бюджетам в случаях у<ния доходов или увеличения расходов, возникших вследствие решений, принимаемых вышестоящими ОГВ; повышение заинтересованности ОМСУ в увеличении собственной доходной базы местных бюджетов; обеспечение гласности в межбюджетных отношениях.
77 Муниципальная жилищная политика
Жилищная проблема одна из основных социальных проблем. Отсутствие жилья и плохие жилищные условия — одна из главных причин снижения рождаемости, семейных конфликтов, детской беспризорности. Жилищный фонд МО представляет собой сов-ть всех жилых помещений, независимо от форм собственности.
Структура жилищного фонда МО:
- Частный (фонд, находящийся в собственности граждан (индивидуальные жилые дома, построенные и приобретенные квартиры и дома) или юридических лиц (жилищные кооперативы и т.д.)
- Государственный (ведомственный фонд, состоящий в гос-ной собственности и находящийся в управлении гос-х п-ий или гос учреждений, относящихся к федеральной собственности или собственности суб. РФ)
- Муниципальный (фонд, находящийся в собственности мун образования, в том числе переданный в упр-ие муниципальных п-ий или муницип.учреждений)
- Общественный (фонд, состоящий в собственности общественных объединений)