Кодекс профессиональной этики аудиторов
Этика – это система норм нравственного поведения человека или какой-либо общественной или профессиональной группы. На практике общественные профессиональные организации разрабатывают кодексы профессиональной этики аудиторов очень подробно, пытаясь предупредить все возможные нюансы их поведения.
Международная федерация бухгалтеров (МФБ) опубликовала Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, которые используется профессиональными объединениями бухгалтеров и аудиторов разных стран для создания национальных кодексов.
Отличительной особенностью аудиторской профессии является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Поэтому ответственность аудитора не исчерпывается исключительно удовлетворением потребностей отдельного клиента или работодателя. Действуя в общественных интересах, аудитор обязан соблюдать и подчиняться нормам профессиональной этики аудитора.
В августе 2003г. Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ был принят Кодекс этики аудиторов, который действовал до 2007 года. С мая 2007 тем же Советом был утвержден новый Кодекс этики аудиторов России, действующий в настоящее время. Поскольку не представляется возможным определить нормы профессиональной этики для всех ситуаций и обстоятельства, с которыми может столкнуться аудитор при ведении аудиторской деятельности, Кодекс содержит лишь базовые нормы, которые действительны для всех аудиторов, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Аудитор обязан соблюдать следующие основные принципы поведения:
а) честность;
б) объективность;
в) профессиональная компетентность и должная тщательность;
г) конфиденциальность;
д) профессиональность поведения.
Аудитор должен действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях. Принцип честности также предполагает честное ведение дел и правдивость.
Аудитор не должен допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений. Он может оказаться в ситуации, которая может повредить его объективности. Аудитору следует избегать отношений, которые могут исказить или повлиять на его профессиональные суждения.
Аудитор обязан постоянно поддерживать свои знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление клиентам или работодателям квалифицированных профессиональных услуг, основанных на новейших достижениях практики и современном законодательстве. При оказании профессиональных услуг аудитор должен действовать с должным усердием и в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами. Обеспечение профессиональной компетентности можно разделить на два самостоятельных этапа:
а) достижение должного уровня профессиональной компетентности;
б) поддержание профессиональной компетентности на должном уровне.
Поддержание профессиональной компетентности требует постоянной осведомленности и понимания соответствующих технических, профессиональных и деловых новшеств. Обязанность аудитора действовать в соответствии с требованиями договора, внимательно, тщательно и своевременно. Аудитор должен предпринимать меры к тому, чтобы лица, работающие под его началом в профессиональном качестве, имели надлежащую подготовку и должное руководство.
Аудитор должен обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не должен раскрывать эту информацию третьим лицам, не обладающим надлежащими и конкретными полномочиями, за исключением случаев, когда аудитор имеет законное или профессиональное право либо обязан раскрыть такую информацию. Конфиденциальная информация, полученная в результате профессиональных или деловых отношений, не должна использоваться аудитором для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ. Необходимость соблюдать принцип конфиденциальности сохраняется даже после окончания отношений между аудитором и клиентом или работодателем. Меняя место работы, или приступая к работе с новым клиентом, аудитор имеет право использовать предыдущий опыт. Однако аудитор не должен использовать или раскрывать конфиденциальную информацию, собранную или полученную в результате профессиональных или деловых отношений.
В следующих обстоятельствах аудитор должен или может раскрыть конфиденциальную информацию:
а) раскрытие разрешено законом и (или) санкционировано клиентом
или работодателем;
б) раскрытие требуется законом, например:
при подготовке документов или представлении доказательств в иной
форме в ходе судебного разбирательства.
Профессиональное поведение аудитора заключается в соблюдении соответствующих законов и нормативных актов, необходимо избегать любых действий, которые дискредитируют или могут дискредитировать профессию.
Аудитор должен быть честным, правдивым и не должен:
а) делать заявления, преувеличивающие уровень услуг, которые он
может предоставить, его квалификацию и приобретенный им опыт;
б) давать пренебрежительные отзывы о работе других аудиторов или
проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других аудиторов.
Аудитор не должен участвовать в деятельности, которая оказывает или может оказать негативное влияние на его честность, объективность и репутацию профессии и в результате стать не совместимой с предоставлением профессиональных услуг.
Литература: 1-5.