Анализ организационной структуры предприятия
Стратегической целью ОАО «Газпром» является становление как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.
Особенность «Газпрома» и одно из его преимуществ заключаются в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности.
При планировании и реализации своих проектов «Газпром» уделяет особое внимание инновационной деятельности. Кроме того, успех работы компании невозможен без развития долгосрочных отношений с субъектами Российской Федерации.
Инновационная деятельность Группы «Газпром» предусматривает разработку перспективных планов и программ для устойчивого развития ТЭК России, развитие сырьевой базы и создание новых технологий для эффективной добычи природного сырья. Все передовые идеи и предлагаемые решения поступают в Научно-технический совет ОАО «Газпром», в состав которого входят высококвалифицированные специалисты. Здесь происходит рассмотрение имеющихся предложений с точки зрения возможности их применения для разработки и обустройства месторождений, модернизации существующих мощностей и т. д. Выдающиеся научно-исследовательские, проектные и опытно-конструкторские разработки по приоритетным направлениям выдвигаются на соискание Премии ОАО «Газпром». С момента вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» в ОАО «Газпром» началась работа по совершенствованию существовавшей системы технического нормирования в Обществе. Функции по организации и координации деятельности в области обеспечения участия специалистов Общества в работах по техническому регулированию возложены на Управление инновационного развития Департамента стратегического развития. Одним из важнейших элементов деятельности ОАО «Газпром» является эффективное управление объектами интеллектуальной собственности. Благодаря этому обеспечивается реализация стратегического курса государственной политики по переходу к инновационному развитию страны и улучшаются экономические и финансовые показатели Общества.
Функции по организации и координации деятельности в области обеспечения участия специалистов Общества в работах по техническому регулированию возложены на Управление инновационного развития Департамента стратегического развития. Одним из важнейших элементов деятельности ОАО «Газпром» является эффективное управление объектами интеллектуальной собственности. Благодаря этому обеспечивается реализация стратегического курса государственной политики по переходу к инновационному развитию страны и улучшаются экономические и финансовые показатели Общества.
Существуют три уровня управления -- оперативный, тактический и стратегический. Оперативный уровень -- наиболее детальный, здесь планированию и учету подлежат отдельные операции (транзакции), выполняемые различными подразделениями организации. Горизонт оперативного планирования, как правило, не превышает одного месяца, а планирование ведется в разрезе недель, дней, смен. На тактическом уровне решаются задачи более общего характера, а внимание руководителя сосредоточено в основном на эффективности использования ресурсов. Горизонт планирования, как правило, год, с разбивкой по кварталам и месяцам. А стратегический уровень -- наиболее глобальный: на этом уровне решаются задачи формирования стратегических целей, оценки путей их достижения и определения так называемых стратегических инициатив -- реальных программ действий по реализации стратегии.
Можно выделить два основных критерия, которые характеризуют эти различия, -- степень детализации и горизонт планирования. По мере перехода от оперативного управления к тактическому и далее к стратегическому информация становится более агрегированной и охватывает все большие временные периоды. И именно это явление привело к тому, что в области информационных технологий исторически сложились два класса систем -- транзакционные и аналитические (рисунок).
К транзакционным относятся системы, осуществляющие обработку данных на уровне отдельных операций -- транзакций (ERP-системы, автоматизированные банковские системы (АБС), биллинговые системы, учетные системы и некоторые другие). Эти программные продукты иногда называют OLTP-системами (On-Line Transaction Processing -- обработка транзакций в режиме реального времени).
К аналитическим приложениям относятся прикладные информационные системы, удовлетворяющие следующим трем критериям:
поддержка процессов управления -- возможности структурирования и автоматизации задач анализа и оптимизации деятельности организации, а также выявления возможностей развития бизнеса;
разграничение функций -- независимость от ключевых транзакционных систем с возможностью двустороннего обмена данными с транзакционными системами;
интеграция данных и учет фактора времени -- возможность извлечения, преобразования и обобщения данных из различных источников (внутренних или внешних по отношению к бизнесу), в том числе с учетом фактора времени (включая анализ исторических данных и перспективных трендов).
Кроме того, особую категорию аналитических систем составляют системы бизнес-интеллекта (business intelligence), или BI-системы. К этой категории относятся различные средства и технологии анализа и обработки данных масштаба предприятия, включая хранилища данных, витрины данных, OLAP-системы, средства обнаружения знаний, а также инструменты конечного пользователя, предназначенные для выполнения запросов и построения отчетов. С точки зрения управленческой информации главное предназначение BI-систем состоит в том, что они позволяют консолидировать и упорядочить данные, находящиеся в различных и разнородных источниках, обеспечить «единую версию правды» для всех пользователей внутри организации.
В своей совокупности транзакционные и аналитические системы образуют так называемую аналитическую пирамиду (термин Gartner). Основанием такой пирамиды служат ERP-системы и другие системы управления операциями. По мере движения от основания пирамиды к ее вершине (аналитическим приложениям) происходит постепенное преобразование детальных операционных данных в агрегированную информацию, достаточную и удобную для принятия экономически обоснованных управленческих решений.
Рассмотрим основные элементы корпоративной системы управления, которые, по мнению авторов, являются наиболее актуальными для ОАО «Газпром» и его дочерних предприятий.