Как управлять активами и пассивами
Баланс - это основной способ описания финансового состояния бизнеса. Равным образом он характеризует финансовую ситуацию в некоммерческих организациях. Это в полном смысле слова мгновенная фотография бизнеса. Если баланс [юдготовлен на день или неделю позже, он будет совсем иным. Одна-о единственный способ, которым бизнес может полностью отчитаться состоянии его финансовых дел, - подготовка баланса, определяемого правилами бухгалтерского учета1.
Долгосрочные пассивы и основные средства не изменяются изо дня з день. Текущие активы и пассивы будут изменяться. Поскольку активы могут быть профинансированы только пассивами, а пассивы могут быть направлены только на финансирование активов, сумма активов должна быть в точности равна сумме пассивов. Поэтому баланс, под-отовленный надлежащим образом, должен быть сбалансирован.
Таблица 11.1 БАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА2
Пассивы
Долгосрочные пассивы
Акционерный капитал Чистая прибыль Долгосрочные заимствования
Активы
Основные средства
Земля,здания и сооружения Оборудование и механизмы Офисная мебель и оборудование Транспортные средства
Продолжение |
Активы Текущие активы Материальные запасы Незавершенное производство Запасы готовой продукции Дебиторы Краткосрочные инвестиции Денежные средства |
Пассивы
Текущие пассивы
Краткосрочные заимствования
Кредиторы
Надлежащие налоги Задолженность банку
Дивиденды
Как управлять активами и паствами с использованием баланса
Мэри, Саймон и Робин некоторое время работали у поставщика экологически чистых продовольственных товаров из Лидса. Будучи неудовлетворены его все нарастающей автократичностью в руководстве фирмой, они уволились, предполагая создать свое предприятие. Мэри настояла на том, что они должны начать с получения необходимых знаний в области финансов. Саймон сомневался.
«Маркус ничего не знал о финансах, когда начинал. Он нахватал всякого товара под план Маршалла и заполнил свободную нишу на рынке. Вот и все».
«Я не думаю, что мы должны руководствоваться тем, что Маркус делал или чего он не делал, - резко ответила Мэри. - Маркус трижды был на грани финансового краха из-за полного игнорирования им того, как обращаться с деньгами. Я бы не хотела, чтобы мы шли этим же путем». Робин поддержал ее.
В результате неделей позже троица молодых предпринимателей провела однодневный семинар с Дженни, их вновь приглашенным бухгалтером, которая начала разговор с простой модели балансовых счетов.
«Баланс - это финансовый портрет организации. Мы должны рассматривать ее как отдельную от нас сущность. Даже если все ваши пассивы представляют собой ваши собственные деньги, вам следует рассматривать их как средства, которые вы одалживаете вашему предприятию и которые предприятие берет у вас в долг. Таким образом, в экономических терминах, эти деньги принадлежат не вам, а вашему бизнесу».
«Различие между долгосрочными и краткосрочными показателями представляется весьма существенным, - согласился Робин. - Что Вы рассматриваете как долгий срок?» «Не менее года, - ответила Дженни. - Суть в том, что текущие активы и пассивы изменяются все время. Основные средства - нет. Вы не намереваетесь покупать или продавать завод в течение ночи, так же как не собираетесь непрерывно финансировать и рефинансировать свою деятельность».
«Что наиболее важно среди перечисленных Вами активов и пассивов?» — спросила Мэри.
«Они указаны в порядке возрастания ликвидности. Например, если вам срочно нужны наличные деньги, скажем, чтобы заплатить потребовавшему их возврата кредитору, место, где их скорее всего можно найти, - это денежные средства в текущих активах. Следующий по ликвидности показатель баланса - краткосрочные инвестиции, например, в акции».
Саймон возразил: «А, может быть, просто обратиться к менеджеру банка и увеличить банковский овердрафт?»
«Увеличение вашей задолженности банку еще больше увеличит ваши пассивы. Конечно, если вы одалживаете больше денег, то они проявятся как дополнительные средства, которые могут быть использованы, чтобы расплатиться с кредитором. Но это значит взять у Питера, чтобы уплатить Полю».
«Это как раз то, что практиковал уважаемый Маркус», - пробормотал Робин. Мэри посмотрела на Дженни: «И это то, что мы делать не будем».
Reid, W. and Myddelton, D.R. (1992), The Meaning of Company Accounts, 5th edn, Aldershot: Gower Publishing Ltd.
Комментарий
' Необходимость знания основных положений бухгалтерского учета в целях управления организацией не вызывает сомнений. Однако, как говорит автор в предисловии, на практике такие знания у менеджеров встречаются не всегда. Это и явилось серьезным основанием для включения данной главы в эту книгу. Из великого множества книг, изданных в нашей стране на данную тему, приведем здесь перевод программированного курса обучения по методике Международной организации труда: Как читать балансовые счета/Международная организация труда: Пер. с англ. / Под ред. А.М.Петрачкова. - М.: Финансы и статистика, 1997.
2 В переводе гл. 11 и 12 использована авторская терминология, которая несколько отличается от принятой в России, но понятна.
Отчет о прибыли и убытках
Как управлять прибылью
Отчет о прибыли и убытках (известный как P&L) выявляет рентабельность деятельности. Он начинается с показателя оборота и заканчивается прибылью (profit) или убытком (loss). Как показано в табл. 12.1, существуют разные типы прибыли, такие как валовая прибыль, торговая прибыль, чистая прибыль до уплаты налогов и чистая прибыль. Бизнес — это человеческое творение, поэтому политика его рентабельности определяется менеджерами и/или акционерами. Если же рассматривать бизнес как живую сущность1, то целью является укрепление здоровья этого существа путем повышения его прибыльности. Чистой прибыли в отчете соответствует последняя строка.
Какуправлять прибылью,используя отчет о прибыли и убытках
Продолжая семинар по финансам предприятия (см. главу 11 Балансовые счета), Дженни, Мэри, Робин и Саймон уделили внимание и P&L.
«Четыре вида прибыли! — воскликнул Саймон. — Неудивительно, что старина Маркус так запутался».
«Могло бы быть и больше четырех видов, - охладила его Дженни. - Я привела упрощенный P&L. Кроме указанных в нем видов бывает еще чистая прибыль до выплаты процентов и налогов, а также может быть прибыль от неосновной деятельности».
«Ну и что же нам делать?» - развел руками Саймон.
«Мы должны определить ожидаемый P&L и оценить его важность. Прежде всего, скажите мне, что вы считаете наиболее важным?»
«Рост выручки от продаж, -доверительно проговорил Саймон. -Таким путем ты автоматически увеличиваешь прибыль».
«А ты уверен? — задал вопрос Робин. — Маркус был одержим идеей увеличения оборота. Он это называл "захватить долю рынка". Но такой подход не освободил его от проблем с банками, а может быть, и порождал их».
Таблица 12.1 ОТЧЕТ (вф. | О ПРИБЫЛИ И УБЫТКАХ ст.)1 | |
Оборот (выручка от реализации) | 100 000 | |
Затраты Валовая прибыль | 64 000 36 000 | |
Издержки сбыта Административные расходы | 12 000 13 000 25 000 | Общие операционные расходы |
11 000 1 000 12 000 | Торговая прибыль Другие доходы Общий доход | |
Уплаченные проценты Налоги | 3 000 9 000 3 000 | Чистая прибыль до уплаты налогов |
Чистая прибыль | 6 000 |
«Это правда, - вступила в разговор Мэри. - Маркус пару раз брал меня с собой на встречу с менеджером банка в расчете на полезность женского обаяния. Но это было безнадежное дело. Поскольку Маркус не знакомил меня с банковскими отчетами, даже не показывал их мне, я не знала, о чем мне надо говорить. Банковский менеджер сказал нам, что у нас овертрейдинг. Я не очень поняла, что он имел в виду, но было ясно, что он не намерен кредитовать Маркуса. Вместо этого он посоветовал Маркусу снизить затраты».
Дженни натянуто улыбнулась. «Здесь надо иметь в виду несколько существенных моментов. Давайте пока оставим в покое понятие овертрейдинга. Мы вернемся к нему позже, когда будем обсуждать денежные потоки. Увеличение оборота для захвата доли рынка может быть
целесообразным как один из стратегических вариантов, но такое увеличение может быть достигнуто только одним из двух способов: путем снижения цен на товары (услуги) или путем увеличения затрат на маркетинг. В любом случае отношение чистой прибыли к обороту имеет тенденцию к снижению. Если бы, - она повернулась к Саймону, — мы могли увеличить оборот, не меняя цены, или-даже пропорционально ее изменению, то тогда прибыли возросли бы. Но затраты имеют тенденцию расти быстрее оборота. Поэтому контроль за затратами абсолютно необходим для любого надежного бизнеса».
Она посмотрела на Мэри. «Может быть, худшим последствием конфиденциальности в ведении бизнеса является то, что сотрудники компании не ощущают связи того, что они делают, с финансовыми затратами и результатами деятельности организации. Это чрезвычайно опасно. Самые благие намерения могут привести к такому увеличению затрат^ которое компания не сможет выдержать. Мне самой довелось работать в компании, которая держала в большом секрете свои дела. Результатом явилось то, что глава одного департамента компании принял на работу двоих квалифицированных и высокооплачиваемых специалистов на той же неделе, когда было объявлено массовое сокращение штатов. Можете представить, какое это оказало влияние на настроение людей. Я как раз была одним из этих специалистов. Это пример того, что в организации должен быть строгий финансовый контроль, следствием которого является строгий контроль деятельности. Люди должны знать финансовое положение компании, они должны знать, как их сфера деятельности влияет на это финансовое положение. Они должны ясно видеть связь их работы и финансовых результатов организации».
Робин присвистнул: «Маркус, иди погуляй.»
Reid, W and Myddelton, D.R. (1992), The Meaning of Company Accounts, 5th edn. Aldershot: Gower Publishing Ltd.
ПОммснтории
1 «Мы расматриваем компании как живые, обладающие волей существа, подобные людям, имеющие тело, мозг и дух». Гуияр Френсис Ж., Келли Джеймс Н. Преобразование организации: Пер. с англ. -М.: Дело, 2000.-С. 17.
Прогноз
Денежных
Потоков