Виды и этапы анализа деятельности предприятия
По кругу исследуемых вопросов анализ хозяйственно-финансовой деятельности подразделяют на полный и тематический. При полном анализе исследуются все стороны деятельности предприятия без исключения. При тематическом анализе изучаются только отдельные стороны или показатели работы предприятия: использование оборудования или рабочей силы, расходование фонда заработной платы или уровень себестоимости вырабатываемой продукции, использование электроэнергии или материалов, финансовое состояние предприятия или размер получаемой прибыли и т.д. .
По времени проведения и используемой информации различают единовременный и периодический анализ деятельности предприятия.
Единовременный анализ носит разовый характер и осуществляется отдельными отделами заводоуправления для собственного использования или по специальным распоряжениям руководства предприятия.
Периодический анализ проводят за определенные промежутки времени. По кругу анализируемых показателей он относится к постоянно повторяемому и служит целям контроля за выполнением плана, оценки результатов хозяйственной деятельности, рационального использования основных и оборотных фондов и т. д.
Единовременный анализ выполняют по разовым, а периодический - по стабильным программам.
Периодический анализ в свою очередь подразделяют на оперативный (текущий) и последующий.
При оперативном анализе изучают только отдельные вопросы деятельности предприятия, по которым можно получать ежедневную информацию: выпуск и реализация продукции, расход сырья, заработной платы, состояние расчетов с поставщиками и покупателями и т. д. Его производят за смену, сутки, пятидневку, декаду. Он органически включается в процесс оперативного управления, осуществляется не только руководителями тех или иных подразделений, но и самими исполнителями отдельных производственных операций и обеспечивает оперативность в выявлении резервов и недостатков в работе предприятия.
Совершенствование способов получения и обработки информации посредством математических методов и ЭВМ позволяет расширить круг вопросов, подвергаемых оперативному анализу. Кроме того, применение математических методов и ЭВМ помогает не только быстро оценить достигнутые результаты, но и прогнозировать ход хозяйственных операций на ближайшие дни и декады.
Оперативный анализ выполняют по данным текущего учета и отчетности, показаниям контрольно-измерительных приборов.
Последующий анализ проводят за прошлый отчетный период (месяц, квартал, год, пятилетие). Его цель - дать оценку деятельности предприятия за истекший период по всем основным показателям, выявить недостатки в работе и неиспользуемые резервы, а также те или иные закономерности и тенденции в развитии предприятия для прогнозирования (планирования) его деятельности на будущий период (год, пятилетие). Последующий анализ базируется в основном на данных планов, всех видов учета и отчетности, а также источниках внеучетного характера.
Аналитическую работу на предприятии подразделяют на несколько этапов. На первом этапе составляют план работы, в котором указывают цель и программу анализа, сроки проведения, исполнителей, источники. Заранее разрабатывают формы аналитических таблиц и графиков. Определяют технические средства обобщения и использования материалов анализа.
На втором этапе подбирают исходные материалы (данные), проверяют их достоверность и проводят аналитическую обработку (приведение в сопоставимое состояние и т. д.).
Наиболее важный этап - третий, в котором выявляют причины, вызвавшие отклонения от плана, уровня предшествующего периода. Для этого определяют круг взаимодействующих факторов и производят их группировку. На основе измерения положительного или отрицательного воздействия отдельных факторов устанавливают неиспользованные возможности (резервы) улучшения анализируемых показателей деятельности предприятия на определенном участке его работы.
Далее обобщают результаты анализа: делают выводы, производят сводный подсчет резервов повышения эффективности работы предприятия, вносят предложения по мобилизации и использованию внутрихозяйственных резервов, устранению выявленных недостатков и закреплению достигнутых успехов.
На последнем этапе осуществляют контроль за реализацией результатов анализа и внедрением рекомендованных мероприятий.
Результаты анализа оформляют по-разному. Оперативный анализ обычно завершают принятием срочных мер по устранению выявленных недостатков и использованию вскрытых резервов. На не которых предприятиях ведут специальные журналы для регистрации принятых и внедренных предложений для накопления информационного материала.
По результатам последующего анализа составляются справки, порядок рассмотрения и использования которых изложен в разделе 1.4 данной главы.