Цели и задачи производственной практики
Целью практики является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении курсов «Основы управления персоналом», «Организация труда персонала», «Трудовое право», «Психофизиология профессиональной деятельности», и др.; развитие и накопление творческих навыков по анализу и совершенствованию организации системы управления персоналом.
Задачи практики состоят в следующем:
• изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления персоналом организации по месту прохождения практики;
• разработка предложений по совершенствованию подсистемы управления персоналом системы управления организации;
.• сбор необходимых материалов и документов для выполнения отчета по практике.
Полнота и степень детализации этих задач регламентируются утвержденной рабочей программой применительно к особенностям конкретных баз практики.
Все студенты, направленные на практику до начала её прохождения получают:
- ходатайство;
- настоящие методические указания.
С момента начала практики на студентов распространяются правила охраны труда и внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в обязательном порядке.
Сроки и продолжительность практики
Практика для студентов по направлению подготовки бакалавров управление персоналом проводится в соответствии с учебным планом для соответствующей формы обучения. Производственная практика – 2 недели на 3 курсе (2 семестр).
Содержание производственной практики
Задание 1. Изучить общие сведения об организации: название, цель создания, краткая историческая справка.
Основное содержание устава (законодательная основа, функции, права, ответственность). Место и роль организации в структуре национальной экономики России (мирового хозяйства). Экономическая и социальная значимость, полезность деятельности.
Организация производства продукции и (или) выполнения работ, услуг. Номенклатура и объем производства (оказываемых услуг). Конкурентоспособность. Производственная структура. Функциональные взаимосвязи подразделений.
Планирование, организация, осуществление маркетинговой деятельности. Продукт. Рынок. Конкуренты. Потребители. Спрос, его динамика.
Организация управления. Схема организационной структуры управления. Функциональные взаимосвязи подразделений и служб
Обеспечение условий охраны труда и безопасной жизнедеятельности работающих. Включение в коллективный договор (трудовое соглашение) информации о гарантированных условиях и охране труда на рабочем месте; о возможном риске повреждения здоровья; полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях, льготах.
Для выполнения задания 1 следует использовать устав организации, бизнес-план, годовые отчеты организации о производственно-хозяйственной деятельности: финансовый план (отчет), бухгалтерский баланс; отчет организации по труду; отчет о финансовых результатах и другие плановые и отчетные формы и документы.
Задание 2. Изучить исходные данные и провести анализ численности персонала, его структуры, динамики, использования рабочего времени.
Провести анализ: численности по категориям, удельного веса отдельных категорий, качественного состава работников по образованию, профессиям, полу, возрасту, стажу работы.
Изучить использование рабочего времени в организации: баланс рабочего времени; среднюю продолжительность рабочего дня; величину и причины потерь рабочего времени за счет целодневных и внутрисменных простоев и невыходов на работу. Проанализировать изменение этих показателей за ряд лет (2-3 года) или по кварталам в течение года.
Изучить динамику численного состава кадров организации: процент текучести в целом и по отдельным категориям персонала; процент принятых на работу и процент выбывших за год; основные причины текучести; процесс высвобождения работников в связи с ухудшением деятельности организации.
Изучить функции службы управления персоналом по трудоустройству высвобождаемых работников; взаимодействия со службами занятости и биржами труда через передаваемые и получаемые документы и информацию. Составить оперограммы( таблицы, в которых по вертикали показан перечень управленческих операций, а по горизонтали – перечень исполнителей этих операций) указанных управленческих процедур.
Для выполнения задания 2 следует использовать отчеты по труду, справки, планы мероприятий и другие документы службы управления персоналом.
Задание 3. Изучить и провести анализ документов, характеризующих систему управления персоналом.
Изучить организационную структуру системы управления персоналом организации: состав подразделений и должностных лиц; их иерархическую структуру, подчиненность. Составить схему оргструктуры управления персоналом, оценить ее рациональность. Дать предложения по ее совершенствованию. Изучить функции отдела управления персоналом и других подразделений системы управления персоналом на основе «Положения об отделе»; их распределение между бюро, группами и работниками отдела; функциональные взаимосвязи отдела с другими подразделениями организации.
Составить таблицы функционального разделения труда; провести их анализ с точки зрения дублирования функций, наличия или отсутствия необходимых функций, централизации функций; рассчитать трудоемкость основных функций отдела; дать оценку состава и трудоемкости функций.
Изучить должностные инструкции работников отдела.
Провести анализ кадрового, методического, информационного и технического обеспечения системы управления персоналом: дать характеристику количественного и качественного состава работников кадровой службы на основе штатного расписания и отчета организации по труду; определить наличие основных регламентирующих документов кадровой службы (положения об отделах, должностные инструкции); изучить состав и использование кадровых документов, способы их ведения, систематизации, контроль исполнения; состав и использование технических средств службы управления персоналом.
Задание 4. Изучить организацию адаптации новых работников.
Изучить наличие регламентирующих документов по адаптации персонала (положения об адаптации, программы адаптации и т.п.); методы и формы организации адаптации, функции работников, ответственных за адаптацию, сбор информации о состоянии адаптации новых работников и т.п.
Задание 5. Изучить систему обучения персонала.
Изучить систему подготовки и повышения квалификации кадров (рабочих, специалистов, руководителей) в организации: организационно-методические документы (постановления, положения, приказы и т.п.); планы повышения квалификации; формы и методы переобучения и повышения квалификации для разных категорий работников.
Задание 6. Изучить организацию и планирование деловой карьеры и формирование кадрового резерва:
организационно-методические документы (положение о кадровом резерве, приказы и т.п.); подразделения и должностные/лица, выполняющие эти функции; процедуру формирования резерва на руководящие должности разных уровней; методы оценки кандидатов, использование результатов оценки; организацию работы с кадровым резервом. Составить схемы формирования кадрового резерва; дать оценку.
Задание 7. Дать оценку кадровой политики, ее места в общей политике организации.
Изучить ее связь с финансовой, маркетинговой, производственной политикой и т.п.; формы, методы и принципы формирования кадровой политики. Дать характеристику стратегии управления персоналом стратегии организации, анализа ее внешней и внутренней среды.
4. Оформление, сдача и защита отчета по производственной практике. По материалам практики делается заключение, содержащее выводы по каждому разделу практики. Готовится выступление студента (5 мин.).