Особенности проведения аудита организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Цель – выражение мнения о достовер-ти показ-ей дебит-ой и кредит-ой задолж-ти в отч-ти и соответ-ия порядка ведения б/у расчётов с поставщ-ми и подряд-ми законод-ву РФ.

Нормат док-ты: ГК, НК, Полож-е по вед-ю бух учета и отч-ти.

Ист-ки инф-ции:ж-о №6, сч-фактуры, плат. поруч-я, д-ры поставки (купле-пр-жи),

- выписки банка, - первич док-ты по дв-ю МЦ (прих ордера акты о приемке м-лов, накладные, тов-трансп накладн), - декларация по НДС, - журн-рег-ции принятых к опл сч-фактур, - книга покупок.

Формы р-тов между плат-ками и полз-лями средств опр-тся договром соглаш-я. Для учета расчетов с пост-ми и подр-ми исп-ся сч 60.

При пров-ке расчетов с пост-ми и подр-ми:

1) следует выяснить докум-ную обоснованность произв-ных опер-й,

2) убедиться в подлинности д-ров и прав-ти их оформ-я, подтв-ть своеврем-ть и прав-ность отраж-я на счетах кредит и дебит зад-ти,

3) проверить наличие актов инвент-ции кредит зад-ти.

К пост-кам и подр-м относ-ся орг-ции, пост-щие сырье и др ТМЦ, а ткж выпол-щие разн работы и оказ-щие разн У.

В ходе выпол-я плана проверки обращ-ся вним-е на след-е:

- прав-ть вед-я у-та и состав-я бух проводок по сч 60,

- на полноту оприх-я МЦ, (необ-мо сопоставить данные об их кол-ве и ст-ти по плат-м док-там с данными

док-тов на их оприх-ние (счетов, тов-трансп накл-х ) и пок-лей аналит у-та).

- прав-ть устан-я цен на МЦ: (соотв-ют ли они ценам, указ-м в д-рах поставки)

- прав-ть выдел-я НДС по док-там пост-ка (суммы НДС оплаченного и подлежащего возмещ-ю из бю-та в ж-о №6 сверяют с книгой покупок и с декларацией по НДС)

- прав-ть у-та курсов раз-ц при наличии д-ров с иностр партнерами

- прав-ть отраж-я в у-те выданных авансов.

- осущ-лась ли инвент-ция р-тов (просмотр ее рез-тов и если необ-мо провести встречную проверку р-тов)

Проводки: 07,08,10,11,15,20,23,25,26,29,44 – 60 – акцептованы счета пост-ков; 19 – 60 – выделен НДС; 60 – 51,50,52 – оплачен счет, выдан аванс; 60 – 62 – зачет взаимных р-тов.

При приемке ТМЦ д-на произ-ся сверка фак-кого и докум-го наличия матер цен-тей по кол-ву и кач-ву, проверка соотв-я в д-рах и накл-х.

Пр-ки: 76 – 60 – обнаружена недостача МЦ при приемке от пост-ка

10,51 – 76/2 – допоставка или компенсация.

У-т выданных ав-сов осущ-ся обособленно в спец регистрах б/уч. Перечисленные ав-сы учит-ся до тех пор пока не б-т полностью выпол-ны и докум-но оформ-ны. Возникшая зад-ть ум-ся на сумму ранее выд-ых ав-сов. При невыполнении д-ра ав-с возвращ-ся на р/сч пок-ля (50,51,52–60).

Особ вним-е удел-ся д-рам с иностр партнерами (прав-ть начис-я и исчисления НДС).

Ош-ки:

1) в ч-ти орг-ции первичного у-та:

- при рег-ции док-та (колич-ные или кач-ные расх-я при переносе данных из док-та в учетн регистры); - отсут-е графиков док/об-та; - несвоеврем-я рег-ция док-та в учетн регистре; - наруш-е сроков хр-я док-ции в архиве;

2) в ч-ти орг-ции б/уч:

- возмещ-е входящего НДС по неотфактуроанным поставкам (19 – 60/неотфакт постав, 68 – 19); - неправильное отраж-е на счетах у-та суммовых разниц

- счетные ош-ки при исчис-нии курсов раз-ц (91 – 60, или 60 – 91 спис-е ош-к на д-ды или р-ды); - отсут-е аналит у-та по: пост-кам, неоплач-м в срок расчетн док-там, авансам выданным, - неверное составление корресп-ции счетов

План, программа и особенности аудита с основными средствами.

Цель – выражение мнения о достовер-ти показ-ей (ст-ти ОС) в отч-ти и проверка правильности отраж в учёте операций с ОС на соотв-вие их соблюдения норматив-м актам.

Источники информации: акт приёмки передачи ОС (ф.ОС1); акт о приеме поступления(ОС14); инвентарная карточка(ОС6); акт о приёмке передачи оборудования в монтаж(ОС15); акт списания объекта ОС4; разработочные таблицы по расчёту амортизации; наряды и акты на ремонт ОС; договор на передачу получения в аренду ОС; учётные регистры по сч:01,02,07,08,20,21,23,25,26,91,97,98,83; Гл.кн; б-с (ф1); прилож (ф5).

Норматив-е док-ты: ФЗ «О б/у», план сч, ПБУ6/01, методические указания по учёту ОС.

Аудитору необходимо: 1)изучить условие хранения и эксплуатации ОС, их состав и стр-ру, 2)подтвердить правильность оформления и отражения в учёте операций с ОС, 3)подтвердить правильность расчётов начисления амортиз-ии, 4)установить объёмы выполненных ремонтов ОС и правомерность отражения этих расходов в учёте, 5)подтвердить результаты переоценки ОС, правильность отражения в учёте, 6)оценить качества проведённой инвентаризации.

Для этого аудитору необходимо проверить:

1)проверить правильность отнесения средств труда к объёктам ОС (4 критерия из ПБУ 6: -использ-ся в произв-ве прод-ции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации, -использование в течении длительного времени, т.е. срока полезного использ-я, продолжительностью свыше 12 мес или обычного операц-го цикла, если он превышает 12 мес, -организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов, -способность приносить орг-ции эк-кие выгоды (доход в будущем)), 2)обоснованно ли начисляется амортиз-я (-линейным сп-бом, -уменьшаемого остатка, -списание ст-ти по сумме чисел лет срока полезного использования, -пропорционально объёма продукции), 3)организован ли эффективный аналитич-ий учёт ОС, ведутся ли инвентарные карточки, 4)соблюдение графика документооборота, 5)создаётся ли комиссия по приёмке ОС и оформлению её результатов (комиссия утверждается на определённый период и подписывает акты приёмки передачи, в которые входят технические специалисты, которые определяют срок полезного использования), 6)оформлены ли: договоры купли-продажи, протоколы договорной ст-ти (юристы пишут в договоре, что ст-ть д. устонавлив-ся в протоколе, а сама ст-ть в договоре не пишется, но протокол явл-ся неотъемлемой частью договора), 7)правильно ли отражена первоначальная ст-ть ОС в актах приёмки передачи (ввод в эксплуатацию д. соответствовать требованиям: например в первонач-ю ст-ть транспортного ср-ва включаются расходы на регистрацию транспортного ср-ва, т.к. по законодат-ву без регистрации транспортного ср-ва его нельзя эксплуатировать), 8)правильно ли отражена первонач-я ст-ть после достройки, дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации объекта.

Аудитору необходимо иметь ввиду: 1)пути поступления ОС на п/п :-приобретение за плату у поставщиков, -безвозмездное поступление (ст-ть берётся из документов, в основном это остаточная ст-ть, стоимостью до 5МРОТ), -в качестве взноса в УК (по ст-ти договорённости учредителей, оформляется в протоколе учредительного собрания), -в порядке выкупа арендованных ОС, -возврат по договору совместной деят-ти. 2)причины выбытия ОС: -ликвидация объекта в силу ветхости и износа, а так же непредвиденных обстоятельств, -ликвидация в связи с переоборудованием и модернизацией, -передача ОС др. орг-циям.

Типовые проводки:

1)списание ОС: 91 – 01, 02 – 91 (списание суммы ам-ции на доходы);

2) спис-е ОС в течение длит времени: 01/«выбытие ОС» - 01, 02 – 01, 91 – 70, 69, 60 (отнесение начис-ой з/пл и отчис-й ЕСН на р-ды при демонтаже оборудования), 10 – 91 (оприх-ны м-лы оставшиеся после демонтажа)? 91 – 01 / «выбытие ОС» (списана остат ст-ть ОС на р-ды).

Наши рекомендации