Цели и задачи производственной практики

Целью практики является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении курсов «Основы управления персона­лом», «Организация труда персонала», «Трудовое право», «Психофизиология профессиональной деятельности», и др.; развитие и накоп­ление творческих навыков по анализу и совершенствованию орга­низации системы управления персоналом.

Задачи практики состоят в следующем:

• изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления персоналом организации по месту прохож­дения практики;

• разработка предложений по совершенствованию подсистемы управления персоналом системы управления организации;

.• сбор необходимых материалов и документов для выполнения отчета по практике.

Полнота и степень детализации этих задач регламентируются утвержденной рабочей программой применительно к особеннос­тям конкретных баз практики.

Все студенты, направленные на практику до начала её прохождения получают:

- ходатайство;

- настоящие методические указания.

С момента начала практики на студентов распространяются правила охраны труда и внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в обязательном порядке.

Сроки и продолжительность практики

Практика для студентов по направлению подготовки бакалавров управление персоналом проводится в соответствии с учебным планом для соответствующей формы обучения. Производственная практика – 2 недели на 3 курсе (2 семестр).

Содержание производственной практики

Задание 1. Изучить общие сведения об организации: название, цель создания, краткая историческая справка.

Основное содержа­ние устава (законодательная основа, функции, права, ответствен­ность). Место и роль организации в структуре национальной эко­номики России (мирового хозяйства). Экономическая и соци­альная значимость, полезность деятельности.

Организация производства продукции и (или) выполнения ра­бот, услуг. Номенклатура и объем производства (оказываемых услуг). Конкурентоспособность. Производственная структура. Функциональные взаимосвязи подразделений.

Планирование, организация, осуществление маркетинговой деятельности. Продукт. Рынок. Конкуренты. Потребители. Спрос, его динамика.

Организация управления. Схема организационной структуры управления. Функциональные взаимосвязи подразделений и служб

Обеспечение условий охраны труда и безопасной жизнедеятель­ности работающих. Включение в коллективный договор (трудовое соглашение) информации о гарантированных условиях и охране труда на рабочем месте; о возможном риске повреждения здоровья; полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях, льготах.

Для выполнения задания 1 следует использовать устав органи­зации, бизнес-план, годовые отчеты организации о производствен­но-хозяйственной деятельности: финансовый план (отчет), бухгал­терский баланс; отчет организации по труду; отчет о финансовых результатах и другие плановые и отчетные формы и документы.

Задание 2. Изучить исходные данные и провести анализ числен­ности персонала, его структуры, динамики, использования рабочего времени.

Провести анализ: численности по категориям, удельного веса отдельных категорий, качественного состава работников по образованию, профессиям, полу, возрасту, стажу работы.

Изучить использование рабочего времени в организации: ба­ланс рабочего времени; среднюю продолжительность рабочего дня; величину и причины потерь рабочего времени за счет цело­дневных и внутрисменных простоев и невыходов на работу. Про­анализировать изменение этих показателей за ряд лет (2-3 года) или по кварталам в течение года.

Изучить динамику численного состава кадров организации: процент текучести в целом и по от­дельным категориям персонала; процент принятых на работу и процент выбывших за год; основные причины текучести; процесс высвобождения работников в связи с ухудшением деятельности организации.

Изучить функции службы управления персоналом по трудо­устройству высвобождаемых работников; взаимодействия со служ­бами занятости и биржами труда через передаваемые и получаемые документы и информацию. Составить оперограммы( таблицы, в которых по вертикали показан перечень управленческих операций, а по горизонтали – перечень исполнителей этих операций) указанных управленческих процедур.

Для выполнения задания 2 следует использовать отчеты по труду, справки, планы мероприятий и другие документы служ­бы управления персоналом.

Задание 3. Изучить и провести анализ документов, характери­зующих систему управления персоналом.

Изучить организацион­ную структуру системы управления персоналом организации: со­став подразделений и должностных лиц; их иерархическую структуру, подчиненность. Составить схему оргструктуры управления персоналом, оценить ее рациональность. Дать предложения по ее совершенствованию. Изучить функции отдела управления персо­налом и других подразделений системы управления персоналом на основе «Положения об отделе»; их распределение между бюро, группами и работниками отдела; функциональные взаимосвязи отдела с другими подразделениями организации.

Составить таблицы функционального разделения труда; провести их анализ с точки зрения дубли­рования функций, наличия или отсутствия необходимых функ­ций, централизации функций; рассчитать трудоемкость основных функций отдела; дать оценку состава и трудоемкости функций.

Изучить должностные инструкции работников отдела.

Провести анализ кадрового, методического, информационно­го и технического обеспечения системы управления персоналом: дать характеристику количественного и качественного состава работников кадровой службы на основе штатного расписания и отчета организации по труду; определить нали­чие основных регламентирующих документов кадровой службы (положения об отделах, должностные инструкции); изучить состав и использование кадровых документов, способы их ведения, сис­тематизации, контроль исполнения; состав и использование тех­нических средств службы управления персоналом.

Задание 4. Изучить организацию адаптации новых работников.

Изучить наличие регламентирующих документов по адаптации персонала (положения об адаптации, программы адаптации и т.п.); методы и формы организации адаптации, функции работников, ответственных за адаптацию, сбор информации о состоянии адаптации новых работников и т.п.

Задание 5. Изучить систему обучения персонала.

Изучить систему подготовки и повышения квалификации кадров (рабочих, специалистов, руководителей) в организации: орга­низационно-методические документы (постановления, положе­ния, приказы и т.п.); планы повышения квалификации; формы и методы переобучения и повышения квалификации для разных категорий работников.

Задание 6. Изучить организацию и планирование деловой ка­рьеры и формирование кадрового резерва:

организационно-мето­дические документы (положение о кадровом резерве, приказы и т.п.); подразделения и должностные/лица, выполняющие эти функции; процедуру формирования резерва на руководящие долж­ности разных уровней; методы оценки кандидатов, использование результатов оценки; организацию работы с кадровым резервом. Составить схемы формирования кадрового резер­ва; дать оценку.

Задание 7. Дать оценку кадровой политики, ее места в общей политике организации.

Изучить ее связь с финан­совой, маркетинговой, производственной политикой и т.п.; фор­мы, методы и принципы формирования кадровой политики. Дать характеристику стратегии управления персоналом стратегии организации, анализа ее внешней и внутренней среды.

4. Оформление, сдача и защита отчета по производственной практике. По материалам практики делается заключение, содержащее выводы по каждому разделу практики. Готовится выступление студента (5 мин.).

Наши рекомендации