Особенности бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

Операции по учету расчетов за поставленную продукцию (товары), оказанные услуги отражаются на синтетическом счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» является преимущественно пассивным.

Никакие товары, работы или услуги не поступают просто так, ни с того, ни с сего. Поэтому организации должны как-то письменно оформить сделку.

Прежде всего, это может быть договор. В договоре стороны описывают вид обязательства (поставка товара), оговариваются сроки исполнения обязанностей, порядок оплаты, порядок приемки, ответственность сторон за нарушение договора. Договор подписывается руководителями предприятий или иными уполномоченными на это лицами и скрепляется печатями сторон. Стороны договора обязательно имеют по одному экземпляру договора. В случае изменения условий договора к нему может быть заключено дополнительное соглашение, в котором указывается, что пункт такой-то договора теперь будет звучать иначе, и далее приводится новая формулировка изменяющегося пункта. Таких дополнительных соглашений может быть сколько угодно. Если один и тот же пункт договора меняется несколькими дополнительными соглашениями, то действует последний вариант. Дополнительное соглашение обычно подписывается теми же лицами, которые подписывали основной договор. Бухгалтер должен знать обо всех дополнительных соглашениях.

В договоре написано, как подтверждается его исполнение, если это поставка, то исполнение договора подтверждается накладными. В зависимости от этого бухгалтер принимает к учету то самое, что и было предметом договора: материал, товар, работу. Все накладные и акты должны обязательно поступать бухгалтеру.

Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51 «Расчетные счета,52 «Валютные счета»,55 «Специальные счета в банках», кредитов банка 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»).

К бухгалтерским проводкам по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» относятся проводки, приведенные в таблице 1.1.

К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» могут быть открыты следующие субсчета:

60-01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетными документами», предназначен для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за приобретаемые ценности, работы, услуги.

Таблица 1.1. – Синтетический учет расчетов с поставщиками

Хозяйственные операции Дебет Кредит Документ-основание
Оплачены наличными приобретенные ТМЦ, товары Расходный кассовый ордер; Кассовая книга
Оплачены с расчетного счета, приобретенные товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги Платежное поручение; выписка банка
На уменьшение суммы задолженности перед поставщиком списана сумма претензий, выявленная при приемке продукции 76-2 «Расчеты по претензиям» Акт о приеме материалов; претензия
Получены материалы Приходный ордер; накладная поставщика
Стоимость работы сторонних организации отнесена на себестоимость основного производства Акт о выполненных работах
Выплачен аванс поставщику с расчетного счета (субсчет «Расчеты с поставщиками подрядчиками по авансам выданным» Платежное поручение; выписка банка
           

Продолжение таблицы 1.1.

Отражена сумма НДС с оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)   ( субсчет аванс) Счет-фактура  
Получены (оприходованы) товары Приходный ордер; накладная поставщика  
  Отражена сумма НДС, уплаченная при приобретении материалов       Счет-фактура  
Учтена сумма выданного аванса в момент получения товара (субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по авансам выданным» Приходный ордер; накладная поставщика
Восстановлен НДС, ранее принятый к вычету ( субсчет аванс) Счет-фактура
Принят к вычету НДС с полученных товаров на основании счета-фактуры от поставщика Счет-фактура
             

Этот субсчет, кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету поступивших товарно-материальных ценностей, принятых работ, потребленных услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат.

Налог на добавленную стоимость по ТМЦ, работ, услугам отражается по кредиту субсчета 60-01 и дебету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту субсчета 60-01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам» производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство.

При обнаружении недостачи материальных ценностей по вине поставщика, несоответствия цен, обусловленных договором, арифметической ошибки до акцепта платежных документов счет акцептуется в сумме за вычетом стоимости недостающих ценностей.

При обнаружении недостачи или других несоответствий, указанных в счете после его оплаты, кредитуется субсчет 60-01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам» и дебетуется счет 10 «Материалы» (15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») на стоимость поступивших ценностей или другие счета на стоимость принятых работ и потребленных услуг, а на сумму непризнанной части счета дебетуется субсчет 76-09 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами по претензиям» в корреспонденции с кредитом субсчета 60-01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам».

Дебетуется субсчет 60-01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам» на суммы исполнения обязательств (оплату счетов) в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Излишки материальных ценностей по сравнению с указанными в счете, а также поступление материальных ценностей при отсутствии расчетных документов отражаются в учете как неотфактурованные поставки по кредиту.

60-02 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по авансам выданным», учитываются расчеты с поставщиками и подрядчиками по выданным им авансам под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ, услуг. Суммы выданных авансов отражаются по дебету субсчета 60-02 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по авансам выданным» в корреспонденции со счетами учета денежных средств и другими счетами. Зачет ранее выданных авансов и погашение задолженности поставщика или подрядчика отражается по кредиту субсчета 60-02 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по авансам выданным» в корреспонденции с субсчетом 60-01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам».

60-03 «Расчеты по векселям, выданным поставщикам и подрядчикам» отражаются суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией простыми векселями или акцептованными к оплате векселями-траттами (переводными).

Выдача векселя или акцепт тратты в счет погашения задолженности поставщикам и подрядчикам за товары, работы, услуги отражается по дебету субсчета 60-01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным или другим расчетным документам» (или других субсчетов счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») в корреспонденции с кредитом субсчета 60-03 «Расчеты по векселям, выданным поставщикам и подрядчикам». Получение товаров, работ, услуг от поставщиков и подрядчиков отражается по дебету счетов 10 «Материалы», 41 «Товары» и других счетов в корреспонденции с субсчетом 60-01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным или другим расчетным документам» (или другими субсчетами счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»).

Замена денежного обязательства векселем (в соответствии с дополнительным соглашением с поставщиком) отражается по кредиту субсчета 60-03 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по векселям выданным» в корреспонденции с субсчетом 60-01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам».

Оплата векселя отражается по дебету субсчета 60-04 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по векселям выданным» с кредитом счетов учета денежных средств.

60-04 «Расчеты по неотфактурованным поставкам» в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов учета товарно-материальных ценностей по ценам, предусмотренным в договорах. После получения расчетных документов ранее отраженная задолженность сторнируется. Неотфактурованными поставками считаются материальные запасы, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком).

К неотфактурованным поставкам не относятся поступившие, но неоплаченные материальные запасы, на которые имеются расчетные документы. Такие материальные запасы принимаются и приходуются организацией в общеустановленном порядке с отнесением задолженности по их оплате на счета расчетов. Неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке материалов. Акт о приемке материалов составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр акта направляется поставщику. Организация принимает меры по установлению поставщика (если он неизвестен) и получению от него расчетных документов.

Если расчетные документы на неотфактурованные поставки получены в том же месяце, либо в следующем месяце до составления в бухгалтерии соответствующих регистров по приходу материальных запасов, они учитываются в общеустановленном в данной организации порядке. Неотфактурованные поставки приходуются по счетам учета материальных запасов (в зависимости от назначения принимаемых материальных запасов).

При этом материальные запасы приходуются и учитываются в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете по принятым в организации учетным ценам. В случаях, если организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов, то указанные материальные запасы приходуются по рыночным ценам. После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком.

Если расчетные документы по неотфактурованным поставкам поступили в следующем году после представления годовой бухгалтерской отчетности, то:

а) учетная стоимость материальных запасов не меняется;

б) величина налога на добавленную стоимость принимается к бухгалтерскому учету в установленном порядке;

в) уточняются расчеты с поставщиком, при этом суммы сложившейся разницы, между учетной стоимостью оприходованных материальных запасов и их фактической себестоимостью списываются в месяце, в котором поступили расчетные документы:

– уменьшение стоимости материальных запасов отражается по дебету счетов расчетов и кредиту счетов финансовых результатов (как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году);

– увеличение стоимости материальных запасов отражается по кредиту счетов расчетов и дебету счетов финансовых результатов (как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году).

60-08 «Расчеты по векселям, выданным прочим контрагентам»отражаются суммы задолженности прочим контрагентам, обеспеченные выданными организацией простыми векселями или акцептованными к оплате векселями-траттами (переводными).

Суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовый результат организации. В бухгалтерском учете эта операция отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту субсчета 91-01 «Прочие доходы».

Если расчеты с поставщиками и подрядчиками ведутся в иностранной валюте, на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» могут возникать курсовые разницы, связанные с изменением курса рубля по отношению к иностранной валюте. При отражении курсовых разниц производится запись по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту субсчета 91-01 «Прочие доходы» - на сумму положительных курсовых разниц или по дебету субсчета 91-02 «Прочие расходы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сумму отрицательных курсовых разниц.

{… Далее работа…}

Заключение

По результатам исследования бухгалтерского учета, анализа и аудита использования материалов филиала ОАО «Звезда Урала» можно сделать следующие выводы.

Бухгалтерский учет в филиале ОАО «Звезда Урала» ведётся в соответствии с Федеральным законом о бухгалтерском учете от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, другими нормативными актами РФ, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета.

Ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер филиала ОАО «Звезда Урала».

Анализируя работу филиала ОАО «Звезда Урала» за 2008, 2009 и 2010 года, выяснили, что в целом предприятие работало неплохо. Чистая прибыль предприятия в 2009 году составила 4941 тыс. р., за два предшествующих года она составила 1539 тыс. р. и 4674 тыс. р. соответственно в 2008 и 2009 годах.

В ходе сравнения основных показателей деятельности предприятия можно сделать вывод о том, что в 2010 году в филиале ОАО «Звезда Урала» наблюдался, увеличение выручки от продаж, рентабельности продукции, фондоотдачи и рост производства.

Аудит на предприятии проводился в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в редакции последующих изменений и дополнений), федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, другими нормативными актами, регулирующими аудиторскую деятельность.

Обязанность аудитора заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ на основе проведенного аудита.

По результатам аудиторской проверки было установлено, что договора составляются надлежащим образом, их условия выполняются своевременно и в полном объеме. Первичный учет имеет ряд недостатков: не всегда заполняются обязательные реквизиты и не всегда соблюдается форма документов. Остатки по счету расчетов с поставщиками соответствуют реальной задолженности. В остальном замечаний обнаружено не было.

В ходе анализа выявлено, что доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств в 2010 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 6 %. Также было выявлено, что сумма дебиторской задолженности на конец 2009 года составляет 6613 тыс. р.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности на конец 2010 года составила 7,8 оборотов. Время оборота дебиторской задолженности составляет 51 дней в 2008 году, 56 дней в 2009 году и 46 дней в 2010 году. Это говорит о том, что дебиторская задолженность в 2010 году по сравнению с 2008 годом стала быстрее оборачиваться

Анализ кредиторской задолженности показал, что она на конец 2010 года увеличилось по сравнению с 2008 годом на 2110 тыс. р. и составила 7140 тыс. р.

При сопоставлении дебиторской и кредиторской задолженности было выявлено, что кредиторская задолженность на конец 2010 года превышает дебиторскую почти в 1,9 раза, больше единицы, значит финансовое состояние предприятия не стабильное, срок погашения кредиторской задолженности меньше, чем дебиторской, поэтому это может вызвать несбалансированность денежных потоков.

В филиале ОАО «Звезда Урала» соблюдаются все требования безопасности к рабочему месту специалиста по бухгалтерскому учету.

Наши рекомендации