Финансовый контроль в России. Виды, формы и методы финансового контроля
Понятие финансового контроля. Государственный и негосударственный финансовый контроль. Формы и методы проведения финансового контроля. Органы государственной власти, осуществляющие финансовый контроль и их полномочия. Бюджетный контроль.
Финансовый контроль является проявлением контрольной функции финансов и представляет собой практическую деятельность специальных органов или специалистов по проверке законности совершения финансовых операций.
Существуют различные виды финансового контроля в зависимости от органов, его осуществляющих:
I. Государственный финансовый контроль:
- вневедомственный (общегосударственный)
- ведомственный
II. Негосударственный финансовый контроль:
- внутрихозяйственный
- общественный
- аудиторский
- страховой
Общегосударственный (вневедомственный) контроль осуществляют высшие органы государственной власти, а также специальные органы. Важнейшей структурой, осуществляющей вневедомственный контроль, является специально созданный орган – Счетная Палата РФ. Контролем за своевременностью и полнотой поступления средств в бюджетную систему и внебюджетные фонды занимаются налоговые и таможенные органы. Им предоставлены широкие права, чтобы осуществлять эффективный финансовый контроль.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется органами отдельных ведомств, министерств, отраслей в отношении подведомственных предприятий и организаций. Наиболее распространенные структуры – контрольно-ревизионные отделы Центрального аппарата отраслевых министерств и ведомств.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на самих предприятиях и организациях финансовыми отделами. Параллельно с внутрихозяйственным существует аудиторский (независимый) контроль, который осуществляется фирмами, имеющими на это специальную лицензию. Внутренний аудиторский контроль осуществляется на крупных предприятиях с филиалами, для чего создается на предприятии специальная аудиторская служба.
Общественный контроль – когда-то самый массовый вид финансового контроля. Он осуществлялся партийными органами и комитетом общественного контроля, работающий на общественных началах без отрыва от производства. В настоящее время его осуществляют профсоюзы (следят за выполнением условий трудового договора) и СМИ.
В процессе осуществления финансового контроля независимо от органов и видов применяются следующие методы:
1) Проверка. Проверяются отдельные вопросы финансово-хозяйственной предприятия, организации на основе отчетных и других документов.
2) Обследование – охватывает более широкий круг показателей или вопросов. При этом может проводится опрос, анкетирование, может осуществляться наблюдение за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
3) Анализ – изучение отдельных вопросов для установления причинно-следственных связей с применением специальных экономико-математических методов.
4) Ревизия – наиболее полный и обстоятельный метод контроля за ФХД предприятия по первичным и бухгалтерским документам. В отличие от проверок ревизия – более комплексный метод.
В процессе проверки, ревизии используются различные приемы финансового контроля – приемы документального и фактического контроля. Документальный контроль означает проверку документов. Сначала осуществляется формальная проверка – наличие реквизитов, подписей, печатей, отсутствие исправлений, подчисток. Затем проводится юридическая проверка – соответствие документа или совершенной операции действующего законодательству. Встречная проверка – очень эффективный, но трудоемкий метод, при котором проводится сопоставление данных проверяемого предприятия с данными его контрагентов (проверка по счетам-фактурам). Фактический контроль связан с проверкой материальных ценностей, денежных средств. Наиболее распространенный способ – инвентаризация – сводится к сопоставлению фактических ценностей документальным данным бухгалтерского учета.
В зависимости от периода проведения различат формы финансового контроля:
1) предварительный – осуществляется перед совершением финансовой операции или перед началом выполнения финансовых планов;
2) текущий – проводится в ходе реализации финансовых планов, программ;
3) последующий – по результатам выполнения планов и совершения финансовых операций.
48. Экономическое содержание и функции финансов организации. Роль финансов организации в финансовой системе страны.
Финансы предприятия как распределительные денежные отношения. Порядок распределения стоимости продукции. Контрольная функция финансов предприятия. Роль финансов предприятия в финансовой системе экономики. Фонды денежных средств, формируемых на предприятии. Назначение фондов и их характеристика. Роль финансов в экономике предприятия.
Финансы предприятий являются составной частью единой финансовой системы страны.
Как экономическая категория финансы предприятия выражают экономические отношения, связанные с планомерным образованием, распределением и использованием денежных доходов и фондов денежных средств на уровне основного хозяйственного звена экономики - предприятия.
Сущность финансов предприятия как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции.
Распределительная функция финансов предприятия проявляется в том, что первоначально стоимость созданного на предприятии продукта (W) распределяется на:
- фонд возмещения затрат (с)
- вновь созданную стоимость (v + m),
где v – стоимость переменного капитала, m – добавленная стоимость.
Как видно из рисунка 1.1.3.1 средства фонда возмещения направляются на возмещение затрат основного и оборотного капитала, участвовавшего в производстве продукции.
Часть вновь созданной стоимости, соответствующая доходам работников (v) направляется на уплату налогов, личное потребление, сбережения и накопления.
Налоги Налоги
|
Выполнение задач и
функций государства
Личное потребление Фонды денежных средств
Сбережения и накопления Сбережения и накопления
Аккумулирование временно свободных
денежных средств и их размещение
Рисунок 1.1.3.1 – Реализация распределительной функции финансов
При распределении части стоимости, которая соответствует доходам собственников предприятия (m), распределительная функция финансов проявляется в формировании:
- части дохода, которая направляется в распоряжение государства (налоги);
- фондов накопления и потребления;
- свободных денежных средств, которые поступают в дальнейшее перераспределение через финансовые рынки.
Дальнейшее перераспределение обеспечивается системой государственных финансов, финансовым рынком, системой страхования и происходит за пределами финансов предприятий.
Таким образом, в результате реализации распределительной функции финансов предприятий формируется совокупность различных фондов денежных средств, поступающих в распоряжение самого предприятия, его работников, собственников, государства, систему финансового распределения на финансовых рынках.
Контрольная функция является функцией обратной связи и обеспечивает целевой характер формирования и использования фондов денежных средств на предприятии.
Отличие финансов предприятия среди других звеньев финансовой системы заключается в том, что именно в рамках финансов предприятий происходит создание и первичное распределение стоимости национального продукта, в то время как государственные финансы, страхование, личные финансы обеспечивают лишь перераспределение созданной стоимости. В практической деятельности данная взаимосвязь проявляется в том, что стоимость продукта, созданного на предприятии, является основой формирования доходов и поступлений самого предприятия, а также работников и собственников предприятия. Кроме того, доходы и поступления предприятия составляют основу доходов и поступлений государства (через налоги), а также предприятий и отдельных людей (через дивиденды, социальные выплаты), вступающих в распределительные отношения с другими предприятиями и людьми. Таким образом, финансы предприятий являются источником финансовых ресурсов для других звеньев национальной экономики.