Психология группы: классификация групп, ролевая структура группы, особенности поведения людей в группе.

Социальная группа – это относительно устойчивая, складывающаяся в рамках исторически определенного общества совокупность людей, объединенных единством интересов (а также культурных, национальных ценностей и норм поведения), находящихся в более или менее систематическом взаимодействии.

Большие социальные группы – это общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные и сплоченные зачастую не меньше, а иногда даже сильнее и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.

Особенности больших социальных групп:

· они постоянно развиваются и совершенствуются;

· они имеют свои сугубо специфические интересы;

· они вырабатывают набор социальных норм для себя и для всех своих членов и требований к их представителям, регулирующих внутреннее и внешнее взаимодействие;

· они имеют свою сложившуюся и всеми средствами поддерживаемую в эффективном состоянии ролевую структуру.

Большие социальные группы многочисленны и разнообразны по своему происхождению и формам активности.

Группы, выделяемые по демографическим показателям: гендерные группы – по принципу пола (мужчины и женщины); возрастные– по принципу возраста (молодежь, пожилые и т.д.).

Организованные большие группы: классы, этносы (нации), политические и общественные организации, религиозные конфессии.

К неорганизованным, стихийным группам относятся:

· толпа – это человеческая совокупность, обладающая психической общностью, образуется на улице по поводу самых различных событий;

· масса, массовые движения – стабильное образование с довольно нечеткими границами, может выступать не обязательно как сиюминутное образование, она объединяет людей, не обязательно находящихся в физической близости, и вместе с тем может оказаться достаточно организованной; признак массы – объединение людей, которых волнует одна и та же тема и которые достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга;

· публика – наличие психической связи, не обязательная пространственная близость; разобщена, медленнее включается в любое действие («читающая публика», «театральная публика»).

Малые группы – это небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения группы как целого.

Наименьшей малой группой является группа из двух человек – так называемая диада.

За верхний предел малой группы в социальной психологии долгое время принимали число 7±2. Если обратиться к практике исследований, то там находятся самые произвольные числа, определяющие этот верхней предел: 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Дж. Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30–40 человек, когда речь идет о школьных классах.

Виды реальных малых групп.

Реальные группы – это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными.

Лабораторные – это группы, созданные в интересах их научного изучения.

Естественные группы:

Формальные группы – это группы, которые имеют официально заданную извне структуру. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами.

Неформальные группы – это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

Слаборазвитые группы – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования.

Высокоразвитые группы – это группы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, сплоченности и т.д.

Диффузные группы – это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциям и переживаниями.

Коллектив – это высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности. Коллектив обладает характерными признаками, отличающими его от других форм объединения людей:

· его деятельность направлена на общий для всех членов коллектива объект и в процессе ее они связаны по месту работы, времени и имеют общие орудия производства, производственные помещения и т.д.

· коллектив – это организованное объединение людей, имеющее четкую, закрепленную структуру, общую волю, выразителем которой выступают доверенные лица (руководители).

· всем членам коллектива присущи общие идеи и мысли, единые нравственные и этические нормативы, близкие взаимоотношения.

Референтные (эталонные) группы – это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.

Нереферентные группы (группы членства) – это группы, в которых люди реально включены и трудятся.

Наши рекомендации