Типы финансовой политики. Современная финансовая политика РФ.

1) В зависимости от теоретической базы и разработанной на ее основе концепции, которая определяет роль государства в области финансов, различают три основных типафинансовой политики:

– классическая;

– директивная;

– регулирующая.

Последняя в своем развитии прошла два этапа, и подразделятся на:

– кейнсианскую;

– неоконсервативную стратегию.

Тип политики Время функционирования Концепция Характеристика Управление финансами
1 классическая С момента возникновения финансов до конца 20-х гг. ХХ в. Основа – труды А.Смита и Д. Рикардо. Концепция: 1) невмешательство государства в экономику; 2) главные регуляторы экономических отношений – рынок и свободная конкуренция. 1 сбалансированный бюджет; 2 ограничение и минимизация государственных доходов и расходов; 3 объем перераспределения НД через бюджет минимален; 4 в системе налогообложения преобладают поимущественные и косвенные налоги. Простая. Сосредоточена в одном органе управления – министерстве финансов или казначействе.
2 директивная С 20-х гг. ХХ в – по настоящее время   Концепция: 1) полное вмешательство и регулирование государством экономических процессов; 2) финансовая централизация   1 максимальная концентрация финансовых ресурсов у государства; 2 перераспределение ресурсов в соответствии с государственным планом; 3 объем перераспределения НД через бюджет максимальный; 4 практическое отсутствие налоговой системы; 5 изъятие свободных средств предприятий в бюджет Простая. Управление из единого центра – министерства финансов.
3 регулирующая Дж. М. Кейнс и его последователи
3.1.кейнсианская 30-е - 60-е гг. ХХ в Основа – труды Дж. М. Кейнс Концепция: 1) необходимость вмешательства государства в циклическое развитие экономики 2) необходимость государственного регулирования экономики     1 наличие дефицитного бюджета; 2 рост государственных расходов; 3 использования ФКМ для регулирования экономики; 4 применение механизма государственного кредита для финансирования дефицита бюджета; 5 в системе налогообложения преобладают подоходные налоги с прогрессивными ставками. Сложная. Возникают самостоятельные специальные органы по всем сферам вмешательства государства в экономику.
3.2 неоконсервативная стратегия С 70-х гг. ХХ в Основа – неоклассическое направление экономической теории. Концепция: 1) ограниченное вмешательство государства в экономику; 2) расширение сфер вмешательства 1 сокращение бюджетного дефицита; 2 сокращение объемов перераспределения национального дохода через бюджет; 3 многоцелевое регулирование экономики 4 использования ФКМ для регулирования экономики; 5 упрощение налоговой системы, сокращение количества налогов и их прогрессивности Аналогично 3.1.


2) Исходя из целей и задач,различают три вида финансовой политики:

- политика экономического роста;

- политика стабилизации;

- политика ограничения деловой активности.

Под политикой экономического ростапонимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная финансовая политика является стимулирующей и предусматривает снижение налогового бремени.

Если правительство пытается удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации.

Финансовая политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Применяется правительством в период подъема с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающего вместе с избыточным спросом. Сдерживающая финансовая политика означает в первую очередь увеличение налогов.

3) Исходя из особенностей воздействия на экономику, финансовую политику можно разделить на два типа:

– дискреционную;

– недискреционную.

Под недискреционной финансовой политикой понимают способность налоговой системы к самостоятельной стабилизации и регулированию экономической деятельности в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов (органов власти).

Под дискреционной политикой понимается сознательное управление налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема валового национального продукта и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

10. Финансовое планирование.

Одним из принципов организации финансовой системы является плановый характер финансовых отношений. Он претворяется в жизнь через финансовое планирование, которое является частью планирования экономики в целом. Кроме этого, финансовое планирование является первым функциональным элементом управления финансами.

Финансовое планирование– проектирование финансовых показателей на будущий плановый период. Представляет собой деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.

Основная задача финансового планирования (как любого другого) – это достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Но, в процессе финансового планирования решаются и специфические задачи, присущие только ему. При этом учитываются требования финансовой политики, проводимой на данном этапе.

Специфические задачи:

1) Определение источников денежных средств и их объемов

2) Выявление резервов роста денежных доходов

3) Установление оптимальных пропорций в распределении денежных фондов

4) Определение размеров затрат и конкретных источников финансирования

Объектомфинансового планирования являются все звенья финансовых отношений, финансовая деятельность организаций и государства.

В условиях рыночной экономики роль финансового планирования возрастает. Это связано с предоставлением его субъектам большей свободы финансового маневра в управлении финансовыми результатами.

Результатом финансового планирования является составление различных финансовых планов.

Причины множественности планов:

– каждому звену финансовой системы соответствуют свои финансовые планы;

– каждому фонду внутри звена также соответствуют свои финансовые планы;

– движение средств отражается за конкретный период времени.

Все планы объединены в единую систему.

Классификация финансовых планов

1. По принципу добровольности:

1.1 обязательные планы;

1.2 добровольные (необязательные).

2. В зависимости от периода, на который составляется план:

2.1 Оперативные, т.е. краткосрочные.

2.2 Годовые планы

2.3 Трехлетние планы

2.4 Пятилетние планы

2.5 Перспективные, т.е. долгосрочные на 10-15 лет

3. По субъекту (в зависимости от того, для кого предназначены):

3.1 Для органов государственной власти и управления различных уровней составляются соответствующие Бюджеты (федеральный, региональный и местный) и Сводные балансы финансовых ресурсов (как территориальные, так и баланс денежных доходов и расходов населения);

3.2 Для коммерческих организаций составляются Балансы доходов и расходов и Оперативные планы (платежный календарь, кредитный и кассовый планы);

3.3 Для бюджетных организаций – смета расходов;

3.4 Для некоммерческих организаций – оперативные планы.

Общим для всех этих форм финансовых планов является их деление на доходную и расходную части. Данное деление отражает связи субъектов планирования между собой, многообразие источников поступления и направлений расходования денежных средств. Однако сметы имеют только расходную часть, т.к. у данных организаций только бюджетное финансирование.

4. В зависимости от широты охватываемых планами экономических отношений:

4.1 Первичные планы;

4.2 Сводные финансовые планы – финансовые планы, в которых объединены показатели первичных финансовых планов: общегосударственные, отраслевые и территориальные.

Наши рекомендации