Рабочая программа производственной практики по «Бухгалтерскому учету» для студентов 3 курса дневного отделения, 4 курса заочного отделения
Рабочие программы
производственных практик студентов 3 и 4 курсов
специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
очной и заочной форм обучения
Чебоксары 2007
ББК 65, 053
Рабочие программы производственных практик студентов 3 и 4 курсов специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» очной и заочной форм обучения. Методические указания (составили Филиппов М.К., Емельянова Г.А. филиал РГСУ в г. Чебоксары. - Чебоксары: ООО «Атолл» 2006. - _________ с.)
Печатается по решению Учебно-методического совета филиала Российского государственного социального университета в г. Чебоксары
При составлении использованы Государственный стандарт высшего профессионального образования (Москва, 2000) и учебный план специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Научный редактор: Емельянова Г.А., к.э.н., профессор, зав. Кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита.
Рецензенты:
1. Петрова А.Н., к.э.н., доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита Чебоксарского кооперативного института
- Малютин А.С., к.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и менеджмента филиала РГСУ в г. Чебоксары
Учебное пособие одобрено и рекомендовано к печати кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита филиала РГСУ в г. Чебоксары.
Протокол № 1 от 28.08.07г.
© Филиппов М.К., Емельянова Г.А.
© Филиал Российского государственного социального
университета в г. Чебоксары 2007г.
1. Введение
Практика является составной частью учебного процесса и выступает средством формирования у студентов профессиональных навыков и умений.
В соответствии со стандартом высшего профессионального образования специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» предусмотрены: первая производственная практика «Бухгалтерский учет», вторая производственная практика «Экономический анализ» и преддипломная практика с общей продолжительностью 10 недель, прохождение которых обязательны для всех студентов, в том числе и для работающих по специальности.
Каждый вид практики ставит и решает свои конкретные цели и задачи, которые находят отражение в программах и конкретных заданиях каждого вида практики.
Собранный практический материал используется не только для составления отчета по практике, но и для выполнения текущих курсовых и контрольных работ.
2 . Виды, темы, сроки и продолжительность производственных практик
Учебными планами специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» очной и заочной форм обучения предусмотрены следующие виды, сроки и продолжительность производственных практик
№ | Виды практик | Тема практики | очная форма обучения | заочная форма обучения | ||
курс | продолжительность недель | курс | продолжительность недель | |||
Производственная практика, I | Бухгалтерский учет | |||||
Производственная практика, II | Экономический анализ | |||||
Преддипломная практика | Диплом |
Рабочая программа производственной практики по «Бухгалтерскому учету» для студентов 3 курса дневного отделения, 4 курса заочного отделения
3.1 Цель и задачи практики
Практика проводится на предприятиях (организациях) и в коммерческих организациях.
Основная цель практики - закрепление теоретических знаний, полученных по специальным учебным дисциплинам в университете и развитие практических умений и навыков студентов в области организации и ведения бухгалтерского учета.
Основные задачи практиканта:
а) ознакомление с организационной структурой предприятия;
б) приобретение практических навыков ведения учета денежных средств, основных средств, расчетов с поставщиками, расчетов с покупателями, расчетов с персоналом, производственных затрат и другое;
в) ознакомление с организационной формой ведения бухгалтерского учета, принятой учетной политикой, установленным документооборотом;
г) оформление типовой первичной и бухгалтерской документации на хозяйственные операции с использованием унифицированных форм первичной учетной документации;
д) получение опыта систематизации финансово-экономической информации и хозяйственных операциях в регистрах аналитического и синтетического бухгалтерского учета в хронологическом порядке и по корреспондирующим бухгалтерским счетам;
е) участие практикантов в общественной работе коллектива подразделения;
ж) выполнение индивидуального задания кафедры;
з) сбор и систематизация фактического материала для написания отчета и использования при выполнении текущих курсовых и контрольных работ.
3.2 Содержание производственной практики
Тема 1. Ознакомление с предприятием
Решение организационных вопросов трудоустройства, знакомство с руководителем практики, знакомство с правилами внутреннего трудового распорядка.
Изучение организационной структуры и устава предприятия.
Тема 2. Учет денежных средств и денежных документов
- учет кассовых операций и денежных документов. Первичные документы при оформлении кассовых операций;
- учет операций по расчетным счетам. Открытие расчетного счета;
- учет операций по специальным счетам в банке. Аккредитивы. Чековые книжки. Депозитные счета.
Тема 3. Учет текущих обязательств и расчетов
- учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Учет расчетов за приобретенное имущество. Учет авансов, учет векселей. Списание просроченной кредиторской задолженности;
- учет расчетов с покупателями и заказчиками. Учет расчетов за проданное имущество. Учет авансов, учет векселей. Списание просроченной дебиторской задолженности;
- учет расчетов по налогам и сборам. Источник начисления. База начисления. Ставка налога;
- учет расчетов с подотчетными лицами.
Тема 4. Учет основных средств
- поступление основных средств: приобретение основных средств за плату, получение основных средств в счет вклада в уставный капитал, получение основных средств по товарообменным операциям;
- синтетический и аналитический учет поступления основных средств;
- учет безвозмездно полученных основных средств;
- начисление амортизации основных средств;
- учет расходов на восстановление основных средств;
- учет выбытия основных средств: продажа; списание; передача в уставный капитал других организаций; безвозмездная передача;
- учет аренды основных средств;
- переоценка и инвентаризация основных средств: оприходование неучтенных основных средств; списание основных средств.
Тема 5. Учет нематериальных активов
- учет поступления нематериальных активов: приобретение за плату; получение в счет вклада в уставной капитал; создание нематериальных активов на предприятии;
- учет амортизации и инвентаризация нематериальных активов;
- учет выбытия нематериальных активов;
- предоставление права на использование нематериальных активов.
Тема 6. Учет материально - производственных запасов
- первичные документы учета наличия и движения материалов;
- организация учета материалов на складах и в бухгалтерии;
- синтетический учет материалов.
Тема 7. Учет затрат на производство продукции
- издержки. Виды затрат; себестоимость;
- учет затрат; калькулирование себестоимости;
- учет потерь и остатков незавершенного производства.
Тема 8. Учет готовой продукции и ее реализации
- готовая продукция: понятие, оценка, варианты учета выпуска готовой продукции, учет ее движения. Инвентаризация готовой продукции на складах;
- учет отгрузки готовой продукции;
- учет коммерческих (внепроизводственных) расходов;
- учет продаж готовой продукции и расходов на продажу.
Тема 9. Учет кредитов банка, займов и других поступлений
- кредиты и займы: учет основной суммы долга; учет затрат по обслуживанию кредитов и займов; учет заемных средств, используемых для предварительной оплаты запасов; привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций;
- учет бюджетных средств;
- учет бюджетных кредитов и прочих форм госпомощи.
Тема 10. Учет финансовых результатов и использования прибыли
- состав доходов предприятия, счета их бухгалтерского учета;
- структура и порядок формирования финансовых результатов;
- учет операционных и внереализованных доходов и расходов;
- использование прибыли.
Тема 11. Бухгалтерская отчетность предприятия
- понятие и состав бухгалтерской отчетности;
- отчетный год;
- адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности;
- публичность бухгалтерской отчетности;
- хранение документов бухгалтерского учета.