Кодекс профессиональной этики учителя

Цель: Раскрыть систему основных нравственных требований, координирующих взаимодействие учителя со всеми участниками педагогического процесса.

Задачи:

- Ознакомиться с основными разделами кодекса профессиональной этики учителя.

- Разработать личные кодексы профессиональной этики.

Учебные средства:тексты кодекса профессиональной этики учителя и клятвы учителя.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучите основные разделы кодекса и подготовьте ответы на вопросы:

1.1.Что такое кодекс профессиональной этики учителя?

1.2.Какую роль играет кодекс профессиональной этики учителя во взаимодействии его с другими участниками педагогического процесса?

1.3.Назовите основные разделы кодекса и дайте их краткую характеристику.

2. Выполните задания:

2.1.Составьте педагогические инварианты В.А. Сухомлинского.

2.2.Сформулируйте свои педагогические инварианты.

Литература:

1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М., 1989.

2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1989.

3. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. – М.: Изд. Собрь. 1997. – 503 с. – С. 336-344.

4. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: ПОР, 1998 – С. 250. – С. 46-64.

План проведения:

I. Теоретические вопросы для обсуждения:

1. Понятие о кодексе профессиональной этики учителя как о системе основных нравственных требований к взаимодействию в педагогическом процессе.

2. Характеристика личных кодексов профессиональной этики.

II. Разработка личных кодексов профессиональной этики.

III. Работа с текстом «Инварианты С. Френе».

IV. Рефлексия: продолжите фразу: «Сегодня на занятии я ….»

Практическое занятие № 9

Уроки культуры и этикета в школе

Изучить вопросы:

1. Особенности приобщения школьников к этикету.

2. Дифференцированный подход к учащимся в процессе этического воспитания.

3. Методические приемы в работе со школьниками по развитию у них этических навыков.

Практические задания:

Проработайте вопросы:

1. Значимость занятий по этикету в школе (подготовить доклад).

2. Перечислите внешние и внутренние факторы возникновения детей с дискомфортным самочувствием в среде сверстников.

3. Какие действия должен выполнить педагог по отношению к таким детям?

4. Побудьте в роли учителя. Подготовьте занятия по этикету с использованием следующих методических приемов:

- Психологический тренинг на уроке.

- Элементы драматургии.

- Дискуссионные качели.

- Проблемная картинка.

Темы занятий могут быть следующими:

«Молчание – это форма общения»

«Юмор и этикет»

«Мужской этикет»

«Дружба и этикет»

«Праздник благодарности»

«Подарок коллективу» и др.

Литература:

1. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 112 с.

2. Николаева О. Этикет: Учеб. метод. разработки по курсу этикета в начальной школе: Из опыта работы. – М., 1998.

3. Никольская И., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе: Из опыта работы. – СПб_Рига, 1997.

Лабораторный практикум

В соответствии с утверждённым учебным планом лабораторный практикум не предусмотрен.

Самостоятельная работа студентов

Наименования и трудоемкость СРС

Раздел (модуль) дисциплины Вид СРС Трудоемкость (час)
1. Профессиональная этика: сущность, основные категории. Предмет и задачи педагогической этики. Проблемы педагогической этики в трудах педагогов-гуманистов Работа с учебной литературой, подготовка заданий в виде конспекта. Подготовка к практическому занятию
2. Сущность и формы педагогической морали. Педагогический такт как компонент нравственной культуры педагога Работа с учебной литературой, подготовка заданий в виде конспекта. Подготовка к практическому занятию
3. Этические основы педагогической деятельности. Проявление педагогической морали в общении учителя с учащимися Работа с литературой, подготовка заданий в виде конспекта, составьте программы самосовершенствования по вопросам коммуникативной культуры, культуры педагогического труда в целом. Подготовка к практическому занятию  
4. Эстетика и имидж в профессиональной культуре личности Работа с литературой, выполнение заданий. Подготовка выступлений и презентаций
5. Социально-психологический климат в группе и его формирование Работа с учебной литературой, подготовка заданий в виде конспекта. Составление рекомендаций. Подготовка к практическому занятию
6. Конфликтологическая компетентность педагога Составление словаря, выполнение тестового задания. Выполнение заданий
7. Этическая защита в педагогическом общении Работа с учебной литературой, подготовка заданий в виде конспекта. Подготовка к практическому занятию.  
8. Кодекс профессиональной этики учителя. Этика школьной жизни Работа с учебной литературой, подготовка заданий в виде конспекта. Подготовка к практическому занятию. Подготовка рефератов

Примеры заданий для СРС

Самостоятельная работа № 1

Наши рекомендации