Цивилизационные истоки евразийской интеграции

Доклад Экспертного центра международной общественной организации «Византийская Лига» Центру социально-консервативной политики

Сергей Викторович Егоров - директор Экспертного центра международной организации "Византийская Лига"

Дмитрий Рущин - кандидат исторических наук, доцент факультета международных отношений СПбГУ

Цивилизационные истоки евразийской интеграции

В настоящее время против интеграционных процессов на евразийском пространстве развернута информационная война. Она подразумевает ряд жестких смысловых оппозиций, неподкрепленных историческими фактами и являющимися искусственными идеологическими конструкциями. Европа, необоснованно отождествляемая с рядом стран Запада и США, противопоставляется так называемому неевропейскому «азиатскому пространству», которое трактуется как варварское, неисторическое, не имевшее взаимодействий с европейской культурой, лишенное подлинной цивилизации. При этом в «азиатское пространство» беспочвенно включается часть Восточной Европы, народы, испытавшие глубокое влияние древнейшей европейской культуры, впитавшие начала европейской культуры во всей их полноте. Игнорируется европейское пространство как культурно-историческая общность Большой Европы, непрерывной Европы - Европы от Лиссабона до Владивостока.

В ходе информационной войны «Европейская цивилизация» (достаточно произвольно конструируемая и необоснованно отождествляющаяся с рядом стран Запада и США), характеризуется как высоко динамичная, ориентированная на инновации, активное преображение мира, личное творчество и прогресс. В то время как «азиатское пространство» видится статичным, подчиненным принципам косности и инерции, а также безраздельно разделяющим принципы коллективизма и тоталитаризма.

Подобные идеи является вымыслом разработчиков информационных войн, ставящих целью показать евразийские интеграционные процессы в невыгодном свете, как лишенные прочного исторического фундамента и высоких культурных начал. Видение евразийской интеграции в ракурсе неполноценного процесса, противопоставление азиатско-варварского мира «Европейской цивилизации» неисторичны. Такое противопоставление может быть нацелено на превращение евразийского пространства в объект цивилизаторских усилий со стороны ряда государств.

В связи с развязанной информационной войной сегодня крайне важно обращение к теме цивилизационных истоков евразийской интеграции. Осмысление древнейшего опыта евразийской интеграции может стать опорой современных объединительных процессов. Уже в Древнем мире на территории Евразии существовали глобальные сообщества и государства, включавшие в себя культурные миры Европы и Азии. Евразийское пространство характеризуется наличием древнейшего опыта объединительных процессов, культурных синтезов, существования кооперативных государств. Принципиально важно вспомнить об истории Греко-бактрийского царства, которое воплотило в жизнь отмеченные принципы евразийской истории. Необходимо подчеркнуть, что культурный мир Греко-бактрийского царства включал греческую культуру как органическую составляющую. Важно и другое, Греко-бактрийское сообщество характеризовалось потрясающим динамизмом в освоении пространства, а также глубоким раскрытием индивидуального начала в культуре. Общественно-политическая и культурная жизнь Греко-бактрийского царства, несомненно, сходна в серии характеристик с Византийской империей и преемницей Византии – Россией. Речь идет о балансе устойчивости и движения, пластичности культурных структур, интериоризации пространственных связей, интеракциональной компетентности. Отмеченные культурные и социальные практики демонстрируют нелепость трактовок евразийского пространства как незнавшего европейских влияний, лишенного динамики развития, характеризующегося невниманием к раскрытию индивидуально-личностного начала. Подобные тезисы информационных войн основываются на грубом искажении фактов, игнорировании целых эпох человеческой истории (например, эпохи эллинизма), глубинных культурных связей между народами.

В настоящее время крайне важным видится и обращение к понятию Евразийского просвещения, разработанного А. С. Панариным. Евразийское просвещение, укорененное в древнейшей истории человечества, отнюдь не является неким изолированным феноменом. Оно вобрало в себя начала европейской культуры во всей их полноте. Оно характеризуется глубинной исторической перспективой, непрерывностью развития, духовным взаимообогащением народов. Оно называется евразийским в универсальном общечеловеческом значении. Исторические формы Евразийского просвещения вырабатывались под мощным влиянием греко-византийского фактора. В связи с этим само греко-византийское влияние, формировавшее линии Евразийского просвещения, может быть увидено фактором евразийской интеграции, так как оно позволяет говорить об общности культурных истоков, близости культурных кодов и архетипов, а в конечном итоге и общности культурных судеб народов Евразии.

Наши рекомендации