Защитная функция бухгалтерского учёта
Под защитной функцией бухгалтерского учёта понимают обеспечение охраны имущественных интересов участников экономической деятельности, а именно:
· собственников (участников, акционеров) предприятия;
· работников предприятия;
· государства.
Различают две составляющие защитной функции бухгалтерского учёта:
· предупредительная (превентивная);
· охранительная (следообразующая).
Предупредительная (превентивная) функция направлена на затруднение совершения нарушений тем или иным лицом путём осуществления текущего контроля. То есть сама система бухгалтерского учёта построена таким образом, чтобы все действия лиц, участвующих в осуществлении хозяйственных операций, были максимально прозрачны; известны большому кругу лиц; подвержены немедленному контролю; взаимосвязаны с действиями других лиц.
Охранительная (следообразующая) функция срабатывает после того, как совершено нарушение. Она обеспечивается способностью системы учёта адекватно отражать факты деструктивных отклонений в хозяйственной деятельности против воли злоумышленников. То есть несмотря на усилия лиц, заинтересованных скрыть информацию о совершаемых нарушениях, при грамотно поставленном бухгалтерском учёте в учётных документах остаются следы, позволяющие выявлять такие факты.
Охранительная функция реализуется через систему последующего финансового контроля:
· в плановом порядке,
· при возникновении информации о противоправных действиях.
Правовое регулирование бухгалтерского учёта в Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учёте состоит из:
· Федерального закона «О бухгалтерском учёте» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ[5].
· других Федеральных законов,
· указов Президента Российской Федерации,
· постановлений Правительства Российской Федерации, например:
· Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности»
· Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», с последующими редакциями (закрепляет за МинФином РФ полномочия об определении порядка ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности);
· приказов Министерства Финансов РФ:
· Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 N 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу»;
· Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации», с последующими редакциями;
· Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства»;
· Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», с последующими редакциями;
· Положения по бухгалтерскому учёту — ПБУ (утверждаются приказами МинФина РФ, по состоянию на 2013 год принято 24 ПБУ)
· и другие;
· прочих нормативно-правовых документов министерств и ведомств, например:
· «Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России» (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учёту при Минфине РФ 29 декабря 1997 года)
Общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.[6]
В настоящее время, в соответствии с постановлениями Правительства РФ, происходит приближение национальных правил бухгалтерского учёта к международным стандартам финансовой отчётности (IFRS).