Затраты предприятия, классификация затрат, затраты на производство и реализацию продукции
Общие правила формирования, классификации, оценки и признания затарта, включаемых в себестоимость, установлены Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н, а также главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса РФ от 06.08.2001 №110-ФЗ.
В Положении по бухгалтерскому учету "Расходы организации", утвержденном Приказом Минфина России № 33 н от 06.05.1999 (ПБУ 10/99) устанавливаются правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. Некоммерческие организации (кроме бюджетных учреждений) признают расходы по предпринимательской и иной деятельности. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Не признается расходами организации выбытие активов:
- в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);
- вклады в уставные капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
- перечисление средств (взносов, выплат и т.п.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно - просветительского характера и иных аналогичных мероприятий; по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
- в порядке предварительной оплаты материально - производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
- в виде авансов, задатка в счет оплаты материально - производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
- в погашение кредита, займа, полученных организацией.
Выбытие активов именуется оплатой. Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- операционные расходы;
- внереализационные расходы.
Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К прочим расходам также относятся чрезвычайные расходы. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы, операционные расходы и внереализационные расходы, а в случае возникновения - чрезвычайные расходы.
Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.
13. Выручка от реализации продукции, ее планирование и использование
Главным источником формирования валового дохода предприятия является выручка от реализации продукции (работ, услуг). Реализация продукции – завершающая стадия кругооборота средств предприятия, имеющая первостепенное значение для нормального его функционирования. Реализованной продукцией считается готовая продукция, отпущенная потребителям или вывезенная ими со складов предприятия-изготовителя, в оплату которой полностью поступили средства на счет поставщика.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является важнейшей финансовой категорией. Она представляет собой сумму денежных средств, поступивших на счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги. Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции и учитываются отдельно.
Выручка от реализации продукции означает завершение производственного цикла предприятий, определенную стадию кругооборота денежных средств, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка оборотных средств. Она характеризует воспроизводственный процесс предприятия в количественном и качественном отношении. С количественной стороны дается представление об объемах производства в натуральном и денежном выражении. Качественная сторона проявляется в потребительских свойствах продукции и услуг, так как они находят своих потребителей.
Размер выручки от реализации продукции зависит от количества, ассортимента, качества реализуемой продукции, цены и расчетно-платежной дисциплины. Количество реализованной продукции зависит от объема производства (товарной продукции) и переходящих остатков нереализованной продукции на начало и конец периода реализации (месяца, квартала, года).
Выручка от реализации продукции определяется по формуле:
ВРпл = Ог.п.н. + ГП – Ог.п.к.
где Ог.п.н.,Ог.п.к.– остатки готовой продукции на начало и конец периода;
ГП – выпуск готовой продукции, предназначенной к реализации.
На величину выручки от реализации продукции влияют многие факторы, как зависящие, так и не зависящие от деятельности предприятия. Непосредственно зависящими от предприятия являются: объем, ассортимент, качество и конкурентоспособность производимой продукции, уровень цен.
Выпуск продукции в основном определяет объем реализации продукции: с увеличением ее выпуска растет объем реализации, и наоборот. Кроме того, сумма выручки зависит от: ритмичности работы предприятия, комплектности продукции, характера отгрузки, спроса на данную продукцию, форм расчета за продукцию.
Раздел V. «Финансовый менеджмент»
1. Сущность и содержание финансового менеджмента. Функции финансового менеджмента
Финансовый менеджмент – наука об эффективном управлении финансовыми ресурсами предприятия, об активном использовании финансовых отношений в целях достижения поставленных целей. Зародился финансовый менеджмент в начале 20 века.
Функции финансового менеджмента как экономической категории:
1. Обеспечение финансовыми ресурсами деятельности предприятия (сколько надо и откуда привлечь).
2. Распределительная. (Распределение по фондам и обеспечение целевого их использования через фонды денежных средств).
3. Контрольная функция. (Контроль за полнотой формирования фондов денежных средств, за целевым и эффективным использованием).
Финансовый менеджмент как объект управления направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями, возникающими в процессе движения финансовых ресурсов.
Главная цель финансового менеджмента - это обеспечение максимизации благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде.
Другие частные цели: обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов; обеспечение наиболее эффективного их использования; оптимизация денежного оборота; обеспечение максимизации прибыли; минимизация уровня финансового риска; обеспечение приемлемых темпов роста.
Управление финансовыми потоками на предприятии основано на определенных концепциях (принципах) управления:
1) Концепция цены капитала. Стоимость, которую нужно заплатить за привлечение того или иного источника. Отсюда определяют средневзвешенную цену капитала. Нужно определить откуда и по какой цене привлекать источники и решать в какие проекты вкладывать, чтоб получить доход. К примеру, если средневзвешенная стоимость капитала составляет 18%, то проект, дающий 10%, будет убыточным. Меняется структура капитала – меняется и средневзвешенная цена капитала.
2) Концепция временной стоимости. Одна и та же по номиналу сумма денег в разные периоды времени имеет разную цену. Так как проекты имеют продолжительный характер, то надо учитывать, что одна и та же сумма сегодня стоит дороже, чем завтра. Будущие денежные потоки надо привести к сегодняшнему дню. Это особенно актуально для инвестиционных проектов (долгосрочных).
3) Концепция предварительного риска. Деятельность предприятия осуществляется в условиях некой неопределенности и, значит, надо рассчитать величину риска проекта.
4) Концепция альтернативных вложений. В каждый момент объем финансовых ресурсов ограничен. И, следовательно, вкладывая средства в один проект, мы отказываемся от другого. Поэтому надо оценить оба проекта и решить, на что тратить деньги.
В соответствие с выбранными целями разрабатывается стратегия и тактика управления финансовыми потоками.
Стратегия – общее направление движения финансовыми ресурсами и способы их использования, позволяющие достигнуть поставленной цели.
Тактика – конкретные методы и приемы обеспечивающие достижение стратегических задач.
Основные задачи финансового менеджмента:
1) Разработка финансовой программы развития предприятия.
2) Привлечение финансовых ресурсов на наиболее выгодных условиях.
3) Планирование движения финансовых ресурсов.
4) Разработка финансовых нормативов.
5) Разработка кредитной политики предприятия.
6). Разработка инвестиционной политики предприятия.
7) Разработка валютной политики.
8) Налоговое планирование.
9) Разработка учетной политики предприятия.
10) Управление финансовыми рисками.
11) Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
12) Контроль за кругооборотом стоимости и контроль за центрами ответственности.
13) Составление финансовой отчетности.
2. Информационное обеспечение финансового менеджмента. Основные формы отчетности
Особое значение в качестве информационной основы финансового менеджмента имеют бухгалтерские данные, а отчетность становится основным средством коммуникации, обеспечивающим достоверное представление информации о финансовом состоянии предприятия.
В России на сегодняшний момент правовые положения формирования бухгалтерской (финансовой) отчётности представлены в приказах Министерства финансов РФ от 06.07.1999 № 43н “Об утверждении положения по бухгалтерскому учёту “Бухгалтерская отчётность организации” и от 22.07.2003 № 67н “О формах бухгалтерской отчётности организаций”. Состав бухгалтерской отчётности предприятия зависит от той системы налогообложения, которую предпочло данное предприятие. Субъекты, пользующиеся упрощённой системой налогообложения или ЕНВД освобождены от обязанности представлять формы отчётности в соответствии с Приказом 67н. Они ведут Книгу учёта доходов и расходов. Организации же, ведущие деятельность в соответствии с общей системой налогообложения, представляют следующие формы годовой отчётности:
- бухгалтерский баланс (форма № 1), где фиксируются стоимость (денежное выражение) остатков имущества, материалов, финансов, образованный капитал, фонды, прибыль займы, кредиты и прочие долги и обязательства.
- отчёт о прибылях и убытках (форма № 2),
- отчёт об изменении капитала (форма № 3),
- отчёт о движении денежных средств (форма № 4),
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) .
- пояснительная записка с изложением основных факторов повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния.
- итоговая часть аудиторского заключения (для предприятий, подлежащих обязательному аудиту), удостоверяющая степень достоверности сведений, включаемых в бухгалтерскую отчетность предприятия.
Квартальная бухгалтерская отчетность предприятий, осуществляющих деятельность в соответствии с общей системой налогообложения включает:
- форму № 1 «Бухгалтерский баланс» ;
- форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утверждённому приказом Минфина РФ от 6.07.97 г. № 43н установлено содержание бухгалтерского баланса в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделениями в зависимости от срока обращения (погашения) краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.
Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период. Отчет о прибылях и убытках должен содержать следующие числовые показатели: выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг; себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов); валовая прибыль; коммерческие расходы; управленческие расходы; прибыль / убыток от продаж; проценты к получению; проценты к уплате; доходы от участия в других организациях; прочие операционные доходы/расходы; внереализационные доходы/расходы; прибыль / убыток до налогообложения; налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи; прибыль / убыток от обычной деятельности; чрезвычайные доходы / расходы; чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток)
Отчет о движении денежных средств предприятия должен характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности
Бухгалтерская отчетность составляется на основе всех видов текущего учета – бухгалтерского, статистического, оперативно-технического. Все элементы бухгалтерской отчетности тесно связаны между собой и представляют собой единое целое, т.е. систему экономических показателей, характеризующих условия и результаты работы предприятия.
Чтобы быть полезной пользователям информация в отчетности должна отвечать соответствующим критериям: а) уместность; б) достоверность информации; в)нейтральность; г) понятность; д) сопоставимость.
3. Анализ финансовой отчетности предприятия. Показатели, используемые для анализа. Методы их расчёта
Основной целью анализа финансовой отчетности является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Субъекты анализа разбиваются на две группы
К первой группе относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и др.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство.
Вторая группа - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса и пр.
Анализ финансовой отчетности организации может быть представлен следующими этапами.
1. Предварительный обзор финансового положения предприятия:
- характеристика общих направлений хозяйственной деятельности;
- оценка надежности информации статей отчетности.
2. Оценка экономического потенциала организации:
- оценка имущественного положения;
- построение аналитического баланса-нетто;
- вертикальный анализ баланса;
- горизонтальный анализ баланса;
- анализ качественных изменений в имущественном положении;
- оценка финансового положения;
- оценка ликвидности;
- оценка финансовой устойчивости.
3. Оценка финансовых результатов предприятия:
- анализ деловой активности;
- анализ рентабельности.
В число основных традиционных способов анализа финансового состоянии предприятия можно включить использование абсолютных, относительных и средних величин; применение сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода.
Структура баланса в общем виде может быть представлена следующими элементами:
Актив:
Наиболее ликвидные (А1): денежные средства + краткосрочные финансовые вложения.
Быстро реализуемые (А2): краткосрочная дебиторская задолженность + товары на складе и готовая продукция + прочие активы.
Медленно реализуемые (А3): запасы (без РБП и готовой продукции) + НДС + долгосрочные финансовые вложения + долгосрочная дебиторская задолженность.
Трудно реализуемые (А4): внеоборотные активы (без статей включенных в 3 гр.) + расходы будущих периодов.
Пассив:
Наиболее срочные (П1): кредиторская задолженность + кредиты банка, сроки возврата которых наступили.
Среднесрочные (П2): краткосрочные кредиты банка + прочие краткосрочные обязательства.
Долгосрочные (П3): долгосрочные кредиты банка + прочие долгосрочные обязательства.
Собственный капитал (П4): уставный капитал + добавочный капитал + нераспределенная прибыль.
Кроме того, структура баланса может быть представлена и в следующей модели:
Актив: F - основные средства и прочие внеоборотные активы; Z - запасы и затраты; Ra - денежные средства, расчеты и прочие активы.
Пассив: I - источники собственных средств; K1 - долгосрочные кредиты; K2 - краткосрочные кредиты; Rp - расчеты с кредиторами и прочие пассивы.
Показатели:
коэффициент абсолютной ликвидности L1 = A1 / (П1+ П2);
промежуточный коэффициент покрытия L2 = (A1+A2) / (П1+ П2);
общий коэффициент покрытия L3 = (A1+A2+A3) / (П1+ П2);
коэффициент маневренности функционирующего капитала L4 = A3 / ((А1 + А2 + А3) - (П1+ П2));
коэффициент обеспеченности собственными средствами L5 = (П4 – А4) / (А1 + А2 + А3);
интегральный коэффициент ликвидности L6 = (А1+0,5А2+0,3А3) / (П1+0,5П2);
избыток или недостаток собственных источников финансирования запасов и затрат dEc = Ic - F- Z;
избыток или недостаток собственных и долгосрочных заемных источников финансирования запасов и затрат dEt = Ic + K1 – F – Z;
избыток или недостаток всех источников финансирования запасов и затрат dEs = Ic + К1 + К2 - F – Z;
коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования Lc = (Ic - F)/ Z;
коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными и долгосрочными заемными источниками формирования Lj = (Ic + K1 - F)/Z;
коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными, долгосрочными и краткосрочными заемными источниками их формирования Ls = (Ic + K1 + К2 - F) / Z;
коэффициент долга Lk = (K + Rp) / Ba;
коэффициент автономии L1cб = Ic / Ва;
коэффициент маневренности Le1c = (Ic - F)/ Ic;
коэффициент соотношения мобильных и иммобилизированных средств Lzf = (F + Ra) / F;
рентабельность продаж R1 = Прибыль от реализации / Выручка от реализации;
рентабельность активов R2 = Чистая прибыль / Активы (сред.знач.);
рентабельность внеоборотных активов R3 = Чистая прибыль / Внеоборотные активы (сред.знач.);
рентабельность собственного капитала R4 = Чистая прибыль / Собственный капитал (сред.знач.);
рентабельность оборотного капитала R5 = Чистая прибыль / Оборотный капитал (сред.знач.);
ресурсоотдача = Выручка от продажи / Средняя стоимость активов;
фондоотдача = Выручка от продажи / Средняя стоимость основных средств;
Оборачиваемость денежных средств = Выручка от продажи / Средняя стоимость денежных средств;
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности = Выручка от продажи / Средняя стоимость кредиторской задолженности;
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности = Выручка от продажи / Средняя стоимость дебиторской задолженности.