Ф-12 Финансовая политика: сущность и виды. Цель и задачи финансовой политики государства. Современная финансовая политика РФ

Различают два вида финансовой политики: государственную и негосударственнную (финансовая политика предприятий).

Государственная финансовая политика представляет собой часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.

Основными целями финансовой политики являются следующие:

1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
В разработке государственной финансовой политики участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя России приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

К основным задачам финансовой политики можно отнести:

1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4) выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю

на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

— рост государственных расходов;

— снижение налогового бремени.

Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

Политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает:

— уменьшение правительственных расходов;

— увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

3. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Государственная финансовая политика реализуется при помощи шести ее составляющих (политик):
1) кредитно—денежная политика;

2) бюджетная политика;
3) налоговая политика;

4) инвестиционная политика;

5) социальная политика;

6)таможенная политика.

Кредитно-денежная политика государства представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и имеет целью обеспечение стабильных темпов экономического развития.

Бюджетная политика - это совокупность мероприятий органов государственной и местной власти, определяющая форму бюджетного устройства и регламентирующая бюджетный процесс на всех уровнях бюджетной системы. Она основывается на Бюджетном кодексе РФ, нормативных актах Минфина РФ.
Налоговая политика — это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП (или НД).
Основные задачи современной налоговой политики РФ:

• совершенствование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня платежей;
• оптимизация налоговых льгот;

• более жесткий контроль за постановкой налогоплательщиков на учет;

• рационализация налогового администрирования;

• реструктуризация в обоснованных случаях задолженности по платежам в бюджеты.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и оказывает управляющий эффект на финансы хозяйствующих субъектов. Эта политика должна обеспечивать выгоду от вложений денежных средств в экономику России, постоянный приток, в том числе иностранного, капитала в страну.
Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав, граждан России, установленных Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг, поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между самими хозяйствующими субъектами, отраслями, регионами. В настоящее время таможенная политика России во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению определенных целей.

Целями финансовой политики предприятия могут быть:

• выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;

• избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

• лидерство в борьбе с конкурентами;

• максимизация рыночной стоимости предприятия;

• устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия;

• рост объемов производства и реализации;

• максимизация прибыли;

• минимизация расходов;

• увеличение рентабельности и т. д.

Наши рекомендации