Как управлять активами и пассивами

Баланс - это основной способ описа­ния финансового состояния бизнеса. Равным образом он характери­зует финансовую ситуацию в некоммерческих организациях. Это в полном смысле слова мгновенная фотография бизнеса. Если баланс [юдготовлен на день или неделю позже, он будет совсем иным. Одна-о единственный способ, которым бизнес может полностью отчитаться состоянии его финансовых дел, - подготовка баланса, определяе­мого правилами бухгалтерского учета1.

Долгосрочные пассивы и основные средства не изменяются изо дня з день. Текущие активы и пассивы будут изменяться. Поскольку акти­вы могут быть профинансированы только пассивами, а пассивы могут быть направлены только на финансирование активов, сумма активов должна быть в точности равна сумме пассивов. Поэтому баланс, под-отовленный надлежащим образом, должен быть сбалансирован.

как управлять активами и пассивами - student2.ru как управлять активами и пассивами - student2.ru Таблица 11.1 БАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА2

Пассивы

Долгосрочные пассивы

Акционерный капитал Чистая прибыль Долгосрочные заимствования

Активы

Основные средства

Земля,здания и сооружения Оборудование и механизмы Офисная мебель и оборудование Транспортные средства



Продолжение

Активы Текущие активы Материальные запасы Незавершенное производство Запасы готовой продукции Дебиторы Краткосрочные инвестиции Денежные средства

Пассивы

Текущие пассивы

Краткосрочные заимствования

Кредиторы

Надлежащие налоги Задолженность банку

Дивиденды

как управлять активами и пассивами - student2.ru Как управлять активами и паствами с использованием баланса

Мэри, Саймон и Робин некоторое время работали у поставщика экологически чистых продовольственных товаров из Лидса. Будучи неудовлетворены его все нарастающей автократичностью в руковод­стве фирмой, они уволились, предполагая создать свое предприятие. Мэри настояла на том, что они должны начать с получения необходи­мых знаний в области финансов. Саймон сомневался.

«Маркус ничего не знал о финансах, когда начинал. Он нахватал всякого товара под план Маршалла и заполнил свободную нишу на рынке. Вот и все».

«Я не думаю, что мы должны руководствоваться тем, что Маркус делал или чего он не делал, - резко ответила Мэри. - Маркус трижды был на грани финансового краха из-за полного игнорирования им того, как обращаться с деньгами. Я бы не хотела, чтобы мы шли этим же путем». Робин поддержал ее.

В результате неделей позже троица молодых предпринимателей провела однодневный семинар с Дженни, их вновь приглашенным бухгалтером, которая начала разговор с простой модели балансовых счетов.

«Баланс - это финансовый портрет организации. Мы должны рас­сматривать ее как отдельную от нас сущность. Даже если все ваши пассивы представляют собой ваши собственные деньги, вам следует рассматривать их как средства, которые вы одалживаете вашему пред­приятию и которые предприятие берет у вас в долг. Таким образом, в экономических терминах, эти деньги принадлежат не вам, а вашему бизнесу».

«Различие между долгосрочными и краткосрочными показателя­ми представляется весьма существенным, - согласился Робин. - Что Вы рассматриваете как долгий срок?» «Не менее года, - ответила Дженни. - Суть в том, что текущие активы и пассивы изменяются все время. Основные средства - нет. Вы не намереваетесь покупать или продавать завод в течение ночи, так же как не собираетесь непрерыв­но финансировать и рефинансировать свою деятельность».

«Что наиболее важно среди перечисленных Вами активов и пас­сивов?» — спросила Мэри.

«Они указаны в порядке возрастания ликвидности. Например, если вам срочно нужны наличные деньги, скажем, чтобы заплатить потре­бовавшему их возврата кредитору, место, где их скорее всего можно найти, - это денежные средства в текущих активах. Следующий по ликвидности показатель баланса - краткосрочные инвестиции, напри­мер, в акции».

Саймон возразил: «А, может быть, просто обратиться к менедже­ру банка и увеличить банковский овердрафт?»

«Увеличение вашей задолженности банку еще больше увеличит ваши пассивы. Конечно, если вы одалживаете больше денег, то они проявятся как дополнительные средства, которые могут быть исполь­зованы, чтобы расплатиться с кредитором. Но это значит взять у Пи­тера, чтобы уплатить Полю».

«Это как раз то, что практиковал уважаемый Маркус», - пробор­мотал Робин. Мэри посмотрела на Дженни: «И это то, что мы делать не будем».

Reid, W. and Myddelton, D.R. (1992), The Meaning of Company Accounts, 5th edn, Aldershot: Gower Publishing Ltd.

как управлять активами и пассивами - student2.ru как управлять активами и пассивами - student2.ru Комментарий

' Необходимость знания основных положений бухгалтерского уче­та в целях управления организацией не вызывает сомнений. Однако, как говорит автор в предисловии, на практике такие знания у менед­жеров встречаются не всегда. Это и явилось серьезным основанием для включения данной главы в эту книгу. Из великого множества книг, изданных в нашей стране на данную тему, приведем здесь перевод программированного курса обучения по методике Международной организации труда: Как читать балансовые счета/Международная орга­низация труда: Пер. с англ. / Под ред. А.М.Петрачкова. - М.: Финан­сы и статистика, 1997.

2 В переводе гл. 11 и 12 использована авторская терминология, которая несколько отличается от принятой в России, но понятна.


как управлять активами и пассивами - student2.ru

Отчет о прибыли и убытках

Как управлять прибылью

Отчет о прибыли и убытках (извест­ный как P&L) выявляет рентабель­ность деятельности. Он начинается с показателя оборота и заканчи­вается прибылью (profit) или убытком (loss). Как показано в табл. 12.1, существуют разные типы прибыли, такие как валовая прибыль, тор­говая прибыль, чистая прибыль до уплаты налогов и чистая прибыль. Бизнес — это человеческое творение, поэтому политика его рентабель­ности определяется менеджерами и/или акционерами. Если же рас­сматривать бизнес как живую сущность1, то целью является укрепле­ние здоровья этого существа путем повышения его прибыльности. Чистой прибыли в отчете соответствует последняя строка.

Какуправлять прибылью,используя отчет о прибыли и убытках

Продолжая семинар по финансам предприятия (см. главу 11 Балан­совые счета), Дженни, Мэри, Робин и Саймон уделили внимание и P&L.

«Четыре вида прибыли! — воскликнул Саймон. — Неудивительно, что старина Маркус так запутался».

«Могло бы быть и больше четырех видов, - охладила его Джен­ни. - Я привела упрощенный P&L. Кроме указанных в нем видов бы­вает еще чистая прибыль до выплаты процентов и налогов, а также может быть прибыль от неосновной деятельности».

«Ну и что же нам делать?» - развел руками Саймон.

«Мы должны определить ожидаемый P&L и оценить его важность. Прежде всего, скажите мне, что вы считаете наиболее важным?»

«Рост выручки от продаж, -доверительно проговорил Саймон. -Таким путем ты автоматически увеличиваешь прибыль».

«А ты уверен? — задал вопрос Робин. — Маркус был одержим иде­ей увеличения оборота. Он это называл "захватить долю рынка". Но такой подход не освободил его от проблем с банками, а может быть, и порождал их».



Таблица 12.1 ОТЧЕТ (вф. О ПРИБЫЛИ И УБЫТКАХ ст.)1
Оборот (выручка от реализации) 100 000  
Затраты Валовая прибыль 64 000 36 000  
Издержки сбыта Административные расходы 12 000 13 000 25 000 Общие операционные расходы
  11 000 1 000 12 000 Торговая прибыль Другие доходы Общий доход
Уплаченные проценты Налоги 3 000 9 000 3 000 Чистая прибыль до уплаты налогов
Чистая прибыль 6 000  

«Это правда, - вступила в разговор Мэри. - Маркус пару раз брал меня с собой на встречу с менеджером банка в расчете на полезность женского обаяния. Но это было безнадежное дело. Поскольку Мар­кус не знакомил меня с банковскими отчетами, даже не показывал их мне, я не знала, о чем мне надо говорить. Банковский менеджер ска­зал нам, что у нас овертрейдинг. Я не очень поняла, что он имел в виду, но было ясно, что он не намерен кредитовать Маркуса. Вместо этого он посоветовал Маркусу снизить затраты».

Дженни натянуто улыбнулась. «Здесь надо иметь в виду несколь­ко существенных моментов. Давайте пока оставим в покое понятие овертрейдинга. Мы вернемся к нему позже, когда будем обсуждать де­нежные потоки. Увеличение оборота для захвата доли рынка может быть

целесообразным как один из стратегических вариантов, но такое уве­личение может быть достигнуто только одним из двух способов: пу­тем снижения цен на товары (услуги) или путем увеличения затрат на маркетинг. В любом случае отношение чистой прибыли к обороту имеет тенденцию к снижению. Если бы, - она повернулась к Саймо­ну, — мы могли увеличить оборот, не меняя цены, или-даже пропорци­онально ее изменению, то тогда прибыли возросли бы. Но затраты имеют тенденцию расти быстрее оборота. Поэтому контроль за зат­ратами абсолютно необходим для любого надежного бизнеса».

Она посмотрела на Мэри. «Может быть, худшим последствием конфиденциальности в ведении бизнеса является то, что сотрудники компании не ощущают связи того, что они делают, с финансовыми затратами и результатами деятельности организации. Это чрезвычай­но опасно. Самые благие намерения могут привести к такому увели­чению затрат^ которое компания не сможет выдержать. Мне самой довелось работать в компании, которая держала в большом секрете свои дела. Результатом явилось то, что глава одного департамента компании принял на работу двоих квалифицированных и высокооп­лачиваемых специалистов на той же неделе, когда было объявлено массовое сокращение штатов. Можете представить, какое это оказа­ло влияние на настроение людей. Я как раз была одним из этих спе­циалистов. Это пример того, что в организации должен быть строгий финансовый контроль, следствием которого является строгий конт­роль деятельности. Люди должны знать финансовое положение ком­пании, они должны знать, как их сфера деятельности влияет на это финансовое положение. Они должны ясно видеть связь их работы и финансовых результатов организации».

Робин присвистнул: «Маркус, иди погуляй.»

Reid, W and Myddelton, D.R. (1992), The Meaning of Company Accounts, 5th edn. Aldershot: Gower Publishing Ltd.

ПОммснтории

1 «Мы расматриваем компании как живые, обладающие волей существа, подобные людям, имеющие тело, мозг и дух». Гуияр Френ­сис Ж., Келли Джеймс Н. Преобразование организации: Пер. с англ. -М.: Дело, 2000.-С. 17.



               
    как управлять активами и пассивами - student2.ru
      как управлять активами и пассивами - student2.ru
 
 
  как управлять активами и пассивами - student2.ru
    как управлять активами и пассивами - student2.ru
 

как управлять активами и пассивами - student2.ru

Прогноз

Денежных

Потоков

Наши рекомендации