Глава 29. анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Краткое содержание темы
29.1.1. Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия
Платежеспособность – возможность и способность предприятия своевременно и полностью выполнить платежные обязательства, вытекающие из торговых и кредитных операций. Предприятие считается платежеспособным, если сумма его оборотных активов (запасов, денежных средств, дебиторской задолженности и др.) больше или равна его внешней задолженности.
Ликвидность предприятия – это способность предприятия оплатить краткосрочные обязательства, реализуя свои текущие активы. Ликвидность и платежеспособность тесно взаимосвязаны, однако не являются тождественными.
Для оценки результативности финансовой деятельности предприятия используют систему показателей платежеспособности и ликвидности:
1. коэффициент текущей платежеспособности и ликвидности (общий коэффициент покрытия) характеризует способность предприятия погасить свою краткосрочную задолженность за счет имеющихся оборотных средств. Рассчитывается как отношение суммы текущих активов (оборотных средств) к текущим пассивам (краткосрочным обязательствам):
КТ.Л. = стр.290 ф.№1/ (стр.690-стр.640-стр.650) ф№1
Этот коэффициент должен находиться в пределах 1,0 –2,0, то есть текущих активов должно быть столько, чтобы полностью погасить краткосрочные обязательства. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более чем в два раза считается нежелательным, поскольку это свидетельствует о нерациональном вложении средств предприятия и их неэффективном использовании.
2.коэффициент критической (срочной) ликвидности свидетельствует о способности предприятия погасить краткосрочную задолженность за счет наиболее ликвидных текущих активов и рассчитывается как отношение суммы денежных, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к текущим пассивам (краткосрочным обязательствам). Рекомендуемое значение этого показателя – не менее 1.
КСр.Л. = стр.(240+250+260) ф№1/стр.(690-640-650) ф№1
3.коэффициент абсолютной ликвидности показывает долю текущих пассивов, которая может быть покрыта немедленно, за счет активов, обладающих абсолютной ликвидностью, и, соответственно, оценивает платежеспособность предприятия в «мгновенном» периоде. Рассчитывается как отношение суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к текущим пассивам:
КАбс.Л.= стр.(260+250) ф№1/стр.(690-640-650) ф№1
Этот показатель должен быть в пределах 0,2 - 0,3, то есть при одновременном предъявлении кредиторами к оплате всей краткосрочной задолженности предприятие должно иметь возможность погасить по меньшей мере 20% их за счет наиболее ликвидных активов.
4.коэффициент ликвидности при мобилизации средств:
КЛ.М.С. = стр.210 ф№1/ стр.(690-640-650) ф№1
Рекомендуемое значение 0,5 – 0,7
29.1.2. Анализ финансовой устойчивости предприятия
Показатели финансовой устойчивости организации характеризуют структуру используемого капитала с позиции его платежеспособности и финансовой стабильности развития. Эти показатели позволяют оценить степень защищенности инвесторов и кредиторов, так как отражают способность организации погасить долгосрочные обязательства.
1.коэффициент автономии рассчитывается как отношение суммы собственных средств предприятия к общей сумме всех средств:
Кавт. = стр.490 ф№1/стр.700 ф№1
Минимальное пороговое значение – 0,5. В том случае, если величина коэффициента автономии превышает эту величину, можно говорить о возможности привлечения заемных средств.
2.коэффициент соотношения заемных и собственных средств по смыслу близок к коэффициенту автономии и показывает, сколько заемных средств привлечено на 1 рубль собственных активов. Нормативное значение этого коэффициента – 0,7. Если предприятие превысило эту границу, это говорит о его зависимости от внешних источников средств, потере финансовой автономии:
Кс.с.з.с.= стр.(590+690-640-650) ф№1/ стр.(490+640+650) ф№1
3.коэффициент обеспеченности собственными средствами рассчитывается как отношение собственных оборотных средств к величине общих оборотных средств:
стр.(490+640+650-190) ф№1/ стр.290 ф№1
Нормативное значение этого коэффициента принимается не менее 0,1.
4.коэффициент маневренности показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей достаточно свободно маневрировать этими средствами:
КМ.С.С.= стр.(290-690+640+650) ф№1/стр. (490+640+650) ф№1
Нормальное значение коэффициента лежит в пределах 0,2 – 0,5
29.1.3. Анализ деловой активности предприятия
Система показателей деловой активности включает показатели производительности труда и фондоотдачи производственных фондов. Об эффективности использования предприятием своих средств также судят по различным показателям деловой активности. Они позволяют оценить финансовое положение организации с точки зрения платежеспособности: как быстро средства могут превращаться в наличность, каков производственный потенциал организации, эффективно ли используется собственный капитал и трудовые ресурсы, как использует предприятие свои активы для получения доходов и прибыли.
Основные показатели эффективности производства:
1. выработка – количество продукции, произведенной в единицу времени;
2. трудоемкость – затраты труда на единицу продукции;
3. фондоотдача – количество продукции на 1 рубль ОПФ;
Фотд.= стр.010 ф№2/стр. 120 ф№1
4. фондоемкость – 1/Фотд.;
5. фондовооруженность – оснащенность работников предприятия ОПФ;
6. Кинт. – характеристика эффективности использования оборудования;
Показатели оборачиваемости:
1. коэффициент общей оборачиваемости капитала – сколько раз за анализируемый период совершается полный цикл производства и обращения или сколько денежных единиц продукции принесла 1 денежная единица активов
Коб.= Р.П./(ОПФ+НОС) = стр.010 ф№2/стр.300 ф№1
2.коэффициент оборачиваемости оборотного капитала позволяет оценить, сколько раз за анализируемый период совершается оборот оборотных средств. Коэффициент оборачиваемости рассчитывается как отношение выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости оборотных активов:
Коб. Об.К= стр.010 ф№2/ стр.290 ф№1
3.коэффициент оборачиваемости собственного капитала рассчитывается как отношение выручки (нетто) от реализации к средней стоимости суммы собственного капитала:
Коб.С.К.= стр.010 ф№2/стр.490 ф№1;
Коб.С.К.= стр.010 ф№2/стр.(490-460) ф№1
4. коэффициент оборачиваемости производственных запасов показывает, сколько раз за период оборачиваются все запасы предприятия, превращаясь в денежные средства). Рассчитывается как отношение себестоимости реализованной продукции к среднегодовой стоимости материально-производственных запасов:
Коб.зап.= (Р.П./СтПроизв. запасы) = стр.020 ф№2/стр.210 ф№1
5. коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности определяется как отношение выручки от реализации к среднегодовой величине дебиторской задолженности и показывает, сколько раз за период дебиторская задолженность обращается в денежные средства или (обратная величина) средний срок, в течение которого предприятие получает оплату за свою продукцию:
КД.З.= (Р.П./Деб. задолж.) = стр.010 ф№2/стр.210 ф№1;
6. коэффициент оборачиваемости готовой продукции показывает, как долго готовая продукция хранится на складе и рассчитывается как отношение себестоимости реализованной продукции к среднегодовой стоимости запасов готовой продукции:
Коб.Г.П.= Р.П./Запасы готовой продукции= стр.010 ф№2/стр.214 ф№1
29.1.4. Анализ рентабельности предприятия
Показатели рентабельности отражают, насколько эффективно предприятие использует свои средства в целях получения прибыли. Данные показатели отражают, как финансовое положение предприятия, так и эффективность управления хозяйственной деятельностью, имеющимися активами и вложенным собственниками капиталом.
1.рентабельность всего капитала (активов) позволяет оценить эффективность деятельности предприятия и рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости активов:
RК= ПРбал./ Кобщ. = стр.190 ф№2/стр.300 ф№1
2.рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования предприятием имущества, находящегося в его собственности:
RК= ПРчист./Кс. = стр.190 ф№2/стр.(490-450) ф№1
3.рентабельность продаж характеризует эффективность операционной (производственно - хозяйственной) деятельности предприятия, рассчитывается как отношение прибыли от реализации к валовой выручке:
RК= ПРреал../Врвал.= стр.190 ф№2/010 ф№2
4. доходность акционерного капитала = объем распределяемой между акционерами прибыли (дивиденды), приходящийся на 1 рубль акционерного капитала;
5. чистая прибыль на акцию – приходящаяся на одну акцию величина чистой прибыли, полученной предприятием;
6. дивиденд на акцию – приходящаяся на 1 акцию прибыль, распределяемая между акционерами;
7. рентабельность продукции оценивает эффективность затрат на производство и рассчитывается по формуле:
R Р.П.= (ПРрн / С/Ст)* 100%.
8. рентабельность производства характеризует прибыльность производства за определенный период времени и рассчитывается следующим образом:
Rпроизв. = [ПРбал /(ОПФср+ НОС)]*100%,
9. рентабельность имущества – прибыль с каждого рубля, вложенного в активы.
Практическая часть
Контрольные вопросы
1.Что характеризуют показатели ликвидности?
2.Назовите основные показатели ликвидности и методы их расчета
3.Что означают показатели финансовой устойчивости?
4.На что указывает показатель оборачиваемости различных видов активов?
5.Что характеризуют показатели рентабельности?
6.Каковы пути повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
Задачи
Задача 1.Определите экономическую эффективность мероприятия по улучшению организации и обслуживания рабочего места по следующим данным: в результате внедрения типового проекта организации рабочих мест уменьшаются потери рабочего времени и непроизводительные затраты у каждого основного рабочего с 50 до 10 минут в смену, продолжительность смены – 492 мин. Остальные исходные данные приведены в таблице:
Показатели | Варианты | ||
Численность основных рабочих на участке в смену | |||
Режим работы (смены) | |||
Годовая программа ремонта деталей, тыс. шт. | |||
Норма времени на ремонт одной детали, ч. | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Выполнение норм выработки, % | |||
Себестоимость годового объема ремонта, тыс. руб. | |||
Доля условно-постоянных расходов в себестоимости | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Годовой фонд рабочего времени одного рабочего, день | |||
Стоимость оборудования на участке, тыс. руб. | |||
Капитальные затраты на внедрение типовых проектов организации рабочих мест, тыс. руб. | 4,5 | 5,0 | 7,0 |
Нормативный коэффициент экономической эффективности | 0,15 | 0,15 | 0,15 |
Определите:
1. потери рабочего времени в процентах до и после внедрения типовых проектов;
2. снижение потерь рабочего времени в смену, %;
3. высвобождение численности рабочих;
4. рост производительности труда, %;
5. годовую экономию рабочего времени, человеко-часы;
6. прирост объема производства продукции за счет годовой экономии рабочего времени;
7. экономию на условно-постоянных расходах, руб.;
8. экономию от снижения удельно-капитальных вложений, руб.;
9. фактическую экономическую эффективность внедрения типового проекта и сравните с нормативной;
10. годовой экономический эффект;
11. возможность освоения годовой программы ремонта деталей.
Задача 2.Определите рост производительности труда по факторам, если объем валовой продукции в базисном году составил ВПбаз.= 736 тыс. руб., в отчетном он возрос на 20%. Выработка в базовом году Врбаз.= 620 руб. Доля основных производственных фондов в общей численности промышленно-производственного персонала α = 0,4 Производительность нового оборудования (Прнов.) по сравнению с замененными моделями увеличилась в 1,3 раза. Удельный вес станочников, обслуживающих парк замененного оборудования, составляет αнов.= 0,25 от числа основных производственных рабочих. Численность промышленно-производственного персонала, за исключением основных производственных рабочих, возросла в отчетном году на tp ППП = 5%. В результате повышения уровня специализации производства она сократилась на αсп.= 0,2.
Задача 3.Проведите факторный анализ показателей хозяйственной деятельности промышленного предприятия по следующим данным:
№ № | Экономические показатели | Плановые период | Отчетный период | Откло | |||||||||
А | Б | В | Г | Итог | А | Б | В | Г | Итого | нение | |||
Оптовая цена, Ц, тыс. руб. | 4,0 | 6,0 | 8,0 | 13,0 | - | 4,0 | 6,0 | 8,0 | 13,0 | - | - | ||
Годовой объем, Q, тыс. шт. | 5,0 | 2,5 | 1,5 | 1,0 | 5.0 | 2.0 | 1,0 | 2,0 | - | ||||
3. | Выручка, Вр, млн руб. | ||||||||||||
4. | Себестоимость, С/Ст, млн. руб | 16,5 | 12,5 | 9,3 | 10,2 | 16,5 | 9,6 | 6,2 | 20,4 | ||||
Прибыль валовая ПРвал., млн. руб. | |||||||||||||
Материальные затраты, МЗ,, млн.руб. | 9,0 | 7,5 | 6,3 | 6,2 | 9,0 | 6,0 | 4,2 | 12,4 | |||||
Налог на при-быль, НПР, млн. руб. | |||||||||||||
НДС, млн. руб. | |||||||||||||
Выплаты в бюд-жет, ВБ, млн.руб. | |||||||||||||
Чистая прибыль, ПРч., млн. руб. | |||||||||||||
Среднегодовая стоимость ОПФ, млн. руб. | 0,88 | 1,14 | 1,24 | 1,1 | - | - | - | - | 14,0 | ||||
Среднегодовая стоимость НОС, млн. руб. | - | - | - | - | 5,0 | - | - | - | - | 5,06 | |||
Интегральный ко-эффициент использования ОПФ (Кинтг) | - | - | - | - | 0,79 | - | - | - | - | 0,85 | |||
Использование НОС, дни | |||||||||||||
Рентабельность производства, Rпр | |||||||||||||
Рентабельность продукции, , Rпр, | |||||||||||||
Задача 4.Фирма оказывает услуги по оказанию копировально-множительных работ. Оборудование для работы арендуется. Арендная плата за 6 копировальных машин 7500 руб. в месяц. Плата за аренду помещения 5000 руб. в месяц. Затраты на заработную плату обслуживающего персонала 8500 руб. в месяц, прочие постоянные расходы – 500 руб. в месяц. Затраты на бумагу, красители и ремонт – 1,2 руб. в расчете на 1 копию. Цена одной копии 2 руб. Рассчитайте: месячную точку окупаемости затрат в количестве копий и денежном выражении; валовую прибыль от реализации, если в течение месяца было продано 50000 копий; новую точку окупаемости в случае удвоения арендной платы за использование помещений.
Задача 5.Разработаны 4 варианта технологического процесса изготовления шифера, обеспечивающие качество выпускаемой продукции в соответствии с действующими стандартами и техническими условиями. Основные показатели использования различных вариантов технологического процесса приводятся в таблице:
Порядковый номер варианта | ||||
Ежегодный объем производства, тыс.м2 | ||||
Себестоимость изготовления, руб/м2 | ||||
Капиталовложения в оборудование, тыс. руб. | ||||
Нормативный коэффициент эффективности, Ен | 0,335 | 0,335 | 0,335 | 0,335 |
Задача 6.Разработаны 5 вариантов технологического процесса изготовления кирпичей, которые характеризуются различной производительностью, но обеспечивают выпуск продукции в соответствии с действующими стандартами и техническими условиями. Цена реализации 1 кирпича 0,285 руб. Определите, какой из вариантов технологического процесса экономически выгоднее, если норматив эффективности, принятый фирмой, составляет Ен = 0,4. Остальные данные приведены в таблице.
Показатели | Варианты технологического процесса | ||||
Ежегодный объем производства, млн. шт. | |||||
Себестоимость изготовления, руб./тыс.шт. | 259,3 | 257,4 | 255,2 | 252,7 | |
Капиталовложени в оборудование, тыс. руб. |
Задача 7.Предприятие производит 2 вида продукции А и Б. Затраты на их изготовление составляют (табл.):
Виды затрат, руб/ед. | А | Б |
Сырье и основные материалы | ||
Покупные комплектующие изделия | ||
Топливо и энергия на технологические цели | ||
Основная зарплата производственных рабочих |
Дополнительная заработная плата производственных рабочих составляет 35% к основной. Отчисления на социальные нужды – 39,5% к суммам основной и дополнительной заработной платы. Коммерческие расходы – 1% от производственной себестоимости. Общий фонд заработной платы производственных рабочих 12000 тыс. руб. в год. Общепроизводственные расходы 700 тыс. руб. в год. Объем производства составляет: продукт А – 8000, продукт Б – 4800 изделий в год. Определите полную себестоимость каждого вида продукции, если косвенные затраты по видам продукции распределяются пропорционально: а) заработной плате производственных рабочих (основной и дополнительной); б) доле вида продукции в общем объеме производства.
Задача 8.Цех имеет парк основного технологического оборудования в количестве n1= 20 ед. при возрасте t = 7 лет, годовом фонде времени единицы оборудования для одной смены Тэф.= 1716 ч. и плановом коэффициенте загрузки Кзагр.= 0,85. Определите резервы внутрисменного времени оборудования, используя данные табл.
Наименование продукции | Станкоемкость изделия, SEi , ч. | Годовой объем Qi, шт. | Станкоемкость годовой программы SEпр., ч. |
А | 1,5 | ||
Б | 2,0 | ||
В | 2,5 |
Задача 9.Определите прирост фондоотдачи, если стоимость валовой продукции в базисном периоде составила ВПбаз.= 1000 тыс. руб. при среднегодовой стоимости основных производственных фондов ОПФбаз.= 800 тыс. руб. В отчетном периоде в результате улучшения использования опф стоимость валовой продукции возросла в 1,2 раза (tp ВП =1,2).
Тесты
1.Коэффициент срочной ликвидности – это:
а) отношение денежных средств и краткосрочных ценных бумаг плюс суммы мобилизованных средств в расчетах с дебиторами к краткосрочным обязательствам;
б) отношение текущих активов (оборотных средств) к текущим пассивам;
в) отношение материально-производственных запасов и затрат к сумме краткосрочных обязательств.
2.Соотношение заемных и собственных средств – это:
а) отношение собственных оборотных средств к общей величине собственных средств (собственного капитала) предприятия;
б) отношение собственных оборотных средств к общей величине оборотных средств предприятия;
в) отношение всех обязательств предприятия (кредиты, займы, кредиторская задолженность) к собственным средствам (собственному капиталу.
3.Коэффициент оборачиваемости собственного капитала – это:
а) отношение за период чистой выручки от реализации к среднему объему собственного капитала;
б) отношение чистой выручки от реализации к средней за период величине стоимости материальных оборотных средств, денежных средств и краткосрочных ценных бумаг.
в) отношение материально – производственных запасов и затрат к сумме краткосрочных обязательств.
4.Коэффициент ликвидности при мобилизации средств – это:
а) отношение денежных средств и краткосрочных ценных бумаг плюс суммы мобилизованных средств в расчетах с дебиторами к краткосрочным обязательствам;
б) отношение текущих активов (оборотных средств) к текущим пассивам (краткосрочным обязательствам);
в) отношение материально – производственных запасов и затрат к сумме краткосрочных обязательств.
5.Основными целями финансово – экономического анализа являются:
а) получение определенного числа ключевых показателей, дающих объективную картину финансово – экономического состояния предприятия: его прибылей и убытков, изменение в структуре активов и пассивов, изменений в расчетах с дебиторами и кредиторами;
б) состояние сметы затрат на производство;
в) расчет себестоимости единицы конкретного вида продукции;
г) определение рентабельности предприятия и рентабельности продукции;
д) формирование оптовых цен предприятия.
6.В качестве основных документов для финансового анализа являются:
а) бухгалтерский баланс (ф.№1);
б) отчет о прибылях и убытках (ф.№2);
сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг (форма № П-1);
г) сведения об инвестициях (форма № П-2);
д) сведения о финансовом состоянии организации (форма № П-3).
7.Коэффициент маневренности собственных оборотных средств – это:
а) отношение собственных оборотных средств к общей величине собственных средств (собственного капитала) предприятия;
б) отношение собственных оборотных средств к общей величине оборотных средств предприятия;
в) отношение всех обязательств предприятия (кредиты, займы, кредиторская задолженность) к собственным средствам (собственному капиталу).
8.Рентабельность реализованной продукции – это:
а) отношение чистой прибыли к средней за период величине активов;
б) отношение прибыли от реализованной продукции к объему затрат на производство реализованной продукции;
в) отношение балансовой прибыли к среднегодовой величине стоимости производственных фондов.
9.Главное условие успешной неценовой конкуренции:
а) снижение себестоимости единицы продукции;
б) особые (уникальные) свойства товаров;
в) более привлекательный внешний вид продукции;
г) новая продвинутая продукция.
10.Количественная скидка с цены товара возможна:
а) при оплате товара наличными;
б) при покупке крупных партий продукции;
в) за услуги по продвижению товара потребителям;
г) за покупку несезонного товара;
д) за длительные плодотворные отношения между продавцом и покупателем.