Определение оптимального остатка денежных активов компании
Денежные средства – это наиболее ликвидная категория активов, которая обеспечивает предприятию наибольшую степень ликвидности и свободы выбора действий.
Важной задачей для финансового менеджера при управлении денежными средствами является определение оптимального размера денежных средств на расчетном счете.
В теории финансового менеджмента для оптимизации уровня денежных средств на расчетном счете используются модели Баумоля и Миллера – Ора.
I.Модель Баумоля
Полагается, что предприятие начинает работать имея максимальный и целесообразный для него уровень денежных средств. Траты денежных средств равномерно распределены во времени.
Все поступающие средства от реализации товаров, работ, услуг вкладываются предприятием в краткосрочные ценные бумаги. Как только запас денежных средств на р/c истощается, т.е. становится равным 0, предприятие продает часть ценных бумаг, тем самым пополняет уровень денежных средств до первоначальной величины.
Оптимальная величина денежных средств на р/с определяется по формуле:
V – прогнозируемая потребность в денежных средствах в периоде,
C – расходы по конвертации денежных средств в ценные бумаги,
r – приемлемый и возможный для предприятия процентный доход по краткосрочным финансовым вложениям.
Средний запас денежных средств на расчетном счете = Q/2.
Общее количество сделок по конвертации ценных бумаг в денежные средства определяется по формуле:
Общие расходы по реализации политики управления денежными средствами определяется по формуле:
Первое слагаемое в формуле – прямые расходы; второе – упущенная выгода от хранения средств на расчетном счете вместо того, чтобы их инвестировать в ценные бумаги.
Модель Баумоля проста и в достаточной степени приемлема для предприятий, расходы которых стабильны и прогнозируемы. Однако, такое случается крайне редко, так как остаток денежных средств чаще всего изменяется случайным образом, причем, возможны значительные колебания. Данные допущения снимаются второй моделью.
II.Модель Миллера – Ора
Остаток денежных средств на расчетном счете может хаотически меняться до тех пор, пока не достигнет верхнего предела. Как только это произойдет, предприятие должно купить достаточное количество ценных бумаг с целью вернуть запас денежных средств к некоторому оптимальному уровню (точка возврата). Если запас денежных средств достигает нижнего предела, то предприятие должно продать свои ценные бумаги и таким образом пополнить размер денежных средств до нормального уровня.
Этапы реализации модели:
1) Устанавливается минимальная величина денежных средств (нижняя граница Он), которую целесообразно постоянно иметь на расчетном счете. Она определяется экспертным путем (текущие платежи + платежи по погашению финансовых обязательств).
2) По статистическим данным определяется вариация ежедневного поступления средств на расчетный счет (V),
3) Определяются расходы по хранению средств на расчетном счете (Рх) и расходы по взаимной трансформации денежных средств и ценных бумаг (Рт).
4) Рассчитывается размах вариации остатка денежных средств на расчетном счете по формуле:
5) Рассчитывается верхняя граница денежных средств на расчетном счете (Ов), при превышении которой необходимо часть денежных средств конвертировать в краткосрочные ценные бумаги.
Ов = Он + S
6) Определяется точка возврата (Тв), то есть, величина остатка денежных средств на расчетном счете, к которой необходимо вернуться в случае, если фактический остаток средств на расчетном счете выходит за пределы интервала (Он; Ов).
Помимо оптимизации денежных средств на расчетном счете в рамках методов управления денежными средствами особое место занимают:
• Синхронизация денежных потоков,
• Ускорение денежных поступлений,
• Контроль выплат.
Для того, чтобы денежные поступления сочетались с денежными выплатами, предприятие должно составлять договоры таким образом, чтобы временные интервалы поступления денежных средств от покупателя и оплаты с поставщиками за сырье и материалы совпадали (это синхронизация денежных потоков).
Ускорение денежных поступлений предусматривает поиск способов увеличения размера денежных средств на расчетном счете (сдача в аренду малоиспользуемого имущества; консервация имущества в целях сокращения налогооблагаемой базы по налогу на имущество; все способы взыскания дебиторской задолженности; выстраивание дебиторов в порядке значимости для предприятия).
Контроль выплат состоит в том, чтобы ранжировать платежи по степени важности, а также подразумевает поиск альтернативных операций и контрагентов, предполагающих более выгодные условия.