Общий порядок приема расчетных монументов к исполнению
Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. По операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, расчетные документы подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.
При безналичных расчетах допускается использование аналогов собственноручной подписи в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России[13].
При приеме банком расчетных документов осуществляется их проверка в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета и Положением ЦБ РФ от 03.10.2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах».
Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы.
При возврате принятых, но не исполненных по тем или иным причинам расчетных документов отметки банков, подтверждающие их прием к исполнению, перечеркиваются соответствующим банком. На оборотной стороне первого экземпляра платежного требования и инкассового поручения делается отметка о причине возврата и проставляются дата возврата, штамп банка, а также подписи ответственного исполнителя и контролирующего работника. В журнале регистрации платежных требований и инкассовых поручений делается запись с указанием даты возврата.
Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа.
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, расчетные документы помещаются в картотеку по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров расчетных документов проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата расчетных документов производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.
Допускается частичная оплата расчетных документов из картотеки по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».
При частичной оплате расчетного документа банком используется платежный ордер формы 0401066. Порядок его изготовления и заполнения соответствует общему порядку изготовления и заполнения бланков расчетных документов. При оформлении платежного ордера на частичную оплату на всех его экземплярах в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка, дата, а также подпись ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр платежного ордера на частичную оплату также заверяется подписью контролирующего работника банка.
При осуществлении частичной оплаты по расчетному документу первый экземпляр платежного ордера, которым произведена оплата, помещается в документы дня банка, последний экземпляр платежного ордера служит приложением к выписке из лицевого счета плательщика.
При осуществлении последней частичной оплаты по расчетным документам первый экземпляр платежного ордера, которым был произведен этот платеж, вместе с первым экземпляром оплачиваемых расчетных документов помещается в документы дня. Оставшиеся экземпляры расчетных документов выдаются клиенту одновременно с последним экземпляром платежного ордера, прилагаемым к выписке из лицевого счета.