Учет поступления материалов
Согласно законодательству учет материалов ведется по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость заготовления складывается из сумм, уплаченных поставщику в соответствии с договором (без НДС), и сумм транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). К последним, в частности, относятся:
•суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов;
•таможенные пошлины и иные платежи;
•акцизы;
•комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредникам;
• плата за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями
•иные затраты, непосредственно связанные с приобретением данных ценностей.
Текущий учет всех видов материалов очень трудоемкий. Поэтому текущий учет материалов на предприятии ведется:
1. По фактической себестоимости (10 счет).
2. По учетным ценам (с использованием 10 и 15,16 счетов), в качестве которых могут быть взяты:
- оптовые цены;
- плановые цены (себестоимость);
- средневзвешенные цены и т.п.
По фактической себестоимости.
Д | К | содержание операции |
Отражение стоимости материалов от поставщика без НДС | ||
18/3 | Отражение НДС в стоимости материалов у поставщика | |
Отражение расходов, связанных с приобретением материалов, без НДС | ||
18/3 | Отражение НДС |
По учетным ценам с учетом отклонения от фактической себестоимости
Д | К | содержание операции |
Отражение стоимости материалов от поставщика без НДС | ||
18/3 | Отражение НДС в стоимости материалов у поставщика | |
Отражение расходов, связанных с приобретением материалов, без НДС | ||
18/3 | Отражение НДС | |
Оприходование материалов по учетной стоимости материалов | ||
16 (15) | 15 (16) | Списание отклонения от учетной стоимости |
Учет списания материалов
Согласно законодательству предприятия могут использовать в своей учетной политике один из следующих вариантов учета материальных ценностей:
- По фактической себестоимости;
В этом случае расход и остаток исчисляют по средневзвешенным ценам, фактически сложившимся в данном месяце в разрезе группы материалов, включающим в себя стоимость приобретения и ТЗР.
Содержание операции | Д | К |
Поступление материалов от поставщиков | ||
НДС, причитающий к уплате | 18/3 | |
Отражение ТЗР | ||
Оплата | ||
Перевод НДС в разряд уплаченных | 18/31 | 18/3 |
Списание материалов в производство по средневзвешенной цене |
- По учетным ценам с учетом отклонения от фактической себестоимости;
Отклонения в конце отчетного периода списываются по всем направлениям расхода материалов. Расчет отклонений производится по формуле:
%отк =
Содержание операции | Д | К |
Поступление материалов от поставщиков | ||
НДС, причитающий к уплате | 18/1 | |
Отражение ТЗР | ||
Оплата | ||
Перевод НДС в разряд уплаченных | 18/22 | 18/1 |
Оприходование на склад по учетной цене | ||
Списание отклонений | ||
Списание материалов в производство по учетной цене | ||
Списание отклонений на производство | 20(16) | 16(20) |
- По ценам последнего приобретения (метод ФИФО).
Этот метод предполагает осуществление партионного учета. Последняя поступившая партия списывается в расход первой. Таким образом, формируется стоимость списанных материалов.
Содержание операции | Д | К |
Поступление материалов от поставщиков | ||
НДС, причитающий к уплате | 18/3 | |
Отражение ТЗР | ||
НДС, причитающий к уплате | 18/3 | |
Оплата | ||
Перевод НДС в разряд уплаченных | 18/22 | 18/1 |
Списание материалов в производство по партиям (первая партия пришла – первой списывается на затраты) |
Учет топлива (ГСМ).
Учет топлива ведется на счете 10 « Материалы» по субсчету 10-3 «Топливо». Данный субсчет предназначен для учета и движения топлива; приобретенного или заготовленного для технологических нужд, эксплуатации транспортных средств, а также для выработки энергии либо для отопления зданий (уголь, дрова, бензин, лигроин, газ, нефть, мазут и др.).
В учетных регистрах наличие и движение топлива отражается по субсчетам:
10-3-1 – «Нефтепродукты»
10-3-2 – «Твердое топливо»
10-3-3 – «Другие виды топлива».
На субсчете 10-3-1 ведется учет всех видов нефтепродуктов (нефть, дизтопливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, используемых для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления.
При использовании единых талонов на нефтепродукты учет поступления и расходования их также осуществляется на данном субсчете. Кроме того, нефтепродукты должны быть учтены по месту их хранения: на складах и в баках транспортных средств. В связи с этим субсчет 10-3-1 «Нефтепродукты» на АТП с большим объемом операций с нефтепродуктами должен быть подразделен на следующие субсчета: «нефтепродукты на складе», «Нефтепродукты по талонам», «Топливо в баках транспортных средств».
На субсчете 10-3-2 учитывается уголь, торф, дрова и другое топливо. Отходы производства и вторичные МЦ, используемые как твердое топливо, также отражаются на указанном субсчете.
На субсчете 10-3-3 учитываются все виды газообразного топлива. Этот субсчет подразделяется: «Сжиженный газ на скале», «Сжиженный газ в баллонах транспортных средств», «Сжиженный газ по талонам».
Аналитический учет топлива ведется дифференциально по маркам топлива и по материально-ответственным лицам.
Учет ГСМ на предприятиях, имеющих емкости для их хранения должен быть разделен по следующим субсчетам:
10/3-1 - "Нефтепродукты на складе";
10 /3- 2 - 'Топливо в баках автотранспортных средств".
Складской учет ведется в натуральных измерителях — в единицах массы, списание же нефтепродуктов — в литрах, а смазочных материалов — в килограммах. Отпущенные из мест хранения нефтепродукты пересчитываются из объемных единиц в единицы массы, исходя из средней плотности соответствующего вида топлива.
Количество отпущенного топлива списывается с материально ответственного лица на основании ведомости учета выдачи ГСМ, сверенных с данными путевых листов бухгалтерской проводкой: Д-т сч. 10/3-2 — К-т сч. 10/3-1. Учет различных видов топлива ведется раздельно.
В конце каждого отчетного периода делаются замеры остатков топлива в баках автотранспортных средств и оформляются соответствующие акты. По данным карточек учета расходов топлива и актов замера определяется количество топлива, фактически израсходованного за отчетный месяц. Параллельно рассчитывается нормативный расход, который сравнивается с фактическим для определения экономии или перерасхода топлива.
При экономии топлива на затраты списывается фактический расход, а от суммы сэкономленного топлива водителю начисляется премия в процентах, оговоренных в коллективном договоре предприятия.
При перерасходе топлива на себестоимость списывается нормативный расход, а сумма перерасхода обычно удерживается с конкретного виновника или по личному заявлению виновника и решению руководителя предприятия может списываться за счет чистой прибыли (при этом сумма , погашаемая за счет чистой прибыли облагается подоходным налогом).
Дебет | Кредит | Содержание операции |
Перечисление аванса | ||
10/3 18/3 | Оприходование ГСМ по полученному документу от АЗС | |
18/31 | 18/3 | Перевод НДС в разряд уплаченных пропорционально произведенной оплате |
20,23,25, 26,44,29 | 10/3 | Сумма израсходованного топлива (при экономии – по факту, при перерасходе – по норме) |
При перерасходе за счет виновного лица | ||
10/3 | Списание стоимость топлива, израсходованного сверх нормы | |
73/2 | Отнесение суммы перерасходы на виновное лицо | |
73/2 | Удержание суммы недостачи | |
При перерасходе за счет чистой прибыли | ||
10/3 | Списание стоимость топлива, израсходованного сверх нормы | |
90/10 | Отнесение суммы перерасходы на чистую прибыль | |
68/4 | Удержание подоходного налога от суммы недостачи |
Учет запасных частей
Запасные части предназначены для поддержания ОС в рабочем состоянии, т.е. технического обслуживания и текущего ремонта. Новые з.ч. и агрегаты поступают на склады от поставщиков в порядке материально-технического снабжения. Запасные части и агрегаты, бывшие в употреблении, поступают на склады либо после разборки списанных ОС, либо снятые с объектов ОС для замены на новые.
На складах ЗЧ и агрегаты хранят и учитывают раздельно:
¨ новые;
¨ снятые с ОС, в том числе годные к употреблению;
¨ требующие ремонта;
¨ отремонтированные;
¨ негодные;
¨ подлежащие сдаче в металлолом.
ЗЧ и агрегаты к ОФ учитываются в следующей оценке:
1. новые ЗЧ и агрегаты – по прейскурантной цене;
2. ЗЧ и агрегаты, БУ - по цене, устанавливаемой специальной комиссией исходя из физического состояния, степени изношенности и возможности дальнейшего использования, с учетом предстоящих расходов на их ремонт и восстановление;
3. ЗЧ и агрегаты, негодные для употребления, - по цене металлолома.
В учетных регистрах учет наличия и движения ЗЧ и агрегатов отражается по субсчетам:
10-5-1 «ЗЧ»
10-5-2 «Обменный фонд»
10-5-3 «Автомобильные шины»
На субсчете 10-5-1 ведется учет наличия и движения приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности ЗЧ, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных ЗЧ машин, оборудования, ТС и т.п.
На субсчете 10-5-2 ведется учет операций, связанных с учетом обменного фонда агрегатов, узлов и базовых деталей. Для большей детализации учет ведется по субсчетам « Агрегаты на складе» и « Агрегаты в обороте».
На субсчете 10-5-3 ведется учет шин к транспортным средствам. Автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в прейскурантную цену, подлежат учету в составе ОС. Автомобильные шины, поступающие от поставщиков в порядке пополнения запаса для замены шин, требующих ремонта или пришедших в негодность, входят в состав оборотных средств. Они учитываются на субсчетах: «автомобильные шины в запасе» и «Автомобильные шины в обороте».
Автомобильные шины оцениваются в учете следующим образом:
- Новые шины – по прейскурантной цене;
- Шины, бывшие в употреблении, но годные для дальнейшего использования, - по цене, соответствующей их остаточному пробегу;
- Негодные шины (подлежащие сдачи в утиль) – по цене утильной резины.
Содержание операций | Д | К |
На сумму поступивших ЗЧ | 10-5 | |
НДС, причитающий к уплате | 18/3 | |
На сумму стоимости ЗЧ, переданных во вспомогательное пр-во | 10-5 | |
На сумму стоимости запчастей во вспомогат. пр-во | 10-5А |
Учет тары.
Тара – это основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции. К ней относятся:
¨ Деревянная тара (ящики, бочки, кадки и др.);
¨ Картонная тара (ящики из гофрированного и плоского склеенного картона и др.);
¨ Металлическая и пластмассовая тара (бочки, фляги, ящики, бидоны и др.);
¨ Стеклянная тара (бутылки, банки и др.);
¨ Тара из тканей и нетканых материалов (мешки тканевые, упаковочные ткани, некоторые упаковочные полотна и др.).
На предприятии следует:
- организовать систему контроля и учета за порожней тарой и тарой под материальными ценностями;
- проводить систематические проверки состояния тары, выявлять тару, требующую ремонта, и обеспечить своевременное его проведение;
- выявлять неиспользованную тару и излишнюю для предприятия тару и осуществлять ее реализацию в установленном порядке;
- обеспечивать своевременную сдачу тары поставщика, тарособирающим и тароремонтным предприятиям;
- взыскивать с лиц, виновных в недостаче, порче или уничтожении тары, стоимость ущерба в соответствии с действующим законодательством;
- установить перечень должностных лиц, которым предъявлено право подписывать документы на получение и отпуск тары со складов.
По срокам службы тара бывает однократного и многократного использования (оборотная). Многократная, в свою очередь, делится на специальную залоговую, подлежащую возврату предприятиям-изготовителям продукции, и незалоговую, но подлежащую возврату на ближайшие тарные склады. К многократной таре относятся многооборотные средства пакетирования и специализированные контейнеры, тара-оборудование, вспомогательные упаковочные средства и упаковочная ткань, а также универсальные контейнеры, принадлежащие отправителю.
В зависимости от стоимости, срока службы, назначения и использования, вида материалов, из которых она изготовлена и т.п. тара учитывается в БУ на соответствующих счетах по фактической себестоимости, которая складывается из всех расходов на её приобретение (изготовление).
На сч. 10 «Материалы» субсчет 4 «Тара и тарные материалы»- отражается наличие и движение всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для её изготовления и ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное, пробка корковая и полиэтиленовая и т.д.).
Аналитический учет ведется в количественном и стоимостном выражении по видам тары, по местам хранения (склады, цеха, производственные участки…), по материально-ответственным лицам и по её назначению.
Тара однократного использования (бумажная, картонная, полиэтиленовая и т.д.) как собственного производства, так и покупная, обычно включается в отпускную стоимость продукции.
В зависимости от технологического процесса производства и места затаривания продукции тара со счета 10/4 списывается:
Д 20 - К 10/4 - при затаривании в цехах основного производства;