Сущность управления финансами. Финансовая политика
Под управлением понимают целенаправленное воздействие субъекта на объект управления. В рамках финансовой системы объектом управления являются финансовые отношения. Субъектами финансового управления выступают органы государственной власти, хозяйствующие субъекты. Управление финансами включает все функции управления: планирование, учет, анализ и контроль. Управление финансами реализуется путем разработки и осуществления финансовой политики. Начальным этапом управления финансами является составление финансовых планов на микро уровне и разработки бюджетов на макро уровне. На базе утвержденных финансовых планов и бюджетов организуется процесс их реализации. Процесс финансового управления завершается финансовым контролем. Основными формами финансового контроля выступают предварительный, текущий и последующий контроль. В финансовом контроле принимают участие различные субъекты. Эффективность управления финансами должна быть рассчитана поскольку финансовые ресурсы затрачиваемые на организацию функционирования всей финансовой системы должны быть оправданы. В данном случае сложность расчета эффективности финансового управления связана со сложностью выражения эффекта от организации управления финансами. Такой эффект может быть выражен не только количественно в виде экономических показателей, но и в форме технического, социального и прочих эффектов. Развитие государства сопряжено с постоянными изменениями во всех сферах экономики. Для осуществления эффективного управления государство ставит перспективные цели и разрабатывает текущие задачи. В рамках каждой сферы народного хозяйства действие государства должны быть последовательными и продуманными. Текущие цели должны способствовать достижению стратегических целей. Именно поэтому государство должно осуществлять в рамках каждой сферы народного хозяйства определенную политику. Под политикой понимается совокупность правил и приоритетов используемых субъектом управления при принятии решений. Под финансовой политикой понимают совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений в целях выполнения государством своих функций. Сущность финансовой политики представляется определенными процессами такими как разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач, создание адекватного финансового механизма управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. В основе финансовой политики должны лежать стратегические направления, задающие цели в долгосрочной и среднесрочной перспективах. Финансовая политика строится на стратегических целях, касающихся использования финансов и предусматривает решение главных задач следующих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Кроме того, она должна способствовать решению проблем, стоящих на всех уровнях народного хозяйства в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Финансовая политика государства служит составной частью его экономической политики. В финансовой политике конкретизируются основные направления развития народного хозяйства, определяется общий размер необходимых финансовых ресурсов, их источников направления расходов ресурсов. Прорабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. Между тем финансовая политика является относительно самостоятельной сферой деятельности государства, важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности. Основными задачами финансовой политики являются:
1. Обеспечение необходимых условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов
2. Установление рационального распределения и использование объемов финансовых ресурсов
3. Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов с помощью финансовых методов
4. Выработка финансового механизма и его развитии в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии
5. Создание эффективной и максимально полезной системы управления финансов
Существуют основные положения, которые следует соблюдать при разработке финансовой политики. В процессе выработки финансовой политики необходимо исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Финансовая политика должна строиться таким образом, чтобы учитывались специфика, внутренние международные обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. При этом учет текущих особенностей должен дополняться подробным рассмотрением и изучением опыта использования экономического и финансового механизма новых тенденций развития и мирового опыта. В процессе проведения финансовой политики важно также соблюдать требования обеспечения ее взаимосвязей с другими составными частями экономической политики: кредитной, ценовой, денежной и другими. Финансовая политика государства основывается на хозяйственном механизме. Реализация финансовой политики заключается в разработке соответствующего финансового механизма реализации поставленной государственной задачи. Под финансовым механизмом понимается система установленных государством форм, видов и методов организаций финансовых отношений. Финансовый механизм представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов. К элементам финансового механизма относится в форме финансовых ресурсов методы их формирования системно-законодательных норм, которые используются при определении доходов и расходов государства организации бюджетной системы, финансов организаций и рынка ценных бумаг. Финансовый механизм это наиболее динамичная часть финансовой политики. Изменение финансового механизма происходит благодаря решению различных тактических задач. В связи с этим финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущие обстановки экономики и социальной сферы страны. Различают директивный и регулирующий финансовые механизмы. Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственное участие принимают государственные органы. В состав данного механизма входят налоги, государственный кредит, расходы бюджета, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. При формировании директивного финансового механизма государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений обязательное для всех его участников. Регулирующий финансовый механизм закрепляет основные принципы работы в конкретном сегменте финансов, прямо не затрагивающим интересы государства. Данный вид финансового механизма характерен для построения внутрихозяйственных финансовых отношений в частных организациях.