Структура евразийской группы
История создания
Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) – региональная группа по типу ФАТФ – образована по инициативе Российской Федерации 6 октября 2004 года на учредительной конференции в Москве с участием шести государств-учредителей: Беларуси, Казахстана, Китая, Кыргызстана, России и Таджикистана. Позднее в ЕАГ вступили также Узбекистан, Туркменистан и Индия. Подписанные в Москве Декларация об учреждении ЕАГ и Вопросы компетенции ЕАГ стали основой Соглашения о Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, подписанного 16 июня 2011 года и являющегося частью правовых систем государств ЕАГ и основой их взаимодействия. Соглашение о ЕАГ утвердило статус Группы как межправительственной организации с собственным бюджетом, функционирующей на принципах равного участия государств- членов в ее деятельности. Создание ЕАГ способствовало объединению потенциала для снижения угрозы терроризма и обеспечения прозрачности, надежности и безопасности финансовых систем государств региона, а также вовлечению этих стран в международную систему ПОД/ФТ. В рамках новой структуры была организована работа по техническому содействию государствам-членам ЕАГ в создании национальных систем ПОД/ФТ.
Цели и задачи
Согласно Соглашению о ЕАГ основной целью Евразийской группы является обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества на региональном уровне и интеграции государств-членов ЕАГ в международную систему противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в соответствии с Рекомендациями ФАТФ и нормами ПОД/ФТ других международных организаций, участниками которых являются государства-члены Евразийской группы.
Основными задачами ЕАГ являются:
· содействие во внедрении государствами-членами Стандартов ФАТФ в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;
· разработка и проведение совместных мероприятий, направленных на противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма;
· осуществление программы взаимной оценки государств-членов на базе Рекомендаций ФАТФ, включая рассмотрение эффективности законодательных и иных мер, принимаемых в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;
· координация программ международного сотрудничества и технического содействия со специализированными международными организациями, структурами и заинтересованными государствами;
· анализ типологий в сфере легализации преступных доходов и финансирования терроризма и обмен опытом противодействия таким преступлениям с учетом особенностей региона.
Государства-члены
В соответствии с Соглашением о ЕАГ членами организации являются 9 государств: Республика Беларусь, Республика Индия, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан. Членство в ЕАГ открыто для других стран региона, которые:
· предпринимают активные шаги по разработке и применению законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, соответствующего рекомендациям ФАТФ;
· принимают на себя обязательство участвовать в программах взаимных оценок ЕАГ;
· принимают на себя обязательство активно участвовать в Пленарных заседаниях и других мероприятиях ЕАГ.
Структура Евразийской группы
Высшим органом Евразийской группы является Пленарное заседание, которое проводится, как правило, 2 раза в год, но не реже 1 раза в год. Пленарное заседание рассматривает принципиальные вопросы, связанные с общими интересами государств- членов Евразийской группы, определяет стратегию и направления деятельности и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач Евразийской группы. Председатель Евразийской группы (далее - Председатель) утверждается на 2-х летний срок решением Пленарного заседания. Председатель руководит работой Пленарных заседаний и представляет Евразийскую группу в ее внешних связях. Решением Пленарного заседания утверждается также заместитель Председателя.
Рабочая группа по взаимным оценкам и правовым вопросам (РГОП);
Задачи Рабочей группы:
- осуществление общего руководства и мониторинга процессов взаимных оценок и последующего мониторинга ЕАГ, в том числе осуществление сотрудничества с ФАТФ, региональными структурами по типу ФАТФ, а также МВФ и Всемирным банком по вопросам проведения взаимных оценок;
- проведение предварительного обсуждения отчетов о взаимных оценках (ОВО);
- определение перечня ключевых вопросов для обсуждения на Пленарном заседании, а также любых областей несоответствия или интерпретации с другими ОВО, принятыми ЕАГ, ФАТФ или иными оценивающими структурами (РГТФ/МВФ/ВБ);
- рассмотрение отчетов о прогрессе по итогам взаимных оценок и подготовка рекомендаций Пленарному заседанию относительно дальнейших мер в отношении государств-членов;
- координация процесса обеспечения качества и соответствия отчетов о взаимных оценках ОВО ЕАГ;
- организация и координация процесса обучения экспертов-оценщиков по использованию Методологии ПОД/ФТ 2013 г. и Методологиям, принятым для оценки соответствия Рекомендациям ФАТФ 2012 г., в том числе взаимодействие с заинтересованными государствами и международными организациями по подбору специалистов для проведения подготовки и обучения;
- анализ программ добровольного соблюдения налогового законодательства в государствах-членах ЕАГ;
- Подготовка проектов документов, регламентирующих деятельность ЕАГ (исключая документы, регламентирующие финансовую деятельность);
- решение любых других задач по поручению Пленарного заседания ЕАГ.
Рабочая группа по техническому содействию (РГТС);
Задачи Рабочей группы:
- проводить совместно с другими Рабочими группами ЕАГ и международными организациями оценки потребностей государств-членов ЕАГ в техническом содействии;
- взаимодействовать с заинтересованными государствами и международными организациями, являющимися наблюдателями ЕАГ, а также организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки ЕАГ, включая МУМЦФМ, с целью координации оказания технического содействия государствам-членам ЕАГ;
- взаимодействовать с иными заинтересованными государствами и международными организациями с целью координации оказания технического содействия государствам-членам ЕАГ;
-по решениям Пленарного заседания ЕАГ разрабатывать предложения по обеспечению программ подготовки и обучения на основе оценок потребностей в обучении;
- координировать и обеспечивать проведение обучающих мероприятий на основе потребностей, выявленных в ходе миссий оценок потребностей в техническом содействии и на основе отчетов о взаимных оценках;
- координировать размещение информации по вопросам технического содействия от государств-членов и доноров ЕАГ на Интернет-сайте ЕАГ и сайтах, соответствующих международных организаций;
- координировать организацию иных обучающих мероприятий и разработку учебных материалов, а также вопросы базового обучения в сфере ПОД/ФТ;
- рассматривать вопросы развития информационного обмена между ПФР государств-членов ЕАГ;
- координировать деятельность Экспертной группы по разработке Бюджета ЕАГ и обеспечивать рассмотрение решений и предложений, принятых в ходе ее заседаний и финансово-бюджетным вопросам.
Рабочая группа по типологиям (РГТИП);
Задачи Рабочей группы:
- в соответствии с решениями Пленарного заседания ЕАГ собирать, обрабатывать, анализировать, готовить и обеспечивать публикацию материалов по типологиям и информацию, имеющую отношение к деятельности группы;
- оказывать содействие государствам-членам ЕАГ и координировать их работу при подготовке материалов типологических исследований;
- осуществлять взаимодействие с ФАТФ, региональными группами по типу ФАТФ, наблюдателями и иными международными организациями по вопросам типологических исследований;
- участвовать в подготовке и проведении семинаров по типологиям;
- обеспечивать взаимодействие с компетентными органами государств- членов ЕАГ, частным сектором и экспертами по вопросам исследования типологий;
- выполнять прочие поручения Пленарного заседания ЕАГ, связанные с деятельностью РГТИП.
Рабочая группа по противодействию финансированию наркобизнеса, преступности и терроризма (РГПФ);
Рабочая группа состоит из двух секций: по противодействию финансированию наркобизнеса и преступности (далее ПФНП) и по противодействию финансированию терроризма (далее ПФТ). Задачи секций:
- обобщают практику информационного обмена в сфере компетенции и содействуют его организации в рамках ЕАГ;
- оказывают содействие (участвуют в рамках своей компетенции) в организации и проведении оперативно-профилактических мероприятий в сфере противодействия финансированию наркобизнеса, преступности и терроризма;
- осуществляют изучение опыта и обобщение практики в сфере противодействия финансированию наркобизнеса, преступности и терроризма;
- участвуют в разработке рекомендаций для подразделений финансовой разведки и компетентных органов государств-членов ЕАГ по совершенствованию механизмов противодействия финансированию наркобизнеса, преступности и терроризма;
- участвуют в выработке критериев оценки эффективности деятельности Группы в сфере противодействия финансированию наркобизнеса, преступности и терроризма;
- организуют и проводят консультации и иную разъяснительную работу в сфере противодействия финансированию наркобизнеса, преступности и терроризма;
- принимают участие в выездных мероприятиях по обмену опытом в сфере противодействия финансированию наркобизнеса, преступности и терроризма;
- осуществляют взаимодействие с органами других международных организаций и отдельных государств в сфере противодействия финансированию наркобизнеса, преступности и терроризма;
- принимают участие в анализе нормативное правовой базы государств- членов ЕАГ и международных организаций в сфере противодействия финансированию наркобизнеса, преступности и терроризма.
Рабочая группа по рискам и надзору (РГРН);
Задачи Рабочей группы:
- способствует пониманию риск-ориентированного подхода (РОП) среди государств-членов ЕАГ в соответствие со Стандартами ФАТФ, в том числе анализирует опыт надзорных органов государств-членов;
- оказывает содействие надзорным органам посредством разработки рекомендаций по определению подходов для проведения оценки рисков сектора, основанной на НОР, и их имплементации в соответствие со Стандартами ФАТФ;
- участвует в процедуре взаимных оценок по вопросам оценки рисков и применения РОП, а также оценке его эффективности;
- оказывает содействие по внедрению риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности;
- выявляет региональные особенности рисков ОД/ФТ;
- распространяет в Евразийском регионе лучшие практики оценки рисков и РОП; o осуществляет обмен опытом по организации надзора в области ПОД/ФТ и РОП посредством распространения опыта эффективного взаимодействия надзорных и уполномоченных органов государств-членов ЕАГ;
- осуществляет оперативный мониторинг нормативно-правовой базы государств-членов ЕАГ в сфере надзорной деятельности;
- изучает опыт применения субъектами финансового мониторинга государств-членов ЕАГ мер по надлежащей проверке клиентов с учетом особенностей национального законодательства;
- способствует пониманию законодательных и исполнительных механизмов надзорных и уполномоченных органов в государствах-членах ЕАГ;
- обменивается мнениями по способам достижения необходимого уровня в рамках Непосредственных результатов 3 и 4 методологии эффективности ФАТФ;
- принимает участие в выездных миссиях по обмену опытом в надзорной деятельности в сфере ПОД/ФТ;
- изучает риски ОД/ФТ, как часть РОП, в рамках группы на международном уровне (Рекомендация 18) и обменивается опытом надзорных органов;
- иные задачи, которые ставит перед собой Рабочая группа.
Секретариат ЕАГ
Секретариат ЕАГ был создан решением Учредительной конференции 6 октября 2004 г. и был призван выполнять координационные функции, связанные с реализацией основных направлений работы. 14 февраля 2012г. было подписано Соглашение об условиях пребывания Секретариата ЕАГ на территории Российской Федерации. В том же году в Москве начал работу обновленный Секретариат из граждан государств-членов ЕАГ.
В 2015 году в Секретариате работало 8 человек, среди них представители Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации и Таджикистана. С 1 января 2015 года Исполнительным секретарем ЕАГ является Владимир Нечаев (Россия).
Секретариат ЕАГ выполняет следующие функции:
- обеспечивает деятельность Пленарного заседания ЕАГ и Рабочих групп ЕАГ, а также организацию и проведение иных мероприятий, проводимых в рамках ЕАГ, и подготавливает материалы к ним;
- организует выполнение решений Пленарных заседаний ЕАГ и поручений Председателя ЕАГ;
- осуществляет информационное, правовое, организационное и материально-техническое обеспечение деятельности ЕАГ;
- обеспечивает взаимодействие с государствами-членами ЕАГ, наблюдателями, иными странами и международными организациями;
- координирует подготовку годового отчета ЕАГ и направляет его Председателю ЕАГ для представления Пленарному заседанию ЕАГ;
- является депозитарием документов, принятых ЕАГ;
- формирует проект бюджета ЕАГ на предстоящий календарный год;
- организует исполнение бюджета ЕАГ и готовит проект отчета о его исполнении;
- взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам освещения деятельности ЕАГ;
- осуществляет делопроизводство и формирование архива ЕАГ;
- организует издание и распространение печатной продукции, публикация которой предусмотрена решениями Пленарных заседаний ЕАГ;
- осуществляет финансово-хозяйственную деятельность для целей ЕАГ;
- выступает в качестве истца или ответчика в суде государства пребывания;
- заключает гражданско-правовые договоры, необходимые для осуществления своей деятельности;
- вносит на утверждение Пленарного заседания ЕАГ проект структуры и штатной численности Секретариата ЕАГ;
- в соответствии с решениями Пленарного заседания ЕАГ и поручениями Председателя ЕАГ участвует и представляет интересы ЕАГ в Пленарных заседаниях, заседаниях рабочих групп и иных мероприятий, проводимых в рамках Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Региональных группах по типу ФАТФ (РГТФ), а также иных международных организациях и группах;
- информирует на постоянной основе государства-члены ЕАГ о мероприятиях, проводимых в рамках Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);
- в пределах своих полномочий осуществляет иные функции.
Наблюдатели
На конец 2015 года статус наблюдателя в ЕАГ имели 18 международных и региональных организаций и 15 государств.
Решением 22-го Пленарного заседания Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) был исключен из состава наблюдателей в ЕАГ в связи с его ликвидацией с 1 января 2015 года. Решением 23-го Пленарного заседания Республике Корея был присвоен статус наблюдателя в ЕАГ.
Организации – наблюдатели:
§ Азиатский банк развития (АБР)
§ Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (АТГ)
§ Всемирный банк (ВБ)
§ Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)
§ Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег на Ближнем Востоке и Северной Африке (МЕНАФАТФ)
§ Группа «Эгмонт»
§ Евразийский банк развития (ЕАБР)
§ Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)
§ Интерпол
§ Исполком Содружества Независимых Государств (СНГ)
§ Антитеррористический Центр СНГ (АТЦ СНГ)
§ Контртеррористический комитет ООН (КТК ООН)
§ Международный валютный фонд (МВФ)
§ Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
§ Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)
§ Комитет экспертов Совета Европы (МАНИВЭЛ)
§ Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН)
§ Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)
Государства – наблюдатели:
§ Армения
§ Афганистан
§ Германия
§ Италия
§ Литва
§ Молдова
§ Монголия
§ Польша
§ Сербия
§ США
§ Турция
§ Украина
§ Франция
§ Черногория
§ Южная Корея