Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и местных бюджетов образует бюджетную систему Российской Федерации

Бюджетная система состоит из:

федерального бюджета, республиканских бюджетов республик в составе РФ, краевых и областных бюджетов, городских бюджетовМосквы и Санкт- Петербурга, окружных бюджетов автономных округов и около 30 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты.

Через единую социально-экономическую политику и правовую базу обеспечиваются единство бюджетной системы и самостоятельность всех бюджетов.

Между уровнями бюджетной системы Российской Федерации разграничиваются доходная и расходная части бюджетов.

Свод бюджетов в целом по Российской Федерации или по соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов, которые используются для аналитических и статистических целей.

Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы. организация и принципы ее построения называются бюджетным устройством.

Кроме вышеназванных принципов бюджетное устройство предусматривает полноту отражения доходов и расходов бюджетов, их сбалансированность, эффективное и экономное использование бюджетных средств, направляемых на финансирование определенных целей в адрес конкретных получателей этих средств.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

· распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

· разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

· равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований;

· выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

· равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ может быть осуществлено в формах предоставления:

· дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

· субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;

· бюджетных кредитов;

· бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.

· Субвенция (от лат. subvenire — приходить на помощь) — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.

· Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в совокупности формирующих Федеральный фонд компенсаций), а также местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (в совокупности формирующих региональный фонд компенсаций

Доходы бюджета

· Налоговыедоходы — это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжение органов государственной власти. Налоги подразделяются на прямые, которые платит непосредственно налогоплательщик (например, налог на прибыль с юридических лиц и налог на доходы физических лиц), и косвенные, оплачиваемые потребителем товаров и услуг (например, налог на добавленную стоимость и акцизы), поскольку они входят в цену этих товаров и услуг.

· Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций

· Налог на доходы с физических лиц

· Налог на игорный бизнес

· Налог на добавленную стоимость на товары (работы,услуги), производимые (выполняемые, оказываемые)на территории РФ

· Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимыена территорию РФ

· Акцизы

· Федеральные лицензионные и регистрационные сборы

· Налог на операции с ценными бумагами

· Платежи за пользование природными ресурсами

· Ввозные таможенные пошлины

· Вывозные таможенные пошлины

· Прочие налоги, пошлины и сборы

Платежи за пользование природными ресурсами включают платежи за пользование недрами, платежи за пользование лесным фондом, плату за пользование водными объектами, земельный налог, плату за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и плату за право пользования объектами животного мира.

Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает налог на добавленную стоимость.

Он превышает 46% налоговых доходов федерального бюджета.

Вместе с таможенными пошлинами и акцизами налог на добавленную стоимость достигает четыре пятых налоговых доходов федерального бюджета

Виды неналоговых доходов

· 1. Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности.

· Из них:

· а) дивиденды по акциям, принадлежащим государству

· б) доходы от сдачи в аренду имущества, находяще-гося в государственной собственности

· в) доходы от оказания услуг или компенсации за­трат государства

· В том числе:консульский сбор в рублевом исчисленииплата за выдаваемые паспорта, плата за опробование и клеймение изделий и сплавов из драгоценных металлов прочие доходы

· г) платежи (доходы) от государственных предприятий

· д) плата за пользование водными биологическимиресурсамие) прочие поступления от имущества, находящегося в государственной собственности

2. Доходы от внешнеэкономической деятельности

3. Прочие неналоговые доходы

Среди неналоговых доходов в г. половина приходится на доходы от внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов.

В составе доходов (и расходов) данного бюджета выделены следующие целевые бюджетные фонды:

· Федеральный дорожный фонд РФ;
Федеральный экологический фонд РФ;

· Государственный фонд борьбы с преступностью;

· Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

· Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;

· Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;

· Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

· Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации и др.

Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета.

Превышение расходов бюджета над его доходами называется дефицитом бюджета.

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды.Внебюджетные фонды — это средства федерального правительства и местныхвластей, связанные с финансированиемрасходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Внебюджетные фонды обладают рядом особенностей:

· запланированы органами власти и управления и имеют строго целевую направленность;

· денежные средства фондов предназначены для финансирования расходов, не включенных в бюджет;

· взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу;

· формируются за счет специальных отчислений юридических и физических лиц;

· на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов, распространяется большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;

· денежные ресурсы фондов находятся в собственности государства, не входят в состав бюджетов различных уровней, не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

· расходование средств фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченных органов (правления фондов);

· из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов, программ.

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов. Основными по размерам и значению являются социальные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Общие доходы (и расходы) всех внебюджетных фондов за последние годы превышали 60% доходов государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти.

Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой — дает возможность расходовать средства не в полном объеме.

В основные задачи Пенсионного фонда России входят:

· целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;

· организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

· капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей);

· контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

· межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

· предназначен для аккумулирования денежных ресурсов на обязательное медицинское страхование граждан, обеспечение стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивание финансовых ресурсов его проведения. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как обязательные медицинские учреждения.

Государственный Фонд занятости (ГФЗ)

· был создан для финансирования мероприятий, связанных с государственной программой занятости населения.

· Средства фонда являются собственностью государства и находятся в оперативном управлении Государственного комитета РФ по занятости населения.

· ГФЗ представляет собой совокупность федеральной части фонда занятости и фондов занятости, формируемых в республиках, фондов занятости в городах и районах.

(Источник: «Финансы и кредит» под ред. Ковалевой А.М.)

Наши рекомендации