Показатели для финансового анализа
Финансовый анализ — неотъемлемая составная часть финансового планирования. В нем инвестора прежде всего интересуют:
1) финансовое состояние предприятия (на последнюю отчетную дату) и тенденции его изменения за исследуемый период;
2) способность предприятия к получению дохода и возврату кредита;
3) информация для выработки рациональной схемы финансирования;
4) влияние реализации проекта на финансовое состояние предприятия.
Помимо названных задач финансовый анализ позволяет предпринимателям (менеджерам) предприятия:
• выявить узкие места, оказывающие отрицательное влияние на финансовое состояние предприятия;
• определить резервы для улучшения финансового состояния и поддержки проекта.
Диагностика финансового состояния может рассматриваться с двух точек зрения:
1) определения характеристик финансового состояния действующего предприятия на последнюю отчетную дату;
2) оценки финансового положения предприятия на основе рассчитанных показателей эффективности по выходным формам финансового плана проекта.
Основными источниками информации для проведения анализа текущего финансового состояния предприятия являются:
1) бухгалтерский баланс предприятия (форма № 1 годовой, форма №1 квартальной отчетности);
2) отчет о финансовых результатах и их использовании (форма № 2 годовой и форма № 2 квартальной отчетности).
Основными источниками информации для проведения финансового анализа проекта являются следующие.
1. План прибылей и убытков.
2. План движения денежных средств.
3. Прогнозный баланс.
К числу важнейших характеристик финансового состояния предприятия относятся следующие.
1. Ликвидность (платежеспособность).
2. Финансовая устойчивость.
3. Оборачиваемость.
4. Рентабельность.
Выбор перечня конкретных показателей, используемых в финансовом анализе, зависит от многих факторов (специфики отрасли, целей проекта и др.).
Ликвидность характеризует способность предприятия выполнять свои краткосрочные обязательства (текущие пассивы) за счет ликвидной части активов. Краткосрочные обязательства (текущие пассивы) — это те задолженности предприятия, которые нужно погасить в течение одного года (счета, подлежащие оплате).
Ликвидность актива отражает его способность трансформироваться в денежные средства. Ликвидность активов предприятия в целом характеризует наличие у него оборотных средств в размере, который теоретически достаточен для погашения краткосрочных обязательств, хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактом.
Оборотные средства (синонимы: оборотный капитал, текущие активы) — это средства, совершающие оборот (...деньги — средства — деньги...) в течение года или одного производственного цикла. Основные элементы оборотных средств: запасы, дебиторская задолженность, денежные средства.
Краткосрочные обязательства (синоним: краткосрочная кредиторская задолженность, текущие пассивы) — это задолженность, период погашения которой не превышает одного года.
Платежеспособность предприятия отражает наличие у него денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения.
Основные характеристики ликвидности и платежеспособности предприятия: коэффициенты ликвидности и величина собственных оборотных средств.
Показатели финансовой устойчивости определяют степень риска, связанного со способом формирования структуры собственных и заемных средств, используемых для финансирования активов фирмы.
Показатели оборачиваемости капитала характеризуют способность фирмы производить и реализовывать товары на основе имеющихся активов, показывают, насколько хорошо фирма распоряжается своим оборотным капиталом.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность производственной деятельности предприятия, его способность использовать активы.
Итак, анализ финансовых показателей по отчетным финансовым документам позволяет оценить финансовое состояние фирмы. Однако он не может считаться исчерпывающим, если не дополнен серьезным качественным анализом факторов, влияющих на деятельность фирмы (изменение цен, доступности сырья и материалов, ставок банковского процента и т. д.).