Значение управления финансами
Управление финансами имеет большое значение для эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности. Эффективное использование финансов и планомерное управление ими позволяет выявить пути максимилизации прибылей при одновременном снижении затрат. Только при рациональном распределении получаемых доходов, правильном управлении ценами и использовании всех имеющихся ресурсов с максимальной выгодой для предприятия возможно обеспечить благоприятное финансовое положение. Эффективное управление финансами имеет большое значение для успешной деятельности предприятия и его процветания в условиях неослабевающей рыночной конкуренции. Финансовое планирование является составной частью общего планирования.
Без информации о состоянии денежных ресурсов невозможен процесс принятия решений о размещении и перемещении денежных средств в более прибыльные сферы деятельности. Документация, формируемая в результате финансовых операций, оказывает значительную помощь при управлении финансами. К такой документации относятся баланс, бюджет, различные финансовые прогнозы.
Баланс обеспечивает информацией о состоянии активов и пассивов на конкретную дату. Отчёт о поступлениях денежных средств содержит информацию о поступлениях за прошедший период времени и позволяет осуществлять сравнительный анализ состояния денежных ресурсов в разные временные интервалы. Смета денежных расходов позволяет прогнозировать погашения по счетам кредиторов на планируемый период и устанавливать размер дополнительных денежных ресурсов, необходимых для осуществления будущих хозяйственных операций.
В настоящее время большой и малый бизнес испытывает потребность в более углублённых методах оценки финансов. Однако, какие бы изменения не претерпевали эти методы оценки, фундаментальные основы финансового управления остаются прежними.
Билет 15) Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления и физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
В отличие от банковского кредита государственный кредит:
1) предоставляется главным образом на покрытие дефицита бюджета, в то время как банковский кредит предоставляется для финансирования текущих нужд хозяйствующих субъектов;
2) привлекая средства хозяйствующих субъектов и граждан, государственный кредит выступает как вторичное перераспределение национального дохода;
3) обеспечивается всем имуществом, находящимся в собственности государства, составляющем государственную казну. Поэтому государственный кредит является более надежным для кредиторов видом кредитования;
4) не имеет строго целевого характера использования, тогда как средства, заимствованные у кредитных организаций, могут быть использованы только на определенные цели;
5) сокращает количество денег в обращении. Банковский кредит может, наоборот, быть причиной появления избыточной денежной массы;
6) погашение государственного кредита осуществляется за счет налогов или новых займов. Для банковского кредита источником погашения являются денежные средства хозяйствующих субъектов;
7) находит свое непосредственное выражение в формировании внутреннего и внешнего долга.
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы; обращение части вкладов населения в государственные займы; заимствование средств общегосударственного ссудного фонда; казначейские ссуды; гарантийные ссуды.
Государственные займы. Государственные займы можно квалифицировать по ряду признаков.
По субъектам заемных отношений - займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.
По месту размещения - внутренние и внешние.
По обращению на рынке - рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они являются основными. Нерыночные не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.
4. В зависимости от срока привлечения средств - краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Краткосрочные займы используются для финансирования временных резервов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выступает векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные.
5. По обеспеченности долговых обязательств - закладные, беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечение беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выступает беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы, не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.
7. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получить стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид - процентные облигации, доход по которым выплачиваются 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачиваются вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.
8. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других
9.В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если займ гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения выделяются три варианта: займ погашения равными частями в течение определенного срока, возрастающими долями, снижающимися долями.
Обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца позволяют выделять эти отношения в качестве особой формы государственного кредита.
Обращение части вкладов населения в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг, а также оформление безоблигационных займов. В нашей стране сейчас это достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.
Позаимствование средств общегосударственного ссудного фонда. Эта форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционирует в тоталитарном обществе. Она способствует развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях жесткого контроля за эмиссией денежных знаков. По этому полная нормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на пути признания невозможности прямого позаимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита и возмещения государственному банку долга образовавшегося в предыдущие годы.
Казначейские ссуды. Казначейские ссуды как форма государственного кредита выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности.
В настоящее время в нашей стране эта форма государственного кредита активно не используется. Отношение по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь на иных условиях, по другим причинам и в иных целях. Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и нормам процента, они возможны в случае финансовых затруднений предприятий и хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране, имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.
Гарантированные займы.В отдельных случаях правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему. В этих условиях речь идет об условном государственном кредите - гарантированных займах. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей стране созданы условия для возрождения гарантированных займов в связи с предоставлением местным органам власти, а также отдельным хозяйственным структурам права проводить операции по заключению займов.