Глава 7. организационная структура предприятия

Краткое содержание темы

7.1.1. Управление предприятием

Управление – это направленное со стороны управляющего органа воздействие на объект управления в целях получения установленного результата, согласования и корректировки действий исполнителей. Оно включает: предвидение, планирование, организацию, контроль и регулирование процессов исполнения работ (рис.7.1).

Управление предприятием связывает воедино его внутренние ресурсы и внешнюю среду, наиболее сущест­венными компонентами которой являются государствен­ное регулирование экономики, конкуренция, состояние социальной среды.

Проблемы предприятия Цели предприятия

Воздействие Информация

на входы

Информация

глава 7. организационная структура предприятия - student2.ru Обратная связь Обратная связь

 
  глава 7. организационная структура предприятия - student2.ru

Преобразование входов (процесс) Выходы

(результат)

Входы

Продукция Прибыль Доля рынка Удовлетворение работников Социальная ответственность
Объекты управления - маркетинг - исследования и разработки - производство - финансы
(ресурсы)

           
  глава 7. организационная структура предприятия - student2.ru
    глава 7. организационная структура предприятия - student2.ru
 
    глава 7. организационная структура предприятия - student2.ru
 

Рис. 7.1. Процесс управления на предприятии

Система управления включает следующие компоненты:

· принципы и задачи управления;

· организационную структуру органов управления и его персонала;

· экономические и юридические методы и ограничения;

· информацию и технические средства ее обработки.

Управление предприятием состоит из ряда функциональных подсистем:

· стратегическое и текущее управление предприятием;

· управление персоналом;

· планирование;

· управление производством;

· управление маркетингом;

· управление финансами;

· управление инвестициями.

Задачами стратегического управления являются обеспечение экономического, роста предприятия, повышение его конкурентоспособности.

К задачам текущего управления относится обеспечение непрерывности и синхронности работы всех звеньев предприятия, направленных на получение определенного текущего задания.

В задачи управления персоналом входят:

· обеспечение предприятияф соответствующими кадрами, имеющими нужную квалификацию, в необходимом количестве;

· обучение работников в соответствии с применяемой технологией и организацией производства продукции;

· расстановка персонала по рабочим местам и др.

7.1.2. Управленческие технологии

Управленческие технологии – это набор управленческих средств и методов достижения поставленных целей организации, включающий: методы и средства сбора и обработки информации; приемы эффективного воздействия на работников; принципы, законы и закономерности организации и управления; системы контроля.

Типы управленческих технологий:

· управление по целям;

· управление по результатам;

· управление на базе потребностей и интересов;

· управление путем постоянных проверок и указаний;

· управление в исключительных случаях;

· управление на базе активизации деятельности персонала;

· управление на базе «искусственного интеллекта» и др.

1.Управление по целям применимо для средних и малых предприятий с сильным аналитическим подразделением. Оно бывает простым целевым, программно-целевым и регламентным.

При простом целевом управлении руководитель организации определяет только сроки и конечную цель, но не механизм ее достижения. Цель может быть достигнута в любой срок или не достигнута вовсе. Он применяется в основном в обществах с ограниченной ответственностью численностью 3-5 человек.

Программно-целевое управление предусматривает определение целей, механизмов и сроков для каждого этапа достижения целей. Общая цель достигается в предусмотренные сроки. Применяется ООО, АО всех типов.

Регламентное управление используется на уровне всей экономики. При этом определяется конечная цель и ограничения по параметрам и ресурсам. При этом цель достигается обязательно, но сроки ее достижения установить трудно.

2.Управление по результатам базируется на усилении координации и интеграции деятельности всех подразделений. Эта технология хорошо реализуется в средних и малых организациях, где невелико время между принятием решения и его результатом. Технология реализуется путем создания аналитических групп (2-3 человека) с включением специалистов в области психологии, социологии, маркетинга, экономики, работающих в рамках матричной структуры управления. Задачи группы: анализ текущей информации, проведение опросов, определение проблем и подготовка предложений по корректировке тактических и стратегических решений.

3.Управление на базе потребностей и интересов основано на стимулировании деятельности человека через его потребности и интересы (пища, жилье, социальные, материальные, эстетические интересы и др.). Применяется в небольших регионах (поселках, малых городах), где деятельность организации непосредственно влияет на муниципальную инфраструктуру.

4.Управление путем постоянных проверок и указаний основано на жестком планировании деятельности подчиненных и постоянном контроле руководителя за всей текущей деятельностью (линейная структура управления). Эффективна для небольших организаций, где высок авторитет и профессионализм руководителя. Обычно это временная технология.

5.Управление в исключительных случаях заключается в четком распределении всех управленческих и производственных функций. Основной (формальный) руководитель осуществляет лишь связи с внешней средой. Рекомендуется для организаций с жестко регламентированной технологией или с доверительной (функциональной) структурой управления.

6.Управление на базе активизации деятельности персонала реализуется путем стимулирования персонала и мобилизации его интеллектуального потенциала. Применяется в организациях самых различных форм.

7.Управление на «базе искусственного интеллекта» реализуется на базе информационных систем с применением современных технологических средств.

7.1.3. Стратегия предприятия: понятие, сущность и виды

Стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия. По своей сущности стратегия – это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Цель стратегии – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат предприятию высокую рентабельность.

По мнениюМ. Портера большинство стратегий можно сгруппировать, взяв за основу одну из видовых:

- стратегия контроля над затратами базируется на снижении собственных издержек по сравнению с затратами конкурентов путем обязательного контроля над затратами и путем регулирования размера предприятия и объема продукции для достижения более высокой эффективности производства. Именно низкие цены могут служить барьером для появления новых конкурентов;

- стратегия дифференциации направлена на то, чтобы поставлять на рынок товары или услуги, по своим качествам более привлекательные в глазах потребителя, чем конкурирующая продукция. Эти дополнительные особые качества могут содержать: имидж, сервис, разветвленную сеть филиалов для оказания услуг;

- фокусирование – это стратегия, при которой предприятие целенаправленно ориентируется на какую-нибудь группу потребителей, или на ограниченную часть ассортимента продукции, или на специфический географический рынок.

Определение типа рыночной стратегии опирается на результаты прогнозирования или выбора приоритетов:

- стратегия прорыва обычно требует прямой или косвенной государственной поддержки (субсидии, налоговые, кредитные, таможенные льготы);

- эволюционнаястратегия опирается на улучшение инновации и, как правило, не связана с поддержкой государства;

- стратегия выживания направлена на адаптацию к ухудшающейся конъюнктуре с сохранением основного потенциала предприятия. При этом снимается с производства устаревшая, не пользующаяся спросом продукция, уменьшаются масштабы инновационной и инвестиционной деятельности, происходит переориентация на новые рынки, переподготовка персонала и его частичное сокращение.

Изучив внешнюю среду и внутренние резервы организации, руководство предприятия встает перед проблемой выбора стратегической альтернативы:

- стратегия ограниченного роста применяется в зрелых организациях. Руководство таких организаций придерживается старой, некогда успешной стратегии: с минимальным риском для себя они устанавливают цели от достигнутого;

- стратегия роста предполагает постоянное повышение уровня показателей предыдущего периода. Она применяется на динамично развивающихся предприятиях с быстро изменяющими технологиями. Рост может быть внутренним (путем расширения ассортимента товаров) или внешним (слияние компаний);

- стратегия сокращения применяется в случае, когда цели устанавливаются ниже достигнутого: ликвидация предприятия, отсечение лишнего, сокращение и переориентация;

- стратегия сочетания всех альтернатив чаще всего применяется крупными предприятиями.

7.1.4. Организационная структура управления предприятием

Структура управления – это совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления предприятием, реализуемых в конкретных организационных формах и обеспечивающих целостность и эффективность управления. Структура управления находится в тесной взаимосвязи с функциями.

На практике различают структуры двух типов:

- механическую, характеризующуюся использованием формальных процедур и правил, жесткой иерархией власти, централизацией принятия решений (линейная, функциональная, линейно-функциональная, продуктовая, региональная, ориентированная на рынок, дивизионная);

- органическую, характеризующуюся умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией, гибкостью структуры власти, участием в управлении низших уровней (проектные, матричные, программно-целевые).

Организационная структура характеризуется определенным составом, соподчиненностью производственных подразделений и звеньев управления, выполняющих соответствующие функции, организацией управленческого труда и современных технологий управления.

В организационной структуре каждый ее элемент имеет определенное место и соответствующие связи, посредством которых в процессе управления возникает взаимодействие элементов (прямые и обратные связи).

Связи элементов классифицируют как линейные, функциональные и межфункциональные.

Линейные связивозникают между подразделениями и руководителями разных уровней управления, Они появляются там, где один руководитель административно подчинен другому (директор – начальник цеха – мастер).

Функциональные связихарактеризуют взаимодействие между подразделениями и руководителями, связанными с ведением определенной деятельности на разных уровнях управления при отсутствии между ними административного подчинения (начальник цеха – производственно-диспетчерский отдел по вопросам формирования производственной программы цеха).

Межфункциональные связивозникают между подразделениями одного и того же уровня управления (между начальниками разных цехов).

Характер перечисленных связей определяет типорганизационнойструктуры управления:

- линейная – аппарат управления из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы; применяется в небольших организациях;

- функциональная – создание подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях;

- линейно-функциональная – управленческие воздействия разделяются на линейные(обязательные для исполнения) и функциональные(рекомендательные);

- линейно-штабная – образование в помощь линейным руководителям специализированных функциональных подразделений – штабов (не наделяются распорядительной функцией, а только рекомендательной);

- продуктовая – обособление функций по выпускаемому продукту на производственном и обслуживающей уровнях (отдельный учет, сбыт, снабжение);

- инновационно-производственная – четкое разделение руководства подразделениями, осуществляющими инновационные функции (стратегическое планирование, разработка и подготовка производства новой продукции);

- проектная – ориентирована на обеспечение эффективного управления параллельным выполнением на предприятии ряда крупных проектов;

- матричная – сочетает вертикальные линейные и функциональные связи управления с горизонтальными;

- дивизионная - в составе организации выделяются самостоятельные единицы – «дивизионы» по продукту, инновациям, рынкам сбыта; применяется для крупных предприятий.

Практическая часть

Контрольные вопросы

1.В чем заключается сущность стратегии предприятия?

2.Какие виды стратегии предприятия Вы знаете?

3.В чем сущность организационной структуры управления предприятием?

4.Какие виды организационных структур предприятия Вы знаете?

5.В чем различие между линейной и линейно-функциональной структурами управления?

6.Назовите основные направления деятельности современного менеджмента.

Задачи

Задача 1.Материальные затраты на производство промышленной продукции в 2000 г. составили 912 млр. руб. Объем промышленной продукции – 1576 млрд. руб. Определить материалоемкость промышленной продукции.

Задача 2.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов промышленности в 2001 г. составила 4170 млрд. руб. Объем промышленной продукции – 1576 млрд. руб. Определите фондоемкость промышленной продукции.

Задача 3.Предприятие выпускает три вида продукции из металла, расход которого и результаты работы представлены в таблице. Определите общий коэффициент использования металла; уровень отходов металла; материалоемкость

Изделие Кол-во, шт. Чистый вес еди-ницы изделия, кг Общий расход металла, кг Стоимость гото-вой продукции, руб
А 0,5
Б 0,4
В

Задача 4.В годовой программе предприятия 150000 деталей. Детали могут быть изготовлены двумя способами: свободной ковкой и высадкой на горизонально-ковочной машине. Чистый вес детали 32 кг. При свободной ковке отходы составляют 8 кг., при высадке на горизонтально-ковочной машине – 6 кг. Определите коэффициент использования металла при первом и втором способах и экономию металла при втором способе.

Задача 5. Определите темпы роста фондоотдачи, если стоимость валовой продукции в оптовых ценах предприятия ВП=9450 тыс. руб; стоимость основного капитала ОК=4500 тыс. руб.; доля активной части α =0,6; коэффициент загрузки кзагр. = 0,7. В перспективе доля активной части основного капитала возрастет до α2 =0,65; к2=0,75.

Задача 6. Определите материалоемкость продукции, если структура сметы затрат на производство характеризуется следующими данными (%):

Сырье и материалы - 52,0

Топливо - 10,0

Энергия - 6,0

Амортизация - 12,0

Заработная плата с отчислениями на социальные нужды - 18,0

Прочие расходы - 2,0

Итого 100

Объем валовой продукции, млн. руб. 180

Уровень рентабельности продукции (к себестоимости), % 20

Задача 7.На основе имеющихся данных заполните таблицу

Стоимость зданий, сооруж., млн. руб. Стоимсоть машин, оборуд млн. руб. Стоимость ОПФ, млн. руб. Объем продукц млн. руб. Фондоемкость, руб./руб.
   
    0,71
    1,31
    0,8

Задача 8.Определите удельную фондоемкость единицы продукции и проверьте объективность распределения стоимости основного капитала, если она составила ОПФ = 200 тыс. руб., станкоемкость годовой программы Стемк. = 200 тыс. ч., станкоемкость единицы изделия А Ст.А = 150 ч., изделия Б Ст.Б = 400 ч., годовая программа QА = 600 ед., QБ = 275 ед.

Задача 9.По данным табл. определите оптимальный вариант технического решения.

Показатели Варианты
Себестоимость единицы продукции, руб./шт.
Удельные капитальные вложения, руб./шт.
Норма дисконта 0,2 0,2 0,2

Задача 10. В результате реконструкции кислородно-конверторного цеха объем производства стали увеличился с 2 до 3 млн. т., себестоимость одной тонны стали снизилась с 1150 до 1095 руб. при неизменной цене стальных слитков 1300 руб./т. Объем капитальных вложений в реконструкцию составил 900 млн. руб. Определите общую экономическую эффективность капитальных затрат.

Задача 11.Определите нормативную трудоемкость разработки конструкции детали, имеющей аналог, если объем документации составляет 12 листов формата А4; норматив времени на выпуск одного листа чертежа соответствующей группы сложности и новизны 4 ч.

Тесты

1.Управление предприятием – это:

а) деятельность, направленная на соблюдение технологического режима производства продукции;

б) деятельность по привлечению инвестиций со стороны

в) целенаправленное воздействие на трудовой коллектив предприятия для решения поставленных задач;

г) деятельность по формированию кадрового состава предприятия.

2.Основные идеи философии управления:

а) достижение максимального объема производства продукции;

б) ориентация на потребительский спрос;

в) выпуск продукции высокого качества;

г) проведение маневренной инновационной политики;

д) повышение средней заработной платы трудящихся;

3.Объектами управления являются:

а) маркетинг;

б) материальные ресурсы;

в) производство;

г) капитал;

д) финансы;

е) информация.

4.Механистическая структура управления характеризуется:

а) формальными процедурами и правилами;

б) участием в управлении нижних уровней трудового коллектива;

в) жесткой иерархией власти;

г) централизацией принятия решений;

д) гибкостью структуры власти.

5.Основные цели управления:

а) экономия управленческих расходов;

б) борьба за потребителя и качество;

в) повышение конкурентоспособности предприятия;

г) высокие темпы роста объемов производства.

6.Управление предприятием представляет собой:

а) маркетинг;

б) менеджмент;

в) маркетинг и менеджмент в комплексе.

7.Эффективность управления определяется главным образом:

а) воздействием управления на внутренние факторы производства;

б) адаптируемостью предприятия к изменениям внеш­ней среды.

8.Важнейшие функции управления – это:

а) функции планирования и организации;

б) выработка и принятие решений, и обмен информацией;

в) мотивация работников к эффективному действию.

9. Фундамент квалифицированного управления – это:

а) высокий профессиональный уровень руководителей предприятия;

б) высокая квалификация производственных рабочих;

в) использование высоких технологий.

10. Стратегия контроля над затратами базируется на:

а) снижении собственных издержек по сравнению с затратами конкурентов; б) поставке на рынок товаров или услуг по своим качествам более привлекательных, чем конкурирующая продукция;

в) достижении уровня прибылей выше среднего по отрасли;

г) какой-нибудь группе потребителей, или ограниченной части ассортимента продукции, или на специфическом географическом рынке.

Раздел 2

РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Наши рекомендации