Динамика показателей, характеризующих перевод сферы жилищно-коммунальных услуг РФ на самофинансирование по федеральным округам в 2001–2006 гг

Финансово-экономические характеристики сферы ЖКХ некоторых городов РФ в 2002 году

Город Уровень оплаты населением стоимости ЖКУ, в % от ЭОТ Собираемость платежей, в % от начислений Предельный уровень расходов на ЖКУ в совокупном доходе семей, % Количество семей, получающих жилищную субсидию, % Расходы на ЖКХ в структуре местных бюджетов, %
Мурманск
Ульяновск 90–95 3–5
Отрадный 12–15
Вологда Н.д.
Йошкар-Ола 11–15
Димитровград 95–96
Тихвин 19,5
Смоленск 2,8
Владимир 4,5
Калуга
Малоярославец 4,2
Череповец
Ковров

Так, по данным НИФИ Минфина России уровень оплаты населением услуг ЖКХ (на конец 2004 г.) значительно отличался в бюджетообразующих («богатых») регионах (50–80 % их стоимости) и в дотационных («бедных») регионах (80–100 %) [3, с. 44]. При этом степень социальной защиты населения, определяемая по доле получающих жилищные субсидии, часто складывается в «бедных» регионах ниже среднего значения по Российской Федерации.

Данные таблицы 4 свидетельствуют об имеющей место значительной дифференциации по федеральным округам как темпов роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги (в 2006 г. от 113 до 120 %) и уровня возмещения стоимости ЖКУ населением (в 2006 г. от 78 до 97 %), так и доли семей, получающих жилищные субсидии (в 2006 г. от 7,1 до 16,8 %).

Средний по России уровень возмещения населением стоимости ЖКУ по состоянию на 01.01.2007 г. составил 87 % (с учетом финансирования из бюджета разницы в тарифах, льгот и субсидий). Следует отметить, что по субъектам РФ наблюдается более значительная дифференциация этого показателя, чем в пределах федеральных округов:

– в 48-ми регионах (54,5 % от общего количества) уровень оплаты населением составил 91–100 % от стоимости жилищно-коммунальных услуг, в том числе 100%-й уровень сложился в Дагестане, Краснодарском крае, Чувашской Республике, Республике Бурятия, Амурской области;

– 22-х регионах этот показатель составил от 81 до 90 %;

– 6-ти регионах – от 71 до 80 %;

– 3-х регионах от – 61 до 70 %;

– 5-ти регионах – 50-60 %;

– 4-х регионах уровень оплаты населением стоимости ЖКУ составил меньше 50 % (в некоторых районах Крайнего Севера и Дальнего Востока).

Следует отметить тенденцию снижения темпов роста тарифов к 2006 г. в регионах, которые ускоренными темпами повышали уровень оплаты населением стоимости ЖКУ в конце 90-х – начале 2000-х гг. (в частности, в субъектах РФ Южного федерального округа).

Ускоренные темпы перехода на 100%-ю оплату населением жилищно-коммунальных услуг должны быть соизмеримы с масштабами социальной защиты низкодоходных групп населения.

Таблица 4

Динамика показателей, характеризующих перевод сферы жилищно-коммунальных услуг РФ на самофинансирование по федеральным округам в 2001–2006 гг.

Федеральный округ Индексы потребительских цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги, (декабрь к декабрю предыдущего года), % Уровень возмещения стоимости жилищно-коммунальных услуг населением, % Собираемость платежей населения за ЖКУ (от начисленных сумм), % Число семей, получающих субсидии на оплату ЖКУ (от общего количества семей), %
Российская Федерация 156,8 128,7 117,9 9,1 15,2 10,6
Центральный 155,9 131,3 120,5 8,2 12,5 10,6
Северо-Западный 157,7 126,8 118,7 14,9 14,2 8,8
Южный 151,3 122,4 115,6 8,1 12,8 9,3
Приволжский 152,9 133,2 118,3 10,0 17,3 8,4
Уральский 175,2 119,9 118,3 3,3 11,1 7,1
Сибирский 172,2 136,2 116,2 8,0 19,8 16,8
Дальневосточный 150,4 120,0 113,8 15,4 24,7 16,0

Самый низкий уровень социальной защиты населения в вопросах оплаты ЖКУ сложился в 2006 г. в Уральском федеральном округе, где при 18%-м росте тарифов на жилищно-коммунальные услуги доля семей, получающих жилищную субсидию, снизилась с 11 до 7 %, а удельный вес расходов на оплату ЖКУ в потребительских расходах домашних хозяйств превысил среднее значение по РФ.

Социальную составляющую процессов реформирования системы финансирования сферы ЖКХ можно охарактеризовать следующим:

– использование завышенного уровня максимально допустимой доли расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи (по экспертным оценкам она должна составлять не более 15 %, а не 22 %, как принято в большинстве муниципальных образований);

– значительная дифференциация уровня максимально допустимой доли расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи при расчете жилищных субсидий по субъектам РФ и муниципальным образованиям (от 10 до 22 %);

– усложнение процедуры оформления жилищных субсидий и субъективный характер используемой методики их расчета.

Таблица 5

Дифференциация стоимости жилищно-коммунальных услуг в пределах федеральных округов РФ в 2006 г.

Федеральный округ Максимальная стоимость ЖКУ руб./чел. в месяц Минимальная стоимость ЖКУ руб./чел. в месяц Отношение максимальной стоимости к минимальной, раз
Центральный 1 209, 16 539,32 2,2
Северо-Западный 1 971,29 635,49 3,1
Южный 813,37 348,25 3,3
Приволжский 759,38 521,44 1,5
Уральский 2 035,82 568,82 3,6
Сибирский 1 304,33 587,79 2,2
Дальневосточный 4 239,53 1 013,16 4,2

Для сферы ЖКХ России характерна значительная региональная дифференциация тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Климатические различия в регионах приводят к различию в сезонности предоставления коммунальных услуг (в частности теплоснабжения), к использованию различных технологий их предоставления и в конечном итоге – к объективно разной стоимости жилищно-коммунальных услуг. Однако причинами такой дифференциации, кроме объективных условий, могут выступать и причины чисто тактического характера (различные подходы в ценообразовании и тарифном регулировании). Речь идет о необходимости сбалансировать финансовые ресурсы предприятий ЖКХ в условиях принятых бюджетов, сложившейся социально-экономической ситуации в регионе, муниципальном образовании (доходы населения) при постоянном увеличении материальных затрат. Как следствие, тарифная политика в разных регионах ставится в зависимость от возможности привлечения дополнительных бюджетных средств либо от необходимости увеличения уровня оплаты ЖКУ населением.

Данные, представленные в таблице 6, свидетельствуют о том что, традиционные округа-аутсайдеры по базовой бюджетной обеспеченности (Южный, Сибирский и Дальневосточный) имеют более низкие значения удельного веса по показателю бюджетных расходов на ЖКХ, чем по показателям объема жилищно-коммунальных услуг и размера инвестиций в жилища и коммунальную инфраструктуру (при рассмотрении удельного веса федерального округа по отношению к РФ). Особая контрастность показателей характерна для Южного федерального округа. Так, если в 2006 г. в общем объеме платных жилищно-коммунальных услуг населению на Южный федеральный округ приходилось 10,3 % от общего объема по РФ, то расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на ЖКХ по данному федеральному округу составили только 6,5 %, а объем инвестиций в жилища и коммунальную инфраструктуру сложился на уровне 11,2 % в общем объеме по РФ на эти цели.

Таблица 6

Некоторые финансовые показатели сферы жилищно-коммунальных услуг по федеральным округам РФ в 2006 г.

Федеральный округ Объем платных жилищно-коммунальных услуг населению* Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на ЖКХ Объем инвестиций в основной капитал (жилища и коммунальную инфраструктуру)
млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %
Российская Федерация 660,6 100,0 579,0 100,0 657,5 100,0
Центральный 194,5 29,4 246,6 42,5 245,6 37,3
Северо-Западный 78,3 11,9 85,5 14,8 49,4 7,5
Южный 67,8 10,3 37,9 6,5 73,5 11,2
Приволжский 132,9 20,1 51,8 9,0 121,0 18,4
Уральский 64,1 9,7 69,7 12,3 63,9 9,7
Сибирский 78,1 11,8 49,7 8,4 59,7 9,1
Дальневосточный 44,9 6,8 37,8 6,5 44,4 6,8
*Объем платных жилищно-коммунальных услуг населению измеряется суммой денежных средств, фактически уплаченных потребителем за предоставление жилищных услуг (содержание и ремонт жилищного фонда) и коммунальных услуг (электроснабжения, газоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, отопления).

Такая ситуация может свидетельствовать об усилении роли инвестиционной составляющей в тарифах на жилищно-коммунальные услуги, что говорит о перекладывании решения проблем инвестирования ЖКХ на плечи потребителей.

Для округов-доноров (Центральный, Северо-Западный, Уральский федеральные округа) характерна обратная ситуация. Удельный вес расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на ЖКХ в этих округах в 2006 г. превысил удельный вес объема платных жилищно-коммунальных услуг населению в общем объеме по РФ, в то время как удельный вес инвестиций в ЖКХ сложился ниже удельного веса бюджетных расходов.

Исследованная практика показывает, что в некоторых регионах разрыв между указанными показателями не только не сокращается, а увеличивается. Это означает, что кризисная ситуация, связанная со значительным износом основных фондов ЖКХ и низкими объемами инвестиций на их обновление и модернизацию, без принятия обоснованных экономических и организационных мер, может усугубляться. Соответственно, в ближайшей перспективе не произойдет качественного улучшения в оказании важнейших услуг жизнеобеспечения (поддержании в надлежащем состоянии жилищного фонда, водоснабжении, теплоснабжении, водоотведении) без выработки новых подходов к формированию государственной политики регулирования сферы ЖКХ.

жилищный коммунальный реформа территория Динамика показателей, характеризующих перевод сферы жилищно-коммунальных услуг РФ на самофинансирование по федеральным округам в 2001–2006 гг - student2.ru

Библиографический список

1. Куликов, В.М. Перевод предприятий жилищно-коммунального хозяйства с военно-коммунистических методов управления на принципы НЭПА (1920–1928 гг.) / В.М. Куликов, В.В. Шайхиев // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2008. – № 8. – С. 116–123.

2. Ящук, Т.Ф. Система местных бюджетов РСФСР в период НЭПа / Т.Ф. Ящук // Финансы и кредит. – 2007. – № 5(245). – С. 67–73.

3. Перламутров, В.Л. Финансово-денежная политика и рыночные реформы в России (Экономическое наследие) / В.Л. Перламутров. – М. : Экономика, 2007. – 281 с.

4. Моляков, Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства / Д.С. Моляков. – М. : Финансы и статистика, 2010. – 200 с.

5. Зайцева, Ю.С. Городской барометр: система мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований / Ю.С. Зайцева. – М. : Институт экономики города, 2007. – 103 с.

6. Аверченко, А.В. ЖКХ России: состояние и перспективы / А.В. Аверченко // ЖКХ – журнал руководителя и главного бухгал-тера. – 2009. – № 11, ч. II. – С. 9–17.

7. Жилищное хозяйство в России. 2002 : стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2008. – 237 с.

8. Кунахович, А.И. Зарубежные инвестиции в системы горводоканалов / А.И. Кунахович // Жилищное и коммунальное хозяйство. – 2010. – № 9. – с. 11–15.

9. Шарипов, А. Ресурсосберегающие технологии в теплоснабжении / А. Шарипов // ЖКХ – журнал руководителя и главного бухгалтера. – 2007. – № 7. – С. 2–6.

10. Самарина, Н.А. Тарифное регулирование, финансовое оздоровление, привлечение инвестиций в ЖКХ : материалы III Всероссийского форума руководителей предприятий жилищного и коммунального хозяйства / Н.А. Самарина. – Электрон. дан. – Режим доступа : http: // www.gkh-forum.ru.

11. Матрусевич, Р.А. Государственно-частное партнерство в коммуналь-ном хозяйстве / Р.А. Матрусевич, С.Б. Сиваев, Д.Ю. Хомченко. – М. : Институт экономики города, 2006. – 244 с.

12. Аткинсон, Э.Б. Лекции по экономической теории государственного сектора / Э.Б. Аткинсон, Дж.Э. Стиглиц. – М. : Аспект Пресс, 2008. – 832 с.

13. Ермишина, А.В. Государство и жилищно-коммунальный комплекс: особенности контрактации / А.В. Ермишина // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2009. – Т. 2, № 4. – С. 89–93.

14. Musgrave, R.A. The Theory of Public Finance / R.A. Musgrave ; McGraw-Hill, NY, 2009.

15. Чернышев, Л.Н. Реформа ЖКХ: что же сделано на самом деле? / Л.Н. Чернышев. // ЖКХ – журнал руководителя и главного бухгалтера. – 2007. – № 9, ч. I. – С. 13–21.

16. Ряховская, А.Н. Общественный характер коммунальных услуг и законы рынка / А.Н. Ряховская, Ф.Г. Таги-Заде // ЖКХ. – 2009. – № 1. – С. 17–21.

17. Минц, И.Г. Финансирование муниципального заказа на жилищно-коммунальное обслуживание / И.Г. Минц // ЖКХ – журнал руководителя и главного бухгалтера. – 2010. – № 8. – С. 58–62.

Размещено на Allbest.ru

Наши рекомендации