История оправдания государственного долга и государственного кредита
Отношение экономической науки и общества самых разных стран к государственному долгу и государственному кредиту с течением лет менялось. Можно выделить несколько сходных этапов.
На первом этапе государственные заимствования и государственные долги считались ни в коем случае не допустимыми. При этом публичные долги исторически возникли вследствие неисполнения денежных обязательств со стороны власти, от неуплаты жалований, установленных сумм поставщикам и т. п. Поэтому само наличие долга было признаком экономической несостоятельности, обусловленной крайним неумением вести хозяйственные дела или неуместной расточительностью.
С частным должником, как свидетельствует законодательство Древнего мира, расправлялись крайне сурово. Так, Законы двенадцати таблиц1 (таблица III) содержали следующую информацию о процедуре взыскания долга. Должнику предоставлялось 30 льготных дней после признания им долга или после постановления против него судебного решения. По истечении указанного срока истец имел право на взыскание долга через суд для исполнения решения. Если должник добровольно не выполнил судебного решения и не был освобожден от ответственности, истец мог заточить должника у себя, наложив на него колодки или оковы на срок до 60 дней. Во время пребывания в заточении должник мог кормиться за свой собственный счет. Если должник не имел возможности содержать себя, то содержавший его в заточении должен
1 Законы двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum) — один из древнейших сводов римского права, разработаны в V в. до н. э. Под давлением плебеев патриции были вынуждены создать комиссию из 10 человек (decern viri — десять мужей) для записи судебных постановлений. Комиссия децемвиров выработала письменные законы, выставленные на 12 досках-таблицах для обозрения на центральной площади Рима — фо-РУме, поэтому уже никто не мог отговариваться незнанием законов.
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
Глава Ю. Государственный долг и государственный кредит
был его прокормить. Пока должник находился в заточении, он имел право помириться с истцом. В течение срока заточения в базарные дни должников трижды приводили к претору на комициум и при этом объявлялась присужденная сумма долга. В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу.
Конечно, частный должник всегда отличался от должника публичного. Как писал Д. Юм, «государство есть должник, которого ни один человек не может принудить к уплате» [Юм, с. 117]. В первом отдельном объемном сочинении, изданном в России и посвященном государственному кредиту, которое было написано декабристом М. Ф. Орловым, в частности, указывалось: «Неуплатимость займов или отверждение долга есть главное правило государственного кредита» [Орлов, с. 48]. Иными словами, государство традиционно рассматривалось в качестве несостоятельного должника.
Морально-этическое осуждение задолжавшего государства распространялось на личности высших представителей публичной власти. Этому способствовало описание подробностей бедственного положения должников. Так, английский король Эдуард III (1327-1377), занимая деньги, закладывал свои корону, драгоценности и гардероб королевы. Правители разных стран, пытаясь всеми средствами избежать долга, использовали не только традиционный метод, состоящий в порче монеты, но и экстравагантные меры привлечения средств в казну. В Англии Ричард II под угрозой разорения заставлял состоятельных людей выдавать вексельные бланки с подписями, которые потом использовал на собственные нужды. Во Франции при Людовике XIV ради пополнения казны в массовых масштабах учреждали и продавали дворянские титулы, государственные должности. Вольтер оставил перечень продававшихся мест: кроме обычных полицейских, судебных, финансовых постов продавались такие должности, как контролеры париков, инспекторы и измерители строительного камня, инспекторы-посетители-досмотрщики свиней и поросят (inspecteurs-visiteurs-langueyeurs de pores et pourceaux), счетчики сена. Существовали королевские советники — контролеры при складывании дров (conseillers du roi controleurs aux empilements de bois), надзиратели за свежестью масла (visiteurs du beurre frais), чиновники, пробующие соленое масло (essayeurs du beurre sale). Иван Грозный предписывал жителям вологодской области доставить в Москву партию кедров ливанских, жителям Москвы — наловить колпак живых блох, а за невыполнение повелений наказывал штрафами [Боголепов, с. 7]. Позднее Петру I, который переливал церковные колокола в медные деньги, портил деньги, уменьшая денежную стопу, при общей оценке деятельности ставили в заслугу то, что он не оставил потомкам ни копейки долгу.
Экономическая наука длительное время слепо следовала за общественным мнением, и объемные труды, в которых отражалась проблема государственной хозяйственной деятельности, посвящались лишь од-
позначному осуждению государственного кредита и обусловленных им государственных долгов. А. Смит с нескрываемым страхом писал о росте «громадных долгов, которые в настоящее время гнетут и в конечном счете, вероятно, разорят все великие нации Европы» [Смит, с. 843]. В данном вопросе наиболее радикальную позицию занимал швейцарский экономист и историк Ж. де Сисмонди (1773—1842). Им была сформулирована мысль о желательности государственного банкротства [Сисмонди, с. 119].
На втором этапе государственный кредит и государственный долг получают оправдание вследствие чрезвычайных обстоятельств. Изменению отношения к государственному кредиту способствовали два обстоятельства: а) развитие рыночного хозяйства, появление банков, а с ними и регулярного частного кредита; б) формирование публичной представительной власти, отделение казны государства от казны государя и, как следствие, ограничение возможностей правителя использовать публичные доходы по своему личному усмотрению. В результате в глазах общества, с одной стороны, должник перестает рассматриваться потенциальным банкротом, а с другой — публичный долг объясняется необходимостью создания общественных благ и увязывается с общественными потребностями, прежде всего нуждами войны, а не с неумеренным транжирством правителя.
Появление банков вызывает потребность в надежных заемщиках, среди которых предпочтение отдается государству. А. Смит отмечал: «Купец или денежный человек наживает деньги, ссужая деньги правительству, и не только не уменьшает, но, напротив, увеличивает свой торговый капитал. Поэтому он обыкновенно считает проявлением благосклонности к себе, когда правительство допускает его к участию в первоначальной подписке на новый заем. Отсюда готовность подданных торгового государства ссужать деньги» [Смит, с. 842].
На данном этапе научные исследования сводятся к обобщению положительных и отрицательных последствий государственных заимствований. Так, их достоинства виделись в том, что «государственные долги умножают числимое имение народа, споспешествуют денежному обращению и облегчают оное, распространяют и умножают внешнюю торговлю, увеличивают торговую прибыль народа и доставляют низкое положение процентов» [Вирст, с. 318]. К недостаткам госдолга в то время относили: рост населения в столице, вытеснение золота и серебра из сферы обращения, рост налогов, леность и недеятельный образ жизни кредиторов государства, возможность превращения государства в данника иностранцев [Вирст, с. 332—377].
Родиной государственного кредита считается Англия. В конце XVII в. политика захвата колоний и начатая полувековая война с Францией привели к истощению государственной казны. Собирать налоги по более высоким ставкам не представлялось возможности, поэтому правительство впервые осуществило заимствования в Английском банке
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
Глава 10. Государственный долг и государственный кредит
(первоначальная лицензия выдана в 1694 г. по Акту Парламента). В России до XIX в. государственные заимствования носили спорадический характер, вызывались экстренными чрезвычайными обстоятельствами (войнами, стихийными бедствиями). Так, в 1769 г. Екатерина II через голландского купца Фредерикса осуществила первый крупный заем у амстердамского банкирского дома «Раймонд и Теодор де Смет». Заем предназначался для финансирования военных расходов, связанных с содержанием русского флота в Средиземном море.
На третьем этапе оправдание госдолга и госкредита увязывается с расширением государственного участия в развитии национальной экономики, развитием государственного активного кредита (см. [Шилль]). Так, в России политика активного государственного кредита позволила осуществить выкупную операцию при проведении отмены крепостного права в 1861 г., стимулировать железнодорожное строительство.
В первой половине XIX в. в мировой экономической науке происходит поворот к позитивному изучению государственного кредита и государственного долга, начинает разрабатываться концепция их социально-экономического оправдания, т. е. признания права государства на крупномасштабные заимствования, используя не принцип силы, а одобрение гражданского общества. В тот период основные аргументы противников сводились к следующим моментам: 1) госкредит несправедлив, он перекладывает настоящие тяготы на будущее время, но потомки не обязаны платить по долгам, сделанным предшествующими поколениями; как сказал Б. Дизраэли (1804—1881), неверно полагать, будто «потомство — это вьючное животное, всегда готовое взвалить на себя любой груз»; 2) налоги предпочтительнее займов, государства должны создавать дополнительные фонды сбережений на случай непредвиденных обстоятельств, взимая налоги сверх текущих расходов; 3) государственные заимствования негативно влияют на объемы частного капитала, ведут к его вымыванию. По вопросу о том, должны ли потомки платить по долгам, сделанным предшествующими поколениями, немец К. Pay (1792—1870) отметил, что передача долгов не нарушает никакого требования справедливости, напротив, потомки обязаны платить за все полезное, унаследуемое ими от предшествующих поколений.
В России значительное внимание анализу возражений против государственных заимствований уделил Э. Р. Вреден. Он утверждал, что ни долги, ни проценты в принципе нельзя переложить на будущие поколения ни при каких обстоятельствах: «На случай войны ... государству на самом деле нужны не деньги, а оружие, снаряды, лошади, повозки и т. д. Такие капиталы, да и вообще капиталы, могут быть заняты только у современности: они должны уже существовать во всей своей ценности, чтоб было возможно их обратить на безвозвратное производство в общественном хозяйстве. Жатва следующего года не может прокормить ни одного солдата, а из всей будущей добычи железа нельзя изготовить
йи одного штыка. Самое понятие о капитале не допускает даже представления о заимствовании его из будущего. Кредит как в частном, так и в общественном хозяйстве не создает, а только перемещает уже существующие капиталы». Кроме того, добавлял Вреден, если «следующим поколениям приходится вносить подати в увеличенном размере для уплаты процентов по долгу, то, с другой стороны, эти же будущие поколения получают и проценты с тех капиталов». Заимствуемые государством средства возвращаются в частное хозяйство расходами государства. Отсюда следует вывод: «Невозможность переложения пожертвований является основным законом народного хозяйства» [Вреден, с. 114, 115,117,121].
В XIX в. достаточно широко было распространено мнение, согласно которому при выборе способов покрытия расходов государства предпочтение следует отдавать увеличению налогов: «Для покрытия исключительных расходов лучше прибегать к налогам, чем к займам, как это постоянно утверждал и делал великий английский министр Гладстон» [Лавеле, с. 282]. «Когда гнет войны дает себя знать сразу же без всякого смягчения, — писал Д. Рикардо, — мы становимся менее склонными легкомысленно ввязываться в дорогостоящий конфликт, а раз ввязавшись в него, мы, скорее, захотим покончить с ним, если только этот конфликт не связан с борьбой за национальные интересы большого значения» [Рикардо, 1955, с. 285, 286]. Однако со временем и такие суждения перестали приниматься обществом во внимание. Почему?
Если сравнивать налог и заем, заем оказывается более предпочтительным для сохранения капитала. «Подать, разлагаясь равномерно, может отнять у производителей и затраченные уже капиталы, заем же собирает только свободные капиталы, ищущие себе помещения, а потому добровольно предлагаемые» [Рикардо, 1955, с. 104]. Заем гораздо предпочтительнее скрытых налогов (в виде обесценения монет, неконтролируемой эмиссии бумажных денег), к которым часто прибегают государства. Такого рода меры не просто ведут к инфляции, они разрушают национальную экономику. При рациональном управлении государственными финансами «налог и заем ... нормально друг друга пополняют» [Рикардо, 1955, с. 122]. Таким образом, и второй аргумент противников госкредита и госдолга был отвергнут.
На тезисе о том, что государственные заимствования негативно влияют на объемы частного капитала, ведут к его вымыванию, следует остановиться подробнее, поскольку данная дискуссия продолжается и в настоящее время. В современной англо-американской экономической литературе тезис о недопустимости государственного долга доказывается посредством анализа негативного влияния государственного долга на частный капитал в виде гипотезы «вымывания капитала» (см. [Саму-эльсон, Нордхаус, с. 674—678; Фишер, Дорнбуш, Шмалензи, с 555—561; Долан, Линдсей, с. 258—264]). В экономической теории гипотеза была закреплена взглядами А. Смита на роль государства в эко-
Раздел II. Государственные и муниципальные фИн
номике, сведении ее к функции «ночного сторожа». С тех пор сужДен XVIII в. тиражируются сторонниками либеральных мировоззренчЯ ских представлений.
По мнению сторонников гипотезы «вымывания капитала», наибо лее серьезное последствие огромного государственного долга заключается в том, что он обусловливает перелив капитала из состава производительного богатства, принадлежащего частному сектору, в непроизводительные расходы государства. В результате темпы экономического роста замедляются, и потенциальный уровень жизни в будущем снижается.
Гипотеза «вымывания капитала» основана на натуралистической концепции и критике капиталотворческой теории кредита. «Государственные долговые обязательства различных европейских наций, обремененных налогами, в частности Англии, один автор1 считает суммой огромного капитала, который добавлен к наличному капиталу страны и посредством которого расширяется ее торговля, умножаются ее мануфактуры, улучшаются и обрабатываются ее земли в значительно больших размерах, чем это было бы возможно посредством одного только наличного капитала. Он не принимает во внимание, что капитал, предоставленный первыми кредиторами государства правительству, представлял собою с того самого момента, как был ссужен государству, известную часть годового продукта, отвлеченную от своей функции капитала для того, чтобы служить доходом, отвлеченную от содержания производительного труда к содержанию непроизводительных работников, и к тому, чтобы быть израсходованной и растраченной в течение года, даже без надежды на воспроизводство в будущем» [Смит, с. 854].
Кредиторы, без сомнения, возместили свой капитал и продолжили вести операции в прежних или, может быть, в еще более широких размерах. Однако этот новый капитал, приобретенный или занятый ими у третьих лиц, «должен был существовать в стране раньше и должен был, как все капиталы, употребляться на содержание производительного труда. Когда он перешел в руки тех, кто ссудил свои деньги правительству, хотя он и явился в некоторых отношениях новым капиталом для них, он не стал таковым для страны; он лишь представлял собою капитал, отвлеченный от одного употребления для того, чтобы быть обращенным на другое. Хотя он возместил им капитал, ссуженный ими правительству, он не возместил его стране. Если бы они не ссудили этого капитала правительству, в стране было бы два капитала, две части годового продукта, вместо одной, затрачиваемые на содержание производительного труДа-Когда для покрытия расходов правительства получается ежегодно доход в виде поступлений от свободных или незаложенных налогов, известная доля дохода частных лиц отвлекается от содержания одного вида непроизводительного труда на содержание другого». Покрытие государствен
1 А. Смит, по-видимому, имел в виду книгу И. Пинто Traite de la circulation et credit. Amsterdam, 1771.
a к). Государственный долг и государственный кредит 355
tx расходов, без сомнения, затрудняет в большей или меньшей степени альнейшее накопление нового капитала. Таким образом, практика госу-арственных займов уничтожает уже существовавший капитал и препятствует накоплению нового капитала [Смит, с. 854, 855].
В начале XIX в. Генри Петти высказывал мысль о том, что «погашение яСего национального долга сразу вызвало бы нечто, подобное национальному банкротству» [Рикардо, 1955, с. 277]. Более тщательная проработка проблемы привела к необходимости различения внутренних и внешних государственных заимствований. К. Pay полагал, что внешние займы, использованные не на потребление, а для роста национального производства могут быть расценены в целом полезными, несмотря на необходимость последующих выплат, включая проценты, поскольку означают привлечение дополнительных ресурсов. Иначе дело обстоит с внутренними государственными займами. Оценивая их влияние на капитал и экономический рост, Pay писал: «Если заем делается внутри государства, то капиталы тотчас же отвлекаются от затрат на народную промышленность и возвращаются ей только впоследствии, при уплате займов, мелкими долями. Таким образом, в той мере, как государственные расходы не имеют прямо или косвенно производственных результатов, промышленное производство уменьшается ими на некоторое время» [Pay, т. 2, с. 250].
В современных англо-американских учебниках механизм воздействия государственного долга на капитальный запас описывается с обширным применением математического аппарата следующим образом. Домашние хозяйства накапливают богатство с самыми разными целями и осуществляют сбережения путем покупки различных активов (недвижимости, акций и облигаций корпораций, сберегательных счетов и государственных облигаций). Эти активы можно разбить на две группы: 1) государственные долговые обязательства; 2) активы, представляющие собой титул собственности на частный капитальный запас и прочие товары длительного пользования. По мере возрастания государственного долга домашние хозяйства накапливают все больше государственных долговых обязательств вместо того, чтобы вкладывать свои средства в частный капитал, и, таким образом, происходит вымывание частного капитального запаса страны государственным долгом.
Для иллюстрации, предположим, что люди желают иметь ровно 1000 единиц богатства, предназначаемого для обеспечения себя в старости и для других целей. При увеличении государственного долга запасы других активов, находящиеся в руках у населения, сокращаются в той же степени: когда государство продает облигации, запасы других активов Должны быть уменьшены, поскольку общая желаемая величина богатст-Ва Фиксирована. Проданные домашними хозяйствами активы представляют собой частный капитальный запас — за акциями, облигациями и западными стоят заводы, оборудование и жилые дома. И, если государст-енный долг возрастает на 1000 единиц, запасы населения, хранимые форме капитальных благ и других активов частного сектора, должны
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
Глава 10. Государственный долг и государственный кредит
сократиться на 1000 единиц. В этом случае мы имеем дело со 100%-ным вымыванием (которое является аналогом 100%-ного вытеснения в длительном периоде). Полное вымывание на практике маловероятно. Увеличение государственного долга может привести к росту процентных ставок и стимулировать тем самым осуществление внутренних сбережений. Кроме того, правительство может прибегнуть к внешним займам вместо того, чтобы сокращать свой внутренний капитальный запас. Масштабы вымывания капитала зависят от условий производства и поведения отечественных домохозяйств и иностранцев в отношении сбережения.
Там, где недостаточно фактических и логических аргументов, явление сомнительно и сама идея носит характер гипотезы, на помощь призывается графический анализ. Волшебный карандаш макроэкономиста рисует график-крест, создавая видимость рассеивания пелены научных сомнений. Процесс вымывания капитального запаса в длительном периоде проиллюстрирован на рис. 10.1 (см. [Самуэльсон, Нордхаус, с. 675]).
На рис. 10.1 (а) отражена ситуация, когда фирмы предъявляют спрос на капитал, а домохозяйства предлагают его, вкладывая свои сбережения в активы частного сектора и государства. Кривая спроса D представляет собой убывающую кривую спроса предприятий на К; в то время как кривая предложения S — это возрастающая кривая предложения К домохозяйствами.
Случай (а) (до возникновения государственного долга) описывает равновесное состояние при отсутствии государственного долга: К равен 4000, а реальная процентная ставка — 4%. Случай (б) (после появления государственного долга) показывает воздействие на капитальный запас государственного долга в 1000 единиц. Новое равновесие устанавлива-
3500 4000 4500 3500 4000 4500 |
Рис. 10.1. Государственный долг и вымывание частного капитала |
(а) без государственного долга (б) при наличии государственного долга
ется в точке В к северо-западу от точки А при движении вдоль кривой спроса на К. Процентная ставка при этом выше, желание фирм вкладывать свои средства уменьшается, и капитальный запас сокращается. В длительном периоде увеличение государственного долга на 1000 единиц приводит к вымыванию 250 единиц частного капитала, и поэтому объем выпуска падает. Эти цифры носят гипотетический характер, ибо нам неизвестно точное соотношение между размерами государственного долга и масштабами вымывания частного капитала.
Спрос и предложение капитала на рис. 10.1 (а) изображены как функция реальной процентной ставки или доходности капитала. При повышении процентных ставок спрос фирм на капитал уменьшается, тогда как предложение его со стороны населения может увеличиться. Равновесие устанавливается при капитальном запасе в 4000 единиц и реальной ставке в 4%. Допустим теперь, что государственный долг возрастает с 0 до 1000 единиц из-за войны, экономического спада, проведения ультраклассической политики или по какой-то другой причине. Последствия увеличения долга можно видеть на рис. 10.1 (б). На этой диаграмме прирост задолженности на 1000 единиц показан как сдвиг кривой предложения капитала SS. В соответствии с графиком кривая предложения капитала домохозяйствами смещается на 1000 единиц влево в положение 5" 5".
Прирост государственного долга отражен на рис. 10.1 (б) в виде левостороннего сдвига кривой предложения капитала домохозяйствами. Поскольку кривая SS отражает ту сумму частного капитала, которую люди готовы хранить при любой процентной ставке, запасы капитала равны общим запасам богатства минус государственный долг. В соответствии с гипотезой государственный долг увеличивается на 1000 единиц и должен быть размещен в полном размере. Тогда величина частного капитала, который люди могут приобрести после покупки 1000 единиц государственного долга, оказывается равной общему богатству за вычетом 1000 единиц (при любой процентной ставке). Поэтому, если SS — это общее богатство в руках у населения, SS (равное SS минус 1000 единиц) отражает общую сумму капитала в распоряжении населения. Иначе говоря, после реализации 1000 единиц государственного долга новая кривая предложения капитала принимает вид S'S'\
В соответствии с логикой рассуждений, как определить чистый эффект увеличения государственного долга на 1000 единиц? По мере со-
1 П. Самуэльсон и В. Нордхаус отмечают, что, по мнению Роберта Барроу (Гарвардский университет), из-за неизбежности увеличения в будущем налогов государственные облигации не следует рассматривать как чистое богатство страны. На каждый Доллар государственных облигаций приходится один доллар настоящей (дисконтированной) ценности налогов, которые налогоплательщики должны заплатить сейчас или в будущем. Если люди дальновидны и заботятся о благосостоянии своих потомков, они могут сократить свое потребление как раз на сумму равную настоящей ценности налогов, полностью компенсируя, таким образом, эффект богатства, порождаемый выпус-к°м облигаций. В подобном случае никакого сдвига кривой предложения (вроде того, Что мы видим на рис. 10.1 (б) не происходит.
Раздел II. Государственные и муниципальные финанс!
Глава 10. Государственный долг и государственный кредит
Выпуск (ори отсутствии долга) |
Выпуск (при наличии долга) |
Капитальный запас (при отсутствии долга) |
„ — *" Капитальный запас (при наличии долга) |
Время
Рис. 10.2. Воздействие государственного долга на экономический рост
кращения предложения капитала (когда сбережения принимают форму государственных облигаций, вместо того чтобы быть использованными на приобретение жилья или акций и облигаций частных компаний) точка рыночного равновесия перемещается в северо-западном направлении вдоль кривой спроса на АК. Процентные ставки поднимаются с 4 до 5%. Фирмы приостанавливают закупки новых фабрик, грузовиков и компьютеров.
В рассматриваемом примере при достижении долгосрочного равновесия капитальный запас уменьшается с 4000 до 3750. Таким образом, возрастание государственного долга на 1000 единиц привело к вымыванию 250 единиц частного капитала. Естественно, подобное сокращение капитального запаса влечет за собой серьезные экономические последствия. В результате уменьшения объемов капитала потенциальный выпуск, зарплата и национальный доход страны оказываются меньше, чем они были бы в том случае, если бы государство не осуществляло заимствования.
То, что большой государственный долг гипотетически пагубно сказывается на возможностях долгосрочного экономического роста, иллюстрирует зависимость, изображенная на рис. 10.2. Предположим, в течение известного периода экономика функционирует при отсутствии задолженности. Тогда капитальный запас и потенциальный выпуск будут следовать в своей эволюции неким гипотетическим траекториям (рис. 10.2). По мере накопления госзадолженности капитал вымывается,
что изображено с помощью пунктирной линии (нижняя часть графика). Повышение налогов в целях погашения процентов по долгу приводит к сокращению выпуска. Увеличение внешней задолженности также ведет к уменьшению национального дохода и к возрастанию той доли национального продукта, которая отвлекается на обслуживание внешнего долга. При объединенном действии негативных эффектов темпы роста выпуска и потребления сокращаются (см. линии, изображенные в верхней части рисунка) [Самуэльсон, Нордхаус, с. 676].
На рис. 10.2 сплошными линиями показаны траектории изменения капитала и выпуска в ситуации сбалансированного государственного бюджета и отсутствия задолженности. Когда у государства появляется долг, происходит вымывание частного капитала. Рост капитального запаса страны прекращается, и в то же время стране приходится выплачивать проценты по своему внешнему долгу. Пунктирные линии иллюстрируют отрицательное влияние государственного долга на капитал и выпуск. Таким образом, согласно рассматриваемой гипотезе долгосрочное воздействие огромного государственного долга на экономический рост в итоге сводят к следующему: большая государственная задолженность приводит к замедлению темпов роста потенциального выпуска, поскольку она вызывает вымывание частного капитала, повышение неэффективности в результате налогообложения и вынуждает страну затрачивать ресурсы на обслуживание внешнего долга.
Вместе с тем Самуэльсон и Нордхаус достаточно объективно оценивают так называемый «эффект вытеснения». Они понимают, что графики на рис. 10.1 носят чисто гипотетический характер, и задаются вопросами, фактически сводящими «на нет» все предыдущие рассуждения: «Насколько значителен эффект вымывания в действительности? Означает ли государственный долг США в 3400 млрд долл., образовавшийся к началу 1994 г., вымывание капитала на 3400 млрд долл.? Или 340 млрд долл.? Или нулевое вымывание?» Ответ достоин вопроса: «Вообще говоря, точных оценок эффекта вымывания не существует. Взгляд в недавнее прошлое (особенно на ситуацию в США после Второй мировой войны) наводит на мысль о частичном вымывании капитала государственным долгом. Очевидно, однако, что сама возможность вымывания капитала имеет для США чрезвычайно важное значение, поскольку долг продолжает увеличиваться» [Самуэльсон, Нордхаус, с. 676].
Приведенные гипотетические рассуждения о «вытеснении капитала», как и подавляющее большинство тезисов, содержащихся в современных «экономиксах», никоим образом не связаны с реальностью. Более того, они достаточно успешно были раскритикованы и опровергнуты в мировой экономической литературе.
К. Маркс со свойственной ему обязательностью нигилистической критики капиталистического строя отмечал: «Накопление капитала в виде обязательств государственного долга означает ... увеличение класса кредиторов государства, которые получают право присваивать себе известные суммы из общей массы налогов. В этом факте, что даже
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
Глава 10. Государственный долг и государственный кредит
накопление долгов может выступать как накопление капитала, со всей полнотой обнаруживается то извращение, которое имеет место в системе кредита»1.
«Эффект вытеснения» лишается здравого смысла, поскольку практически перестает действовать, если в основе займов лежит инвестиционный механизм. Более того, орган власти, мобилизовав средства путем выпуска облигационных займов, может предоставить кредит частному сектору, который использует их для производства частных благ. Такая политика органов государственной власти является наиболее востребованной, поскольку стимулирует частные инвестиции. Именно благодаря гигантскому государственному долгу в самых разнообразных формах США осуществили долларизацию мировой экономики, развили национальный частный кредит и частное инвестирование, обеспечили высокий уровень жизни населения, надули гигантский мыльный пузырь в виде фондового рынка.
Как отмечают Э. Дж. Долан и Д. Линдсей, в конце 1980-х гг. «экономические советники президента Буша с большим вниманием отнеслись к этим замечаниям. Основным приоритетом своей деятельности администрация Буша считала рост реального объема производства. В качестве неотъемлемой части стратегии содействия экономическому росту администрация намеревалась ликвидировать дефицит федерального бюджета. Сама по себе ликвидация бюджетного дефицита на краткосрочном временном интервале имела бы некоторый ограничительный эффект, который, возможно, привел бы к спаду» [Долан, Линдсей, с. 264]. Именно так все и произошло — экономическая политика Дж. Буша-старшего привела к экономическому кризису. В результате президент, при котором США одержали победу в «холодной войне» с СССР и добились его распада, одержали победу в «горячей войне» в 1991 г. с Ираком, не был переизбран президентом на второй срок. Для него реальные плоды макроэкономической теории «вытеснения капитала» оказались чрезвычайно горькими.
Современный четвертый этап в отношении к государственному кредиту и государственному долгу связан как с выявлением дополнительных аргументов в пользу их оправдания, так и с разработкой инструментов умелого эффективного управления им.
После Первой мировой войны многие ведущие страны мира столкнулись с двумя масштабными проблемами: 1) продолжением гонки вооружений; 2) необходимостью искусственного стимулирования экономического роста, предотвращения экономических кризисов. И в настоящее время кроме искусственного стимулирования экономического роста государственный кредит и государственный долг продолжают получать дополнительное оправдание при необходимости обеспечения обороноспособности страны. В связи с этим следует отметить, что проблему финансовой боевой готовности государства широко осветил еще М. И. Боголепов (см. библиографию).
1 Маркс К. Капитал. Т. III // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. II. С. 19.
Самым удачным внешним государственным кредитом следует признать кредит, полученный СССР по договору с Германией в 1939 г.', т. е. у совершенно очевидного военно-политического противника. Его сумма составляла 200 млн германских марок (120 млн в первый год, 80 млн — во второй) сроком на 7 лет под 4,5% годовых. По данному кредитному соглашению немецкие фирмы поставляли токарные станки, тяжелые карусельные станки, шлифовальные станки, станки глубокого сверления, большие гидравлические прессы и т. п. оборудование, явно предназначенное для строившихся в ускоренном порядке оборонных предприятий. Таким образом, вследствие кредита экономика Германии работала на оборону СССР. В свою очередь, Советский Союз должен был поставить в Германию в основном сырье (например, кормовые хлеба, жмыхи, лес, паклю, тряпье для прядения, конский волос, обработанный конский волос, рыбий пузырь, пух и перо, щетину, тополевое и осиновое дерево для производства спичек и т. д.) на 180 млн германских марок. Для переработки сырья и производства потребительских товаров использовались рабочие, явно отвлекавшиеся от оборонных предприятий.
Не только непрекращающаяся гонка вооружений, но и масштабные катастрофические экономические кризисы стали потрясать экономику ведущих стран мира.
В 1930-е гг. Дж. Кейнс опубликовал книгу «Общая теория занятости, процента и денег», в которой необходимость масштабных государственных заимствований обосновывалась нерациональным поведением потребителей, их склонностью к накоплению, что приводит к сокращению спроса, вызывает экономический кризис. Поэтому государство может за счет эмиссии долговых обязательств предъявить дополнительный спрос и устранить недостатки как рыночного механизма, так и поведения частных потребителей.
Со времен президента Рузвельта госдолг США имеет оборотную сторону в виде стимулирования инвестиционной деятельности в национальной экономике, экономического роста и роста массового потребления. В соответствии с основными постулатами кейнсианства, если у США бы не было гигантского государственного долга, сегодня не было бы столь влиятельной страны в мире. Однако периодически повторяющиеся долговые кризисы, потрясающие глобальную и национальные финансовые системы, вновь возрождают проблему обоснования правомерности государственных заимствований.