Виды национальных аудиторских стандартов

1.Виды федеральных стандартов, саморегулируемых организаций и внутрифирменных стандартов.) Первые российские стандарты начали разрабатываться с 1996 года, на базе МСА. До 2002 года (до момента принятия первого федерального закона об аудиторской деятельности) было разработано 39 стандартов аудита, которые были утверждены комиссией по аудиторской деятельности, при президенте РФ, это был высший орган о регулированию аудита до принятия закона об аудите. После принятия закона об аудите принятый в 2001 году, было установлено что федеральные стандарты должны утверждаться правительством РФ, поэтому начиная с 2002 по 2009 год началась переработка нац. стандартов в направлении еще большего их сближения с МСА. Всего к концу 2009 года было утверждено 39 федеральных стандартов аудита.

Назначение федеральных стандартов состоит в том что они являются документом обязательным при проведении аудита всеми аудиторскими фирмами. (МСА имеют рекомендательный характер).

Применение ФСА должно повышать качество проводимого аудита, содействовать внедрению в практику новых научных разработок. ФСА помогают спланировать действия аудитора в различных ситуациях. Они служат так же для доказательства в суде, качества проведения аудита, т.е. если аудитор докажет что он действовал строго согласно ФСА, то это оценивается судом как качественно оказанная услуга.

2.На базе ФСА каждая СРО аудиторов должна разработать свои стандарты. Требования этих стандартов обязательны только для членов СРО. Стандарты разрабатываемы СРО не могут противоречить ФСА, но могут содержать дополнительные требования. При этом они не должны создавать препятствия для осуществления аудита, аудиторами и аудиторскими фирмами.

3.Внутрифирменные стандарты , они представляют собой документы устанавливающие требования к осуществлению и оформлению аудита и должны соответствовать ФСА и стандартам СРО. Внутренние стандарты являются частью организационно распределительной. Они учитывают специфику организации и как правило являются четкими и руководящими указаниями для аудиторов и иных сотрудников организации. Их разрабатывают, как правило, в виде следующих блоков:

-Стандарты, определяющие общие вопросы деятельности аудиторской фирмы. Это могут быть документы по структуре фирмы, порядок организации проверки качества аудита, распределение обязанностей и полномочий между сотрудниками, порядок заключения договоров.

- Стандарты, дополняющие и уточняющие требования ФСА. По расчеты уровня существенности, по оценки аудиторских рисков.

- Стандарты, содержащие конкретные методики по проведению аудита. (Методика материалов, доходов расходов и т.д.) По мимо методик здесь могут разрабатываться различные справочные таблицы, рабочие таблицы, классификация возможных ошибок, инструкции по заполнению документов. Документы этого блока особенно полезны для ассистентов, начинающих аудиторов помогаю избежать ошибок. Применение внутр. Стандартов способствует:

1. соблюдению требований ФСА и стандартов СРО.

2. уменьшению тудоемкости работ.

3. привлечение к аудиту ассистентов, помощников.

Внутр. стандарты утверждаются руководителем, в дополнение к ним могут разрабатываются программы, тесты. Контроль за соблюдением стандартов должен быть осуществлен на всех уровнях. Наличие внутр. стандартов служит показателем профессионализма деятельности организации. Эти стандарты являются интеллектуальной собственностью организации. Они являются коммерческой тайной организации, не подлежащей разглашению.

Контроль качества аудита.

Аудиторские фирмы обязаны обеспечить контроль качества оказываемых услуг, поэтому должен быть организован контроль. Контроль бывает:

- Внешним. Основным внешнем контролером качества является СРО. Они осуществляют контроль качества в отношении своих членов. В ходе внешнего контроля проверяется соблюдения этических качеств аудитора, соблюдение ими требований ФСА. Может быть плановым и вне плановым, по закону об аудиторской деятельности. Плановая внешняя проверка аудиторской фирмы должна проводится не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год. В стандарте СРО может быть прописан срок проверки. Те аудиторские фирмы которые проводят аудит в гос. и муницип., а также предприятий и организации в уставным капиталах которых есть доля собственности принадлежащей государству (25% и более) по мимо проверок СРО, могут проверятся, так же МИНФИНом раз в два года. О результатах проверки качества работы аудиторских фирма СРО сообщается в МИНФИН в своем отчете. Если же проверку провел МИНФИН, то он также информирует СРО, членом которой является аудиторская фирма. По мимо плановых проверок, аудиторские фирмы могут подвергаться внеплановым проверкам, основание могут является: жалоба, нарушение федеральных стандартов, нарушение этических принципов. Для рассмотрения дел о нарушении законодательства в каждой СРО создается специализированный орган, на которых рассматриваются эти вопросы по итогам рассмотрения эти органы могут применять к своим членам следующие меры воздействия:

1. вынести предписание об устранении выявленного нарушении со сроками исполнения.

2. предупреждение о не допустимости нарушения требований стандартов, законов.

3. наложить штраф на члена СРО.

4. Принять решение о приостановлении членства в СРО, до устранения выявленных нарушений, но не более чем на 180 дней, со дня принятия решения. В течении этого срока аудиторская фирма не должна участвовать в аудиторской деятельности, она не имеет права заключать договора и вносить изменения в уже действующие. Не имеет права такая фирма давать рекомендации подтверждающая безупречную репутацию.

5. принять решение об исключении из членов СРО.

6. и применять иные меры предусмотренные внутр. документами СРО.

- Внутренним. Каждая аудиторская фирма обязана разработать внутр. Стандарт по контроля качества и обеспечивать такой контроль на всех этапах аудиторской проверки. Как правило основными направления внутр. контроля является проверка соблюдения конфенд., честности, не зависимости. (На каждую аудиторскую проверку дается расписка).

Выбор аудитора экономическим субъектам. Предварительное планирование.

Аудиторские услугу могут быть оказаны как физ. так и юр. Лицу. Эти субъекты сами выбирают фирму для оказанию услуг. При этом основными критериями являются рекомендации коллег, деловых партнеров, реклама. При выборе аудиторской фирмы учитывается также опыт ее работы на рынке, сроки, цена и т.д. выбрав фирму или несколько аудиторских фирм клиент направляет ей предложение на оказание услуг. Аудиторская фирма получив такое предложение, начинает предварительное планирование, на этой стадии собирается максимально возможная информация о возможном будущем клиенте. (Через сайты в основном). Для принятия решения о возможном сотрудничестве аудиторская фирма пытается оценить отраслевые особенности бизнеса клиента, наличие судебных и арбитражных вопросов, отношения с налоговыми органами, общее количество персонала. После тщательного анализа собранной информации можно примерно оценить объем работы. По итогам предварительного планировании фирма должна решить сможет она работать с этим клиентом или нет. Если аудиторская фирма пришла к возможности работы с этим клиентом, то она составляет письмо-обязательство о согласии на на проведение аудита, подготовкой этого письма завершается этап планирования. Письмо-обязательство о согласии – цель и назначение письма. Обязательные сведения, которые должны быть указаны в этом письме, его структура.

Г.

Тема: Договор на основе аудиторской проверки.

После ознакомления с деятельностью потенциального клиента, и принятия решения о возможности оказания аудиторских услуг начинается возможность подготовки договора. От подготовки зависит качество аудиторской проверки. Во многом зависит Бесконфликтные отношения аудитора с клиентом. Договор является официальным документом, регламентирующим отношения между аудитором и аудиторской фирмой. Правовой основой является ГК РФ гл.39 где содержится ______ по договору возмездного оказания услуг «закон об аудиторской деятельности». Поэтому договор об оказании аудиторских услуг в целом похож на договор возмездного оказания услуг. Договор на проведение аудита имеет свои специфические особенности.

Договор (любой) считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям:

1. Предмет договора (договор на проведение обязательного или инициативного аудита)

2. Условия проведения аудита (т.е. цель аудита, сроки, этапы работ, нормативные документы)

3. права и обязанности сторон

4. Стоимость и порядок оплаты услуг

5. Ответственность сторон при разрешении споров, конфликтов

Специфические особенности договора на аудиторскую проверку:

1. Предметом договора оказания аудиторских услуг является действие а не результат (например: проведение аудита годовой отчетности)?

2. Выполнение договора (оформляется не только актом выполненных работ как обычно, но и оформлением еще двух документов: Письменной информации аудитора (отчета по результатам проверки) + аудиторское заключение.

3. Аудиторская фирма обязана оказывать услуги лично привлечь третьих лиц к проверке можно только экспертов и только с согласия клиентов.

4. При выполнении аудиторского договора, заказчику не предоставлено право оценивать качество оказанных услуг, такое право есть только у СРОА членом которой является аудиторская фирма. Это одно из условий независимого аудита.

5. Договор на аудиторскую проверку должен содержать обязательства об оплате услуг независимо от качества и от содержания аудиторского заключения. Аудитор должен обратить на этот факт внимание и разъяснить его в письме-обязательстве.

6. Договор оказания аудиторских услуг может предусматривать одностороннее расторжение как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя (если будут факторы не позволяющие проводить аудит: наличие родственных связей или иных зависимостей).

7. Аудит ГУПов МУПов а так же организаций имеющих в уставном капитале долю государственной собственности 25% и более, заключают по итогам конкурса.

8. Договор на проведение обязательного аудита организаций в финансовой отчетности которых есть сведения содержащие государственную тайну, должны проводить те аудиторские компании, которые имеют допуск к таким сведениям.

9. В договоре аудита должна быть обязательно предусмотрена ответственность за разглашение аудиторской тайны.

Тема: Общие принципы и этапы планирования аудита

Каждая аудиторская проверка должна быть обязательно спланирована. Порядок планирования описан в Федеральном Стандарте и в соответствующем аналоге МСА.

Цель планирования – обеспечить качественное проведение проверки. План служит доказательством, что те или иные работы, процедуры выполнялись в ходе аудита. Особенно когда проводится контроль качества аудиторских услуг (т.е. проверяют как аудиторская фирма соблюдает стандарты аудита)

При планировании используют три основных принципа:

-комплексность. Т.е.должна быть обеспечена взаимо-увязка и согласованность всех аудиторских процедур

-непрерывность. Планирование работы осуществляется непрерывно, на протяжении всего периода проведения аудиторской проверки. В зависимости от полученных результатов в ходе аудита, могут вноситься изменения в план проверки. Но все изменения в плане обязательно должны иметь обоснования зафиксированные документально.

-оптимальность. Должна быть обеспечена вариантность планирования, для того чтобы можно было выбрать наиболее оптимальный вариант плана, на основе критериев разработанных самой аудиторской фирмой.

Конкретное содержание и продолжительность планирования зависит от многих факторов. В общем виде планирование аудита включает в себя три основных этапа:

1. Ознакомление с бизнесом клиента. (Предварительное планирование аудита)

- Помимо информации собранной на этапе предварительного планирования(т.е.до подписания письма-обязательства) аудиторы так же изучают учетную политику компании, бухгалтерскую и статистическую отчетность, внутренние инструкции по организации учета и контроля, документы по структуре предприятия, по его регистрации в налоговых органах и т.д. Эта информация используется для оценки уровня существенности и аудиторских рисков. От того на сколько полно собрана эта информация во многом зависит качество разработки плана аудиторской проверки.

2. Подготовка плана аудита. План аудита, это документ описывающий предполагаемые объемы работ и порядок проведения проверки по основным участкам. План должен отвечать следующим требованиям:

- быть достаточно подробным для того чтобы стать основой для разработки программы аудита

- должен учитывать масштаб и специфику деятельности аудируемого лица.

-должен соответствовать сложности проверки

-должен ориентироваться на конкретные методики аудита

При разработке плана аудиторы должны оценить:

- масштаб и специфику деятельности аудируемого лица, уровень компетентности руководства компании

- систему БУ и внутреннего контроля

- аудиторские риски и существенность

- выделить наиболее проблемные зоны для аудита

- необходимо определить временные рамки для каждого раздела

- провести координацию по выполнению всех разделов аудита, в т.ч. привлечения экспертов если имеется такая необходимость

При разработке плана необходимо заложить контроль качества выполняемого аудита, в т.ч. определить:

- численность и квалификацию привлекаемых аудиторов.

- Распределение их по участкам

- предусмотреть инструктирование аудиторов и их помощников, в т.ч. об обязанностях во время проверки

- предусмотреть контроль руководителя за выполнением плана и качества работы, в т.ч. за оформлением документов, надлежащим исполнением

План составляют, как правило, используя два метода:

А) Корректируя типовой (укрупненный) план работы

Б) Разрабатывая индивидуальный план

3. Разработка программы аудита. Программа аудита, это документ определяющий временные рамки и объем запланированных процедур необходимых для осуществления плана. План называют стратегией аудиторской проверки, а программа, это тактика аудита. Программа это развитие плана, содержащая детальный набор аудиторских процедур направленных на реализацию плана, т.е. это своего рода инструкция по проверке для членов аудиторской группы. С другой стороны, она служит средством контроля для руководителя за качеством работы аудиторов.

Программа выполняется в виде отдельного документа, к которому могут прилагаться тесты, анкеты, справочные таблицы. Как правило, каждая аудиторская процедура в программе обозначается специальными кодами. Например ОС1. В дальнейшем эти коды указываются на всех рабочих документах аудитора.

Тема: Содержание и структура Письменной информации аудитора по результатам проверки.

Письменная информация аудитора по результатам проверки (аудиторский отчет) составляется обязательно при проведении обязательного аудита. А при инициативном аудите – письменная информация подготавливается в любой форме.

Подготавливая отчет, аудитор должен быть уверен, что им собрано необходимое количество доказательств. Цель этого отчета – довести до сведения руководства результаты проверки , в т.ч. выявленные недостатки в системе БУ, в системе внутреннего контроля, которые привели или могут привести к существенным искажениям отчетности.

Отчет аудитора не может рассматриваться как полный отчет обо всех существующих недостатках. Он отражает лишь те из них, которые были выявлены в процессе аудиторской проверки.

Записывая в отчет выявленные нарушения, аудитор обязательно должен обосновать их ссылками на нормативные документы и дать им соответствующую оценку. Если аудируемое лицо имеет сложную структуру (филиалы, подразделения), то необходимо указать какие из них проверялись отдельно, а какие в составе общей отчетности. Для обеспечения единообразия в оформлении документов, каждая аудиторская фирма может разработать свою форму письменного отчета и утвердить его как внутрифирменный стандарт, но вместе с тем, согласно Федерального Стандарта, в письменной информации нужно обязательно отразить следующие сведения:

- полные реквизиты аудируемого лица и аудиторской фирмы

- аудируемый период

- дату подписания Письменной информации

- перечень основных областей которые подвергались проверке

- описание методики аудита (что сплошным, что выборочным методом)

- результаты аудита с оценкой выявленных расхождений в отчетности

И прочие замечания и рекомендации.

Требования к оформлению и содержанию Письменного отчета:

1. Первая страница на фирменном бланке компании

2. Сквозная нумерация всех страниц

3. Сведения в отчете должны быть содержательными, четкими, с выделением наиболее значимых событий (например: шрифт) По замечаниям которые рекомендуется исправить, указывается документ на основании которого такие изменения можно вносить

4. Представляют этот документ лицу подписавшему договор, либо уполномоченному лицу.

5. Составляют в двух экземплярах

6. Подписывают его, все аудиторы и эксперты участвующие в проверке. Если таких лиц очень много, то может подписать только руководитель проверки.

После подготовки отчета и предоставления руководителю, как правило проводится его обсуждение с представителями организации, анализ, определяются сроки для внесения исправлений. После этого аудиторы проверяют внесенные исправления и начинают подготовку итогового документа – АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Тема: Аудиторское заключение

1. Назначение Аудиторского заключения, его состав и содержание.

Роль аудиторского заключения очень велика, т.к. это публичный, официальный документ, который доводит до сведения заинтересованных пользователей информацию о достоверности бухгалтерской отчетности. Поэтому, внешним пользователям, бухгалтерская отчетность предоставляется вместе с аудиторским заключением. Когда требуется публикация бухгалтерской отчетности, то она так же должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением. В соответствии с законом об аудиторской деятельности, аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей отчетности и содержащее выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности отчетности аудируемого лица. В связи с тем, что пользователи отчетности могут быть разными (собственники, кредиторы, партнеры, поставщики, покупатели), то информация содержащаяся в аудиторском заключении должна быть всем понятной, доступной и однозначно понимаемой. Поэтому аудиторское заключение пишется по строго стандартной форме, что способствует облегчение понимания этого документа и помогает обнаружить все необычные обстоятельства в случае их наличия.

Требования к аудиторскому заключению сформированы в законе об аудиторской деятельности и Федеральных стандартах, их три (№1, №2, №3 2010г.)/они заменили стандарт №6/. Согласно этих стандартов в аудиторском заключении обязательно должны присутствовать следующие элементы:

Г.

Не было

Г.

Не было

Г.

ОГРН

Место нахождения, юридический адрес.

4.точно так же описываются сведения об аудиторе, но добавляется:

- членом какой саморегулируем организ является аудитор

- ОРНЗ основной рег номер записи

5.Приводится перечень форм бухгалтерской отчетности в отношении которой проводился аудит. «Здесь пишут: «Мы провели аудит прилагаемой бухгалтерской отчетности состоящей из:…дальше перечисляются бух баланс ф.1, отчет о приб и убытках ф.№2 – за год, ф.3 отчет об изменен капитала, ф.4 отчет о движ ден средств, 5.прилож к бух балансу

, пояснительная записка.

6.Ответственность аудируемого лица за бухгалтерскую отчетность. Здесь описывается, что именно руководство аудируемого лица отвечает за составление достоверной бухгалтерской отчетности, за систему внутреннего контроля необходимую для составления отчетности, не содержащей существенных искажений, вследствие недобросовестных действий или ошибок.

7.Ответственность аудитора. Здесь указывается «Наша ответственность заключается в выражении мнения о достоверности мнения о бухгалтерской отчетности на основе проведенного аудита». Т.е. аудитор отвечает только за выражение мнения о достоверности этой отчетности.

8.Объем аудита. Здесь описывается, что аудит включал в себя проведение определенных процедур, выборку данных, оценку системы внутреннего контроля, учетной политики и др. И обязательно аудиторы должны подтвердить достаточность доказательств, которые использованы ими для выражения мнения. Уверенность формулируется «Мы полагаем, что полученные в ходе аудита доказательства, дают достаточные основания для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности».

9.Мнения. Здесь приводятся мнения о достоверности. Его формулируют следующим образом: «По нашему мнению бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение организации по состоянию на «01» января 2011г., например, и финансовые результаты, а так же движение денежных средств за 2010 год, в соответствии с установленными правилами».

10.Подпись. Подпись руководителя компании с указанием его аттестата и № ОРНЗ в реестре аудиторов.

11.Дата подписания аудиторского заключения. Эта дата не должна быть раньше, чем дата подписания аудиторской отчетности.

Данное аудиторское заключение брошюруется вместе с проверенной бухгалтерской отчетностью в единый документ, все листы нумеруются, в конце указывается количество страниц и заверяется все это подписью аудитора с проставлением печати. Как правило, готовят два экземпляра, один для клиента, другой для аудиторской фирмы.

Наши рекомендации