Анализ финансовых результатов от продажи продукции
Прибыль от продажи продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема продажи продукции (VPП); ее структуры (Уд,); себестоимости (С,) и уровня среднереализационных цен (Ц,).П = ∑[VPПoбщ*Уд,(Ц,-С,)].
Основным источником формирования прибыли торговых предприятий являются реализованные торговые надбавки, а по некоторым товарам — торговые скидки. Поскольку в торговле основным образующим прибыль показателем является валовой доход, прежде всего, необходимо провести его факторный анализ. Валовой доход может быть представлен как произведение оборота торговли и уровня валового дохода:
ВД=ОТ*Увд Где ВД -сумма валового дохода, ОТ- сумма оборота торговли (выручки от продажи товаров),Увд -- уровень валового дохода (в процентах к обороту торговли). Так, уровень валового дохода дает количественную оценку доли торгового предприятия в розничной цене. Чем выше уровень валового дохода, тем выше разница между ценой покупки и ценой продажи. Уровень валового дохода является для торговли показателем цены.
Факторный анализ валового дохода может быть произведен с помощью способа абсолютных разниц: а) влияние оборота торговли (выручки от продажи товаров):
б) влияние уровня валового дохода:
Общее влияние:
22.Факторный анализ чистой прибыли.Факторный анализ прибыли ведется с учетом ее формирования. Так, прибыль от продажи товаров зависит от изменения объема оборота розничной торговли, уровня валового дохода и уровня издержек обращения. Их влияние на прибыль определяется способом абсолютных разниц. Традиционный подход к анализу прибыли не предусматривает деления издержек на переменные и постоянные; предполагается, что все издержки в равной мере зависят от оборота торговли. При оценке влияния затрат на прибыль от продажи для исключения влияния объема продаж используется уровень издержек. Факторная модель прибыли в этом случае имеет вид:
где - прибыль от продажи товаров;
- уровень издержек обращения (в процентах к обороту торговли).
Однако при более детальном анализе необходимо разделять издержки обращения торгового предприятия на переменные и условно-постоянные.
При наличии раздельного учета переменных и постоянных издержек проводится маржинальный анализ прибыли; в этом случае составляется следующая факторная модель:
,
где - уровень переменных издержек обращения;
- сумма постоянных издержек обращения.
Следовательно, положительное влияние на прибыль от продажи товаров оказывает рост оборота торговли и уровня валового дохода, а также сокращение уровня переменных издержек и суммы постоянных издержек обращения. Влияние каждого фактора на прибыль от продажи оценивается следующим образом:а) влияние оборота торговли:
,
б) влияние уровня валового дохода:
в) влияние уровня переменных издержек:
г) влияние суммы постоянных издержек: .