Для студентов 1-го курса дневного отделения ПиМНО

Сост.: доктор пед. наук, профессор Е.В. Головнева

1. История педагогики и образования как область научного знания. Этапы зарождения и исторического развития научно-педагогического знания.

2. Характерные черты первобытного воспитания. Развитие организованных форм воспитания детей.

3. Возникновение и развитие школы. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока.

4. Воспитание и школа в античном мире. Характеристика афинской и спартанской системы воспитания.

5. Зарождение педагогического знания в философских учениях античности.

6. Образование и воспитание в Древнем Риме.

7. Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Педагогические традиции. Основные принципы христианской идеологии образования.

8. Типы средневековой школы. Создание университетов и городских школ.

9. Зарождение христианской традиции воспитания. Влияние церковной культуры на развитие образования.

10. Византийская система образования.

11. Развитие педагогической мысли в эпоху Средневековья.

12. Система рыцарского воспитания.

13. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Византии.

14. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. Идеи Эразма Роттердамского.

15. Педагогические идеи Т. Кампанеллы, Т. Мора, Ф. Рабле, М. Монтеня.

16. Характерные черты и основные идеи воспитания в Западной Европе в Новое время.

17. Особенности развития педагогических традиций Нового времени. Как формулируется кредо эпохи Просвещения?

18. Педагогические идеи Я.А. Коменского.

19. Педагогические идеи Ж.Ж. Руссо.

20. Педагогические идеи Д. Локка.

21. Педагогические идеи И.Г. Песталоцци.

22. Педагогические идеи А. Дистервега.

23. Педагогические идеи И.Ф. Гербарта.

24. Развитие педагогической мысли в XIX веке.

25. Педагогические идеи Г. Спенсера.

29. Коммунистическое учение К. Маркса и Ф Энгельса по вопросам воспитания и образования Особенности развития школьной практики в конце ХIХ начале ХХ века.

30. Зарубежная педагогика и школа в конце ХIХ века. Поиск новых педагогических идеалов. Педоцентристская революция.

31. Направления реформаторской педагогики и ее представители. Становление педагогики прагматизма в США.

32. «Новые школы» ХХ столетия.

33. «Школа учебы» и «школа труда»: характерные особенности. Развитие профессионального образования в ХХ веке.

34. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

35. Школа и педагогика в Западной Европе между первой и второй мировыми войнами (1918-1939).

36. Основные направления развития школы и педагогики в послевоенный период.

37. Теория и практика образования в условиях формирования постиндустриального общества (вторая половина XX - начало XXI в.).

38. Современные системы образования (США, Великобритании, Германии, Франции, Японии и др.): основные приоритеты, принципы построения, структура, тенденции развития.

39. Педагогические идеи французских просветителей – энциклопедистов: Шарля Монтескье (1689-1755), Дени Дидро (1713-1784), Клода Адриана Гельвеция (1715-1771), Франсуа Вольтера (1694-1778) и др.

40. Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики.

Рекомендуемая литература

  1. Джуринский А.И. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, - 1999.
  2. История педагогики и образования. От зарождения в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. ака­демика РАО А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  3. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981.

Тема 1. Зарождение педагогической мысли и практики на ранних этапах развития человечества

Тема 2. Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций

Тема 3. Воспитание и образование в Античном мире

Тема 4. Воспитание и школа в эпоху Средневековья и Возрождения.

Тема 5. Школа и педагогическая мысль в Западной Европе в XIX веке.

Тема 6. Воспитание и школа в Киевской Руси и русском государстве (Х – конец ХVII в.)

Тема 7. Школа и педагогика в России ХVIII в.

Тема 8. Школа и педагогика в России ХIХ в.

Тема 9. Отечественная школа и педагогика советского периода.

Тема 10. Школа и педагогика в России в конце ХХ – начале ХХI в.

Тема 11. Современная школа и педагогика зарубежом.

Тема 8,9. Зарубежная школа и педагогика в ХХ в.- начале XXI века

Наши рекомендации