МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. (2) «Окно в Европу». Идентификация Санкт-Петарбурга как центра международных экономических и транспортных связей России с западным миром (симметрично — как
(2) «Окно в Европу». Идентификация Санкт-Петарбурга как центра международных экономических и транспортных связей России с западным миром (симметрично — как «окно в Россию»). Б зтом случае также сохраняется некоторая инерция восприятия, основанная на благоприятном географическом расположении Санкт-Петербурга в дельте Невы, имеющей второй после Волги бассейн и судоходно связанной с бассейном Волги и Дона, с выходами в Черное, Каспийское и Белое моря. Эта роль Санкт-Петербурга с развитием современных транспортных средств и коммуникаций, к сожалению, существенно утрачивается. Во-первых, окном России в мир в изрядной степени является Москва и многие международные контакты осуществляются именно и только через нее. А во-вторых, современные коммуникации и средства связи делают более эффективными международные контакты с выходом непосредственно на провинцию. Бурный рост и интенсивность международных контактов в Коми, Поволжье, Западной Сибири, Приморье и др. — тому наглядное подтверждение. Скорее, в связи с развитием современных информационных технологий, со своим дворцовым потенциалом, Санкт-Петербург может стать центром научного, делового, политического общения, местом проведения масштабных конференций, выставок, семинаров и т. п. С этим могут быть связаны и перспективы развития банковского и биржевого дела, развития Санкт-Петербурга как центра международного сотрудничества и посредничества, как «города-брокера». Таким образом, эта идентификация Санкт-Петербурга перспективна, но в очень конкретном понимании города как центра информационных и коммерческих коммуникаций. Это, в свою очередь, предполагает серьезные вложения в создание современной информационной инфраструктуры, которой Санкт-Петербург в настоящее время практически не имеет.
(3) «Военно-морской форпост России». Эта идентификация связана с предыдущей, наполняя образ Санкт-Петербурга как «окна в Европу» конкретным содержанием военно-морского стратегического форпоста России. Это значение Санкт-Петербурга было главенствующим при основании его Петром Великим, для которого строительство новой столицы на окраине империи было жестом, знаком, утверждением центра дальнейшей экспансии России. Эта роль Санкт-Петербурга, ослабевавшая на протяжении всей последующей истории (включая советский период), сохраняется и в наше время. Однако, по сравнению с такими военно-морскими центрами, как Североморск, Северодвинск, Калининград, в связи с перспективой строительства новых более современных российских портов, в том числе на Балтике, она приобретает все менее выраженный стратегический характер.
(4) «Город-интеллигент». Имеется в виду понимание Санкт-Петербурга как центра образования («кузница кадров») и науки. Первое — в условиях обвального разложения российской высшей школы и неблагоприятной социально-демографической ситуации (старения населения, превышения смертности над рождаемостью;, дороговизной обучения и транспортных расходов — становится все более проблематичным. Что касается науки, то фундаментальная наука вошла в кризисное состояние даже раньше высшей школы, а прикладная наука все более концентрируется при современных производствах, размещенных зачастую в провинции. Поэтому перспективы этой идентификации, в лучшем случае, могут быть связань с фундаментальной наукой (при условии ее сохранения и поддержки) и образованием преимущественно гуманитарного профиля и в сфере художественного творчества (музыка, изобразительные искусства, театр и т. д.).
(5) «Город-труженик». В этом случае речь идет о Санкт-Петербурге как промышленном центре. Учитывая, что свыше 70% промышленного потенциала Санкт-Петербурга связано с военно-промышленным комплексом, конверсия с неизбежностью ставит вопрос о серьезной структурной перестройке городской промышленности, выводе из города ряда производств, изменения структуры занятости,