Сметно-бюджетное финансирование
Сметно-бюджетным финансированием называется обеспечение государственными денежными средствами учреждений и организаций, действующих в непроизводственной сфере.
Они получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, называемых сметами. Таким путем финансируется почти вся непроизводственная сфера общества, которая в противоположность предпринимательству именуется бюджетной сферой, а учреждения и организации, действующие в ней — бюджетными учреждениями.
В бюджетную сферу входят социально-культурные мероприятия и учреждения, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, национальная оборона, правоохранительная деятельность и органы безопасности, судебная система и органы прокуратуры Российской Федерации, содержание представительных и исполнительных органов власти государства.
Согласно ст.70 БК РФ в перечень расходов бюджетных учреждений входят:
— оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами;
— перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
— трансферты населению — бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, установленных Российским законодательством (ст. 75 БК РФ);
— командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— оплата товаров, работ и услуг по заключенным контрактам.
Существование и функционирование бюджетных учреждений и организаций — необходимое условие дальнейшего развития общества, особенно в условиях предпринимательства и рыночных отношений, когда научно-технический прогресс охватывает все формы и ступени материального производства и создает предпосылки для всестороннего развития личности.
Смета. Каждое бюджетное учреждение имеет свою смету, которая устанавливает объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделенных из бюджета.
В первые годы развития в России предпринимательства понятие сметы расширилось. Если ранее она охватывала только расходы, а по собственным средствам составлялась другая смета — смета доходов, то в рыночных условиях до 1998 г. включала также доходы организации и выступала как смета расходов и доходов.
В настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом РФ для каждого бюджетного учреждения установлена смета расходов по бюджетам всех уровней, по собственным доходам составляется другая смета. Смета расходов составляется на основе экономической классификации Российской Федерации расходов бюджетов, которая содержит предметно-целевые статьи и виды расходов. Рассмотрим содержание данной классификации. Она подразделяется на две группы расходов: текущие расходы и капитальные, каждая из которых содержит 50 наименований со своими кодами. Текущие расходы включают 21 предметно-целевую статью с конкретными видами расходов или без таковых. Так, ст. 110 100 «Оплата труда государственных служащих» подразделяется на следующие виды расходов: основной оклад гражданских служащих (110101), надбавки к заработной плате гражданских служащих (110102), дополнительная оплата гражданских служащих (110103), а ст. 110600 «Оплата услуг по связи» отдельных видов расходов не содержит.
В группе «Капитальные расходы» (ст. 200000) наиболее сложными являются предметно-целевые статьи «Капитальное строительство» — 240200 и «Капитальный ремонт» — 240300, содержащие по пять видов расходов.
В каждом бюджетном учреждении составляется смета расходов, соответствующая своему уровню бюджета. В каждом уровне бюджета сметы расходов учреждений имеют одинаковое количестве предметно-целевых статей. Например, смета расходов федерального бюджета на 1999 г. для каждого учреждения содержит все предметно-целевые статьи по текущим расходам и только отдельные статьи в пределах десяти по капитальным расходам.
Сметы различаются по кругу охватываемых ими учреждений и по типу.
По кругу учреждений сметы подразделяются на индивидуальные и сводные. Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только одного учреждения и позволяет учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной отрасли или сфере деятельности, объединяются соответствующими министерствами и ведомствами или департаментами, отделами органов местного самоуправления в сводные. Последние, в свою очередь, представляются в соответствующие финансовые органы для включения в бюджет. Структурными подразделениями сметы являются целевые статьи расходов, каждая из которых имеет предметное назначение, т.е. виды расходов. Сметы составляются на основе норм расходов, под которыми понимаются единые типовые измерители сметных расходов по однородным организациям. Нормы расходов подразделяются по ряду оснований.
Во-первых, они делятся на обязательные и необязательные. Первые в процессе их применения не подлежат изменениям. Круг таких норм сравнительно невелик: штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки и др. Но в условиях нехватки бюджетных средств, задержки выплаты заработной платы органы, курирующие бюджетные учреждения, и их администрация вынуждены вносить изменения в эти нормы. Необязательные (или факультативные) нормы, наоборот, составляются с учетом конкретных особенностей организаций и подлежат обязательной корректировке. Таких норм большинство: все хозяйственные расходы, затраты на отопление, освещение, содержание зданий, (сооружений) и т.д. Каждая организация наделяется правом применять такие нормы расходов (в пределах общей нормы), которые соответствуют ее реальным потребностям (естественно-географическим и др.).
Во-вторых, нормы расходов делятся на материальные и денежные.
Материальные нормы являются главными. Они показывают, какое количество материальных средств приходится на единицу измерения расходов, например, количество продуктов питания на одного больного в день, количество электроэнергии для освещения класса и т.д. Первичные материальные нормы устанавливаются исходя из ежедневных затрат, а затем суммируются на месяц срок, квартал и год. Денежные нормы отражают стоимость материальных норм. Они охватывают всю сумму расходов как за счет бюджета, так и собственных средств учреждений. Данные нормы разрабатываются научно-исследовательскими институтами и утверждаются Правительством или соответствующим органом управления.
В-третьих, нормы делятся на индивидуальные и комбинированные. К индивидуальным относятся нормы, содержащие расходы только на одну цель и использующиеся при составлении индивидуальных смет учреждений. Комбинированная норма выступает как общая сумма индивидуальных норм по определенному производственному показателю (все расходы на содержание одного больного в больнице койко-день). Применение этих норм позволяет более квалифицированно составлять сводные сметы и пользоваться ими.
На смету как финансовый акт распространяется правовое регулирование. Процесс прохождения сметы состоит из стадий, свойственных бюджетному процессу: составление, утверждение и исполнение. Смета действует в течение финансового года, с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. в срок, предусмотренный законом о федеральном бюджетеРФ. После утверждения бюджета в смету могут вноситься необходимые поправки. В нынешних сложных условиях рынка при острой нехватке бюджетных средств исполнение сметы вызывает большие трудности. Руководители бюджетных учреждений, т.е. распорядители бюджетных средств, вынуждены сокращать или не производить совсем некоторые расходы по смете, особенно текущие.
Сметы утверждаются главными распорядителями бюджетных средств, т.е. руководителями вышестоящих органов.